Курсовая теория Юриспруденция Конституционное право

Курсовая теория на тему Особенности федеративного устройства РФ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 5
1.1 Становление и развитие России как федеративного государства 5
1.2 Юридическая природа российского федеративного государства 10
2. ВОПРОСЫ ФЕДЕРАТИВНОГО УСТРОЙСТВА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ 14
2.1 Вопросы асимметричности федеративного устройства в России 14
2.2 Вопросы разграничения предметов ведения в Российском государстве 21
2.3 Проблемы дальнейшего развития федерализма в России 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34

 

  

Введение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования заключается в том, что Российская Федерация является уникальным государством во всем мире. Причин на это много. Россия – самое большое, протяжённое государство на всей политической карте мира, подобных государств не было во всей политической истории. Российская Федерация ухищряется сочетать в своем гражданском подданстве огромное количество наций, при том одинаково учитывая и уважая права каждой из них, подчеркивая важность их культуры и обеспечивая им право на самоопределение. Российская Федерация сегодня – это самое молодое федеративное государство. Развитие государственного устройства иных стран выстраивалось на сегодняшний день гораздо дольше, чем сейчас развивается Россия, поэтому и проблем у нашего государства больше. Следует также принять во внимание и тот факт, что история нашего государства также уникальна, поскольку Россия претерпела огромное количество революций и кардинальных направлений в политике государства как внутренней, так и внешней, чего также не было у иных государств.
Предметом исследования является, во-первых, само государство, а также тип его устройства – федеративный.
Объектом исследования выступают отношения, возникающие в государстве при реализации федеративной формы государственного устройства.
Цель данной работы – дать понятие федеративному устройству государства, а также проанализировать данный вид государственного устройства на примере Российской Федерации.
Чтобы достичь поставленной цели, мы наметили решение следующих задач:
– рассмотреть становление и развитие России как федеративного государства;
– охарактеризовать юридическую природу российского федеративного государства;
– проанализировать вопросы асимметричности федеративного устройства в России;
– изучить вопросы разграничения предметов ведения в Российском государстве;
– исследовать проблемы дальнейшего развития федерализма в России.
Методологической основой написания данной работы послужил диалектико-материалистический подход познания объективной действительности и основанные на нем общенаучные и частно-научные методы (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, догматический, логический, социологический, системно-структурный, сравнительно-правовой метод, а также методы и моделирования), а также научные способы познания.
Структурно работа выполнена из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемых источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Подводя итог нашему исследованию можно сделать следующие выводы.
Государство – это единственная организация, осуществляющая правотворчество. Государство создает законы и подзаконные акты, обладающие юридической силой, содержащей нормы права. Если бы не было права, то государство не смогло бы нормально осуществлять контроль над обществом и выполнять свои функции. Важнейшей функцией государства является регулирование общественных отношений и обеспечение высокого уровня жизни своих граждан.
Форма государства — это сложное представление, содержащее три компонента: форму правления, государственное устройство и политический строй В общей сложности конфигурацию государственного устройства можно описать как систему государственной власти по территориям (территориальной или национально-территориальной организации), которая характеризует баланс государства как целого и его составных элементов.
Федеративное государство – очень сложный тип государства, который состоит из нескольких государственных образований, которые в силу неких факторов объединяются для достижения общего благополучия и процветания.
Российское государство сегодня – это уникальный пример для подробного анализа федеративного устройства государства, не имеющего аналогов по всему миру. В составе населения страны «русские» составляют 85 процентов жителей, а остальные 15 процентов приходятся на многочисленные этнические группы, которые являются представителями зарубежных этносов К сожалению, федеративное устройство России не исключает некоторых вопросов при осуществлении данного типа государственного устройства.
Для решения вышеуказанных проблем асимметрии вовсе не обязательно менять названия субъектов. Достаточно только уровнять права субъектов, оставив им права на самоопределение только в рамках национальных и исторических индивидуальных особенностей. Данное предложение не исключит в корне асимметрию федерации в России, но сведет ее на более низкий уровень, и асимметрия будет проявляться не на уровне государственного управления, а на уровне индивидуальных особенностей каждого субъекта, связанного с его экономическим, культурным, историческим, национальным, географическим и иными особенностями, что будет напротив, еще больше учитывать и подчеркивать независимость и самобытность каждого субъекта, не ущемляя его прав и свобод.
В целях нормализации процесса разграничения предметов ведения и полномочий в план законотворческой деятельности новой Государственной Думы необходимо ускорить принятие федерального закона «О порядке и принципах разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

 

Заключение:

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данного исследования заключается в том, что Российская Федерация является уникальным государством во всем мире. Причин на это много. Россия – самое большое, протяжённое государство на всей политической карте мира, подобных государств не было во всей политической истории. Российская Федерация ухищряется сочетать в своем гражданском подданстве огромное количество наций, при том одинаково учитывая и уважая права каждой из них, подчеркивая важность их культуры и обеспечивая им право на самоопределение. Российская Федерация сегодня – это самое молодое федеративное государство. Развитие государственного устройства иных стран выстраивалось на сегодняшний день гораздо дольше, чем сейчас развивается Россия, поэтому и проблем у нашего государства больше. Следует также принять во внимание и тот факт, что история нашего государства также уникальна, поскольку Россия претерпела огромное количество революций и кардинальных направлений в политике государства как внутренней, так и внешней, чего также не было у иных государств.
Предметом исследования является, во-первых, само государство, а также тип его устройства – федеративный.
Объектом исследования выступают отношения, возникающие в государстве при реализации федеративной формы государственного устройства.
Цель данной работы – дать понятие федеративному устройству государства, а также проанализировать данный вид государственного устройства на примере Российской Федерации.
Чтобы достичь поставленной цели, мы наметили решение следующих задач:
– рассмотреть становление и развитие России как федеративного государства;
– охарактеризовать юридическую природу российского федеративного государства;
– проанализировать вопросы асимметричности федеративного устройства в России;
– изучить вопросы разграничения предметов ведения в Российском государстве;
– исследовать проблемы дальнейшего развития федерализма в России.
Методологической основой написания данной работы послужил диалектико-материалистический подход познания объективной действительности и основанные на нем общенаучные и частно-научные методы (анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, догматический, логический, социологический, системно-структурный, сравнительно-правовой метод, а также методы и моделирования), а также научные способы познания.
Структурно работа выполнена из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и списка используемых источников.

 

Список литературы:

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ

1.1 Становление и развитие России как федеративного государства

Россия в качестве федеративного государства была провозглашена в конституционном акте Советской Республики – Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, которая была принята III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов 12 (25) января 1918 года. В ней говорилось, что «Советская Российская Республика создается на основе свободного Союза свободных наций как федерации Советских национальных республик». В то время у РСФСР была свое национально-государственное и административно-территориальное устройство, во многом отличающееся по своим характеристикам от других зарубежных стран. Так, ее территория в начале 20-х годов XX века состояла из автономных национально-территориальных и административно-территориальных образований .
Автономная Башкирская Советская Республика стала Первой Автономной Республикой в составе РСФСР из числа территорий, имеющих сегодня статус субъекта Российской Федерации. Она была сформирована 20 марта 1919 года в результате подписания Соглашения Центральной Советской власти с правительством Башкирии путем преобразования национально-территориальной автономии Башкурдистан. В Соглашении подчеркивалось, что власть на всей территории республики будет организована «на точной основе Конституции СССР, которая утверждена пятым Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 года» .
Через два месяца Декретом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов (далее – ВЦИК) от 27 мая 1920 года в составе РСФСР была сформирована Автономная Татарская Социалистическая Советская Республика. Примечательно, что при включении в состав отдельных административно-территориальных единиц автономных республик принималось во внимание мнение населения, которое проживало в них. Так, в Декрете конкретно оговаривалось, что вопрос о включении в состав Татарской ССР Белебеевского и Бирского уездов Уфимской губернии остается открытым для изъявления воли трудящегося населения данных уездов. Постановлением ВЦИК от 20 января 1921 года была сформирована Автономная Горская Социалистическая Советская Республика. В нее вошли районы, где компактно жили чеченцы, осетины, ингуши, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, а также казаки и иногородние лица, которые расположились между ними .
Однако Горская Республика просуществовала недолго. Постановлением ВЦИК РСФСР от 7 июля 1924 года она была упразднена путем разделения ее территории на два отдельных государственных образования на национальной основе – автономные области Северная Осетия и Ингушетия. Вслед за Горской АССР Декретом ВЦИК РСФСР, также от 20 января 1921 года была сформирована Автономная Дагестанская Социалистическая Советская Республика [5]. Она включала всю территорию Дагестанской области в прежних ее административных границах. В то же время решение территориального вопроса новой автономной республики не было окончательным, не было четкого разграничения ее границ с Азербайджанской ССР, Горской Республикой, а также с некоторыми заинтересованными регионами РСФСР.
Также в 1921 году ВЦИК и Совет народных комиссаров РСФСР (Совнарком) своим Декретом от 18 октября сформировали Автономную Крымскую Социалистическую Советскую Республику [6]. Она была образована в границах Крымского полуострова из существующих в то время Джанкойского, Евпаторийского, Керченского, Севастопольского, Симферопольского, Феодосийского и Ялтинского районов. Однако принятый документ не позволил полностью решить проблему северных границ между Крымом и Украиной. Это касалось 7 районов Крымского полуострова. Окончательно он был разрешен принятием Постановления Президиума ЦИК СССР от 16 октября 1925 г., в котором были определены конкретные административно-территориальные единицы, которые входили в состав РСФСР и Украинской ССР .
Постановлением ВЦИК от 27 апреля 1922 года была сформирована Автономная Якутская Социалистическая Советская Республика. В ее состав вошли: Якутская губерния без округа Нижняя Тунгузка входящая в пределы Киренского уезда Иркутской губернии; Хатанго-Анабарский район Енисейской губернии; Олекминско-Сунтарская волость Киренского уезда Иркутской губернии, а также все острова Северного Ледовитого океана, расположенные между меридианами 84 ° и 140 ½ ° восточной долготы
Дальнейшее формирование национальных республик в качестве составных частей РСФСР осуществлялось путем преобразования уже существующих на тот момент таких форм национальной государственности, как автономные области. Впервые законодательно такая форма национальной государственности нашла свое отражение в Декрете ВЦИК и Совета Народных Комиссаров от 24 июня 1920 года «Об Автономной Чувашской области». На конституционном уровне она была впервые упомянута в Конституции СССР 1924 года при установлении нормы представительства в Совете Национальностей от этой формы государственности.
Первой автономной республикой в составе РСФСР, созданной путем преобразования автономий, была Автономная Бурятская Монгольская Социалистическая Советская Республика. Он была сформирована на основании Декрета ВЦИК 30 мая 1923 года путем объединения автономных Бурят-Монгольских областей Сибири и Дальнего Востока в единое государственное образование с центром в городе Верхнеудинск.
На начальном этапе советского строительства в РСФСР появились нетипичные национально-государственные образования, такие как трудовые коммуны. Специфика их статуса была в том, что их правовой статус был близок к автономии, но в полном смысле этого слова они не были таковыми. Тем не менее, как представляется, их можно отнести к одной из форм автономии РСФСР. Так, Совнарком Декретом от 29 октября 1918 г. «О немецких колониях Поволжья» принял решение о создании «Областного объединения с характером трудовой коммуны». Постановлением ВЦИК от 19 декабря 1923 г. ее статус был изменен путем преобразования в Автономную Советскую Социалистическую Республику Немцев Поволжья. В 1920 г. Постановлением ВЦИК от 8 июня была образована Карельская Трудовая Коммуна. Она сформировалась в населенных кореллами районах Олонецкой и Архангельской губерний в порядке, о котором говорится в Декрете «борьбы за социальное освобождение трудящихся Карелии». Впоследствии, 25 июля 1923 года, она была преобразована в Автономную Карельскую ССР.
В 1922 году руководство Чувашской автономной области официально обратилось в ВЦИК с предложением преобразовать автономную область в АССР и представило проект Декрета ВЦИК о ее преобразовании. Однако в начале 1924 года он был возвращен с рядом комментариев для доработки. После различных согласований 21 апреля 1925 г. был принят Декрет ВЦИК «О преобразовании Чувашской автономной области в Чувашскую автономную Социалистическую Советскую республику». В 1934 году в состав РСФСР вошли две национальные республики: Мордовская АССР и Удмуртская АССР. В октябре 1935 г. путем преобразования одноименной территории – Калмыцкой автономной области в ее существующих границах сформировалась Калмыцкая АССР .
Ряд преобразований автономных областей в автономные республики произошел в связи с принятием 5 декабря 1936 г. новой Конституции СССР. Пять национальных государственных образований, имевших статус автономных округов, стали полноправными субъектами РСФСР – АССР. Статьями 22 Конституции СССР и 14 Конституции РСФСР, которая была принята 21 января 1937 г., установлено, что РСФСР состоит из 5 территорий, 19 областей, 17 автономных советских социалистических республик и 6 автономных областей. Таким образом, согласно новой Конституции субъектами РСФСР были национальные государственные образования, которые приобрели статус автономных советских социалистических республик.
Последней национальной республикой, получившей статус АССР, была Тувинская АССР. Она была сформирована Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 9 октября 1961 года путем преобразования Тувинской автономной области, которая входила в состав РСФСР с 1944 году. Таким образом, к моменту разработки новых конституций СССР и РСФСР в 1977 и 1978 гг. в состав РСФСР входили 16 автономных республик, которые были ее субъектами. Они имели более высокий статус, чем края, области, автономные области и округа. В том же количественном составе и статусе они были отражены в Конституции РСФСР 1978 года. Их особый правовой статус в качестве субъектов РСФСР проявлялось в том, что в Конституции РСФСР 1978 года предусматривалась особая глава 8 «Автономная Советская Социалистическая Республика», где статус автономной республики был определен как «Советское социалистическое государство», расположенное в РСФСР. Она вне границ СССР и РСФСР могла независимо разрешать вопросы, связанные с ее юрисдикцией, иметь собственную Конституцию, которая должна была принимать во внимание особенности автономной республики. Все остальные территориальные образования не были наделены такими возможностями. Кроме того, перечисление территорий, входящих в состав РСФСР, теперь началось с автономных республик, а не с краев и областей, как это было в прежних конституциях .
После распада Советского Союза в декабре 1991 года в РСФСР сложилась непростая ситуация, фактически реальная угроза целостности России как федеративного государства. Настоятельно необходимо было принять реальные меры по возобновлению федеративных отношений в стране, которые были основаны на разграничении ведения и полномочий между федеральным центром и составными частями РСФСР. Таким конструктивным шагом к сохранению России как единого суверенного федеративного государства стало заключение Федеративного договора 31 марта 1992 года. Он обеспечил целостность российского государства и оказал содействие дальнейшему развитию России на принципах обновленного федерализма.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы