Курсовая теория на тему Особенности фонетической системы русского языка
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Общее
представление о фонетике русского языка. 4
1.1. Фонетика
как раздел науки о языке: объект, предмет, задачи фонетики. 4
1.2. Особенности русской фонетики. 8
2. Особенности
фонетики русского языка литературного и нелитературного языка 12
2.1. Фонетические
особенности литературного языка на примере Произведений С.А. Есенина. 12
2.2. Особенности
фонетики русского нелитературного языка на примере русского рэпа. 17
Заключение. 23
Список
использованных источников. 25
Введение:
Роль русского языка в качестве
средства международного общения исключительно велика, так как многие страны проявляют
интерес к истории и культуре нашего народа, а также к переменам, которые происходят
в жизни нашего государства. В последние годы интерес к русскому языку стал возрастать.
За пределами России насчитывается более миллионов человек, владеющих языком А.С.
Пушкина и Ф.М. Достоевского. Несмотря на то, что русский язык считается одним из
самых сложных, его изучают по всему миру.
Как известно, для развития коммуникативных
навыков необходимо овладеть знаниями и умениями правильного произношения. Общение
не представляется возможным без овладения произносительными навыками, так как нарушение
произносительных норм существенно затрудняет процесс коммуникации. Сказанное выше
определяет актуальность исследования особенностей фонетики русского языка. Теоретической основой работы являются труды Т.П. Сальниковой, С.Л. Соловейчик,
К.Д. Ушинского, Л.В. Щербы, Б.Т. Панова и др.
Объектом исследования является фонетическая система русского языка. Предмет
– особенности фонетической системы русского языка.
Цель работы — рассмотреть особенности фонетической системы русского языка.
Для достижения указанной цели в работе представлены следующие задачи: —
рассмотреть фонетику как раздел науки о языке: объект, предмет, задачи фонетики;
— изучить особенности русской фонетики;
— раскрыть фонетические особенности литературного языка на примере Произведений
С.А. Есенина;
— выявить особенности фонетики русского нелитературного языка на примере
русского рэпа.
Заключение:
Фонетическая
сторона коммуникации чрезвычайно сложна и разнообразна. Функции ее заключаются в
звуковом кодировании текста при говорении и декодировании при его восприятии.
Структура фонетического
компонента языка, предложенная С.В. Князевым и С.К. Пожарицкой, представлена двумя
видами: субстанциональной фонетикой и лингвистической фонетикой.
Субстанциональная
фонетика подразделяется на артикуляционную, акустическую, перцептивную фонетику.
Артикуляционная
фонетика изучает речевой аппарат (анатомо-физиологическую базу артикуляции и механизм
речепроизводства); акустическая фонетика – физические характеристики звуковых единиц;
перцептивная фонетика исследует процессы восприятия речи. Объектом изучения лингвистической
фонетики является звуковая система языка. Звуковые средства языка подразделяются
на фонетические единицы, фонетические признаки, фонетические правила.
Фонетические
единицы, в свою очередь, подразделяются на сегментные и суперсегментные. Звук и
фонема являются сегментными единицами. Слог, синтагма и фраза представляют суперсегментные
единицы. Фонетические признаки, как и фонетические единицы, также дифференцируются
на сегментные и суперсегментные.
Сегментные фонетические
признаки репрезентируют такие особенности согласных, как глухость и звонкость, твердость
и мягкость, а также место и способ образования согласного. Сегментные признаки гласного
представлены подъемом и лабиализацией гласного. Суперсегментными фонетическими признаками
являются ударение и интонация.
Фонетические
правила могут осознаваться и контролироваться говорящим. В этом случае речь идет
о фонологических правилах. Если правила не осознаются и не регулируются говорящим,
то это коартикуляционные правила.
Формирование
правильного произношения обусловлено развитием взаимосвязанных артикуляционных,
просодических и интонационных умений и навыков.
Процесс коммуникации
начинается с коммуникативного намерения, затем образная форма информации кодируется
при помощи языковых знаков. Задача звукового компонента языка заключается в символьном
фонетическом оформлении речевого сообщения, состоящего из фонем, и в последовательном
преобразовании отдельных символьных единиц посредством целевых артикуляций в непрерывный
звуковой сигнал.
Звуковые преобразования
– это сложный процесс, включающий взаимодействие самостоятельных систем: звуковой
системы языка, речепроизводящей системы, речевоспринимающей системы.
Набор звуковых
средств и правила речепроизводства составляют артикуляционную базу русского языка,
для которой характерны следующие особенности: отсутствие в русском языке увулярных,
фарингальных, эпиглоттальных согласных, преобладание дорсальных зубных артикуляций
над апико-альвеолярными, возможность быстрого переключения с одного типа артикуляции
на другой, наличие широкого вокалического диапазона, дифтонгоидный характер гласных,
невыраженность слоговых границ, специфическая ритмика слова.
Что касается
типов произношения слов, то стоит отметить, что в русском, как и в любом другом
языке, существуют как индивидуальные, так и ситуативные варианты «полного» и «аллегрового»
(«разговорного») типа произношения, которые сопровождаются интонационными средствами,
характерными для говорящего.
Необходимо подчеркнуть,
что при обучении иностранных обучающихся русскому языку необходимо акцентировать
их внимание на значении в речи интонем, при помощи которых можно передать и получить
значительную часть информации.
Фрагмент текста работы:
1. Общее представление
о фонетике русского языка
1.1. Фонетика как
раздел науки о языке: объект, предмет, задачи фонетики Фонетика (от греч. phone «звук»)
– раздел языкознания, который изучает звуковой строй языка.
Объектом фонетики выступает материальная
составляющая речи, т. е. звуки; предметом фонетики являются способы образования
звуков речи, закономерности изменения звуков в потоке речи, акустические свойства,
особенности членения звукового потока на отрезки и особенности объединения более
мелких отрезков в более крупные.
Фонетика занимает особое место
среди лингвистических наук. Лексикология и грамматика изучают смысловой аспект языка,
значения, заключенные в словах, предложениях и в значимых частях слова – морфемах.
Принципиальное отличие фонетики
от других лингвистических дисциплин состоит в том, что она изучает языковые единицы,
которые характеризуются отсутствием значения (например, мы не можем сказать, что
означает каждый звук в отдельности в слове, например, дом: [д], [о], [м]).
Функция звуков сводится к формированию
и различению морфем и слов (дом – дым – том – ком). Фонетика изучает:
– образование звуков языка, исходя
из возможностей произносительного аппарата человека;
– акустические свойства звуков;
– влияние звуков друг на друга
в речевом потоке;
– особенности членения речевого
потока на отрезки;
– функциональный аспект звуков
речи;
– природу слога и законы слогоделения;
– особенности ударения;
– интонацию как средство организации
фразовых единств.
Предметом исследования общей фонетики
является выявление того, что свойственно звуковой системе всех языков.