Курсовая теория на тему Особенности физического воспитания детей раннего возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1 Теоретические основы
проблемы развития физиологических качеств у детей раннего возраста. 5
1.1 Возрастные особенности
физического развития детей раннего возраста. 5
1.2 Приоритетность физического
воспитания в раннем возрасте. 11
ГЛАВА 2 Физическое воспитания детей
раннего возраста. 15
2.1 Физическое воспитание детей
первого года жизни. 15
2.2 Основы физического воспитания
детей второго года жизни. 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 30
Введение:
Генеральным заданием
русского общества является воспитание подрастающего поколения в духе
ответственного и осознанного отношения к собственному здоровью, здоровью других
людей как к наивысшей индивидуальной и общественной ценности. Решение этой
задачи необходимо начинать с раннего возраста.
Для того чтобы малыш
правильно рос и развивался, необходимо начинать физкультуру с раннего возраста.
Физическое воспитание детей предполагает охрану и укрепление здоровья,
улучшение функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие. Она
направлена на своевременное формирование у детей двигательных навыков, умений и
физических качеств (силы, выносливости, ловкости, скорости); развитие интереса
к различным видам двигательной деятельности, доступным ребенку; воспитание
привычки к ежедневным физическим упражнениям, а также положительных моральных,
нравственных и волевых качеств личности.
Особенно важно развитие
движений. Для этого проводятся утренняя гигиеническая гимнастика, подвижные
игры, занятия физкультурой и др. Следует также позаботиться о повышении
двигательной активности ребенка в течение дня путем создания соответствующей
среды, выбора средств физического воспитания и игрушек и поощрения детей к их
использованию. Дети обучаются двигательным навыкам и способностям в основном на
уроках физической культуры. Занятия обязательны для всех здоровых детей. Они
проводятся круглый год с детьми до одного года индивидуально с каждым ребенком,
с детьми второго и третьего лет жизни в подгруппах (от 1 года до 1 года 6 месяцев
по 6-8 человек, с детьми до 2 лет по 8-10 человек, с детьми третьего года жизни
по 10-14 человек).
В физическом воспитании
должен соблюдаться строгий дифференцированный подход: при назначении режима,
питания, закаливающих процедур, при выборе игр и физических упражнений их
дозировка учитывает возраст, состояние здоровья, физическое развитие и
физическую подготовленность, а также индивидуальные особенности ребенка.
Методика физического воспитания детей зависит от их возраста, но ее основные
принципы во всех возрастных группах остаются неизменными. Некоторые различия в
методах проведения занятий по физическому воспитанию связаны только с
анатомо-физиологическими особенностями детей разных возрастных групп.
Во время занятий вы
должны стремиться развивать и совершенствовать те двигательные навыки, которые
наиболее необходимы в этом возрасте. Например, у детей первой половины жизни
необходимо развивать двигательные навыки по очереди от спины к животу, от
живота к спине, а чуть позже — навыки ползания. Дети старшего возраста
развивают и совершенствуют двигательные навыки в основных видах движений:
ходьбе, беге, равновесии, лазании, метании и прыжках.
Физическая культура
личности учеными определяется как совокупность свойств ребенка, которые
приобретаются в процессе физического воспитания и отражаются в его активной
деятельности, направленной на всестороннее совершенствование личной физической
природы и ведения здорового образа жизни.
Стоимостной основой
содержания физической культуры является рациональная двигательная активность
ребенка как фактор его подготовки к жизнедеятельности путем оптимизации
физического состояния. В соответствии с Базовым компонентом, ребенок должен
обладать определенным набором соответствующих возрасту умений и навыков
основных движений, связанных с ходьбой, бегом, отталкиванием и приземлением,
прыжками в высоту и длину, бросанием предметов в цель.
Итак, движение – это
моторная функция организма личности ребенка, что выражается в изменении
положений тела или отдельных его частей. Движение – главное проявление жизни.
Оно может заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не могут
заменить действия движения.
Сформированные
двигательные навыки и умения позволяют экономить физические силы и безошибочно
выполнять физические упражнения, что положительно влияет на развитие мышц,
связок, суставов, костного аппарата.
Анализ литературы
показал, что рассмотрением этой проблемы занимались многие авторы, в частности
Арефьев В.Г., Бондаревский Е.Я., Борисенко А.Ф., Венгерский Г.Б., Дмитриев
В.В., Круцевич Т.Ю. и др.
Объект исследования –
процесс физического воспитания детей раннего возраста.
Предмет исследования –
развитие физических качеств у детей раннего возраста.
Цель исследования:
обосновать особенности физического воспитания детей раннего возраста.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть возрастные особенности физиологического развития
детей раннего возраста;
2. Выявить приоритетность физического воспитания в раннем возрасте;
3. Изучить физическое воспитание детей первого года
жизни;
4. Проанализировать основы физического воспитания детей второго
года жизни.
Методы исследования:
анализ научной литературы.
Заключение:
В современных условиях
наблюдается снижение состояния здоровья детей. Причинами тому является
нерациональное питание, загрязнение окружающей среды, вредные привычки
родителей, недостаточная двигательная активность, низкая эффективность
учебно-воспитательного процесса с физического воспитания, а также недостаточное
укрепление здоровья детей и популярность здорового образа жизни среди населения
России.
Сохранение и укрепление
здоровья детей, развитие и совершенствование физических качеств, повышение
уровня их двигательной активности являются основными задачами физического
воспитание детей раннего возраста.
Поэтому следует уделять
развитию детей с раннего возраста и начинать физическое воспитание и лечебную
гимнастику с раннего детства, вводя все это в норму.
Изучение
анатомо-физиологических особенностей развития детей с первых месяцев жизни
помогает ученым определять пути наиболее полноценного их развития и физического
воспитания.
Первые три года жизни
развитие ребенка проходит очень быстро. Ни в один из последующих периодов он не
приобретает так много, как в первые годы. Врожденные особенности не формируют
психической деятельности младенца. С первых дней жизни окружающая младенца
среда начинает оказывать на него большое влияние, поэтому родители должны
следить за здоровьем младенцем. Для укрепления здоровья младенца обычно
применяется лечебная физкультура и гимнастика, что приводит к правильному
развитию ребенка на раннем этапе.
Необходимо стараться не
ограничивать самостоятельную деятельность ребенка, не лишать его радостей
преодоления некоторых посильных для него трудностей. Если ребенок не слишком
подвижен, используйте уроки физкультуры, как приятное проведение времени. Все
это позволит развеселить ребенка и приведет к правильному его развитию.
Задача родителей — способствовать
развитию самостоятельной деятельности каждого ребенка. Дети много играют с
игрушками, двигаются и вместе с тем с интересом наблюдают за окружающим,
рассматривают картинки, по разнообразным поводам обращаются к родителям, с
удовольствием выполняют их поручения.
В течение первых трех лет
жизни решающее значение для развития ребенка имеет непосредственное влияние
взрослых. Формы этого влияния различны: на первом году значительное место
занимает показ, на втором и третьем — речь, поведение взрослых, их разговор с
ребенком и между собой, их взаимоотношения.
Особенно внимательным
должен быть подход к детям, отстающим в развитии. Учитывая их быструю
утомляемость, легкую возбудимость, нужно обязательно чередовать лечебную
гимнастику и физкультуру с паузами отдыха.
Трудно переоценить
значение движений для физического и нервно-психического развития детей раннего
возраста, своевременного возникновения двигательных навыков и последовательного
их развития. Этому в значительной мере способствуют лечебная гимнастика и
массаж, а также уроки физкультуры.
Однако не все родители имеют
четкое представление о пользе лечебной гимнастики и лечебной физкультуры в
сочетании с закаливанием для правильного физического развития ребенка. Многие
не знают, что именно в раннем детстве особенно важно создать прочную основу для
дальнейшего всестороннего укрепления здоровья и развития ребенка.
В тех случаях, когда в
здоровье и физическом воспитании и развитии детей возникают любые отклонения,
правильный режим дня, закаливание, физические упражнения, лечебная гимнастика и
массаж по совету врача помогут устранить эти недостатки.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 Теоретические основы проблемы развития физиологических
качеств у детей раннего возраста 1.1 Возрастные особенности физического развития детей раннего
возраста Период от рождения
ребенка до поступления в школу – наиболее ответственный этап развития организма
и один из важнейших в становлении личности человека.
Знание особенностей роста
и развития детей различных возрастных групп необходимо дошкольным работникам
для того, чтобы правильно осуществлять физическое воспитание детей, наблюдать
за их психическим состоянием и физическим развитием. К.Д. Ушинский писал по
этому поводу: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях,
то она должна сначала познать ее также во всех отношениях».
Организм ребенка
развивается непрерывно. Уровень и темпы этого развития в разные периоды жизни
неодинаковы. Это распространяется и на отдельные возрастные группы детей,
значительно отличаются друг от друга.
В течение первых шести
лет у ребенка не только интенсивно увеличивается вес внутренних органов:
легкие, сердце, почки, печень и др., но и совершенствуются их функции.
Изменяется опорно-двигательный аппарат, увеличиваются длина и вес тела,
развиваются функции анализаторов, язык и совершенствуются психические процессы
(память, мышление, восприятие и т.д.) и т.д. [2].
Физическое развитие в
раннем и дошкольном возрасте характеризуется непрерывным изменением основных антропометрических
показателей: длины и массы веса, окружности головы, грудной клетки.
Длина тела ребенка за
первый год жизни увеличивается в среднем на 20-25 см. В конце первого года
жизни этот показатель составляет 74-75 см. 3-5-летний ребенок подрастает за год
на 4-6 см. В 6 лет эти темпы значительно увеличиваются и за год ребенок
подрастает на 8-10 см. Это связано с эндокринными изменениями, происходящими в его
организме. К концу дошкольного возраста длина тела в сравнении с новорожденными
увеличивается в 2-2,5 раза.
Вес тела ребенка на
первом году жизни утраивается (по сравнению с весом при рождении) и составляет
в среднем 10-10,5 кг. После каждого года жизни вес тела ежегодно увеличивается
на 2-2,5 кг. К концу дошкольного возраста он увеличивается в два раза по
сравнению с массой тела годовалого ребенка.
Окружность грудной клетки
ребенка меняется неравномерно. Крупнейшие темпы ее увеличения приходятся на
первый год жизни, когда она увеличивается на 12-15 см. Примерно на эту величину
увеличивается окружность грудной клетки за весь дошкольный период. Окружность
грудной клетки (в состоянии покоя) зависит от упитанности ребенка и его
физического развития.
Окружность головы у
новорожденных составляет 1/4 длины тела, в два года — 1/5, а в конце
дошкольного возраста — 1/6 длины тела. Рост черепа наиболее интенсивный в
течение первого года жизни и сравнительно интенсивный к четырех лет (это
связано с увеличением веса головного мозга). Затем темпы его роста значительно
уменьшаются.
Физическое развитие
зависит от веса и длины тела ребенка, от наследственных факторов и социальных
условий среды. Режима дня, питания, закаливающих процедур, применение различных
форм физического воспитания — все это в значительной степени влияет на
физическое развитие и здоровье детей [6].
Костная система. В разные
периоды жизни ребенка химический состав костей неодинаков. Он зависит от его
возраста, питания, обмена веществ, функционального состояния эндокринных желез
и мышечной работы. Костная ткань в детей содержит больше воды и только около
13% минеральных солей. Вот поэтому они эластичны, легко поддаются искривлению
вследствие негативных внешних факторов (физические упражнения, не соответствуют
анатомо-физиологическим особенностям детей: одежда, обувь, мебель, не
соответствующие их роста и др.).
Процесс окостенения
скелета происходит на протяжении всего периода детства. С двух-трех лет
начинается создание костной ткани с пластинчатой структурой, как у взрослых.
Позвоночник у новорожденных прямой, он не имеет физиологических изгибов. По мере
того как ребенок растет и учится держать голову, у него появляется шейный изгиб
позвоночника, начинает сидеть — грудной изгиб; стоять и ходить (после года) —
поясничный. В 3-4-летнего ребенка конфигурация позвоночника приближается к
такой, как и у взрослого [6].