Описание и Анализ памятников Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Особенности эстетики Ренессанса на примере работы «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Эпоха Ренессанса: новая веха в эстетике искусства. 8

1.1 Отличительные
особенности эпохи Ренессанса: общая характеристика  8

1.2 Ключевые
характеристики живописи в эпоху Ренессанса. Эстетика ренессансной живописи. 11

Глава 2. Творчество Леонардо да Винчи как символ
Ренессанса. 17

2.1 Проявления эпохи Ренессанса в творчестве Леонардо да
Винчи: синтез искусства, науки и философии в живописи. 17

2.2 Эстетика живописи Леонардо на Винчи на примере картины
«Мадонна Литта»  21

Заключение. 26

Список использованной литературы.. 29

Приложение. 32

  

Введение:

 

Эпохой Ренессанса принято
называть исторический отрезок между Средними Веками и Новым Временем, т.е. она
охватывает три столетия – с XIV до XVII век. Ренессанс отличался стремлением к
поиску и формулировке новых ценностей и ориентиров, отличных от идеалов
Средневековья. Эпоха Возрождения в полной мере проявила себя сначала в Италии,
распространившись впоследствии на всю Европу. Свое название рассматриваемая
эпоха получила в рамках «осовременивающего воспоминания», возрождения, возврата
к опыту античного мира Древней Греции и Рима.

С рациональной точки
зрения, Ренессанс обуславливается религиозным кризисом, разрушением прошлого
уже устаревшего государственного устройства (феодализма), зарождением
национальных государств. В культуре и философии Возрождение повлекло за собой
формирование нового взгляда на искусство. Кроме того, существенный толчок
получило и научное знание как в отношении природы, так и в отношении человека.

Актуальность настоящего
исследования заключается в том, что культура и искусство того времени
формировалось в несомненно кризисную эпоху: наблюдалось сильнейшее изменение
мировоззрения средневекового человека, отход от устоявшихся веками идеалов.
Кроме того, стоит подчеркнуть и тот факт, что в Ренессанс развитие культуры и искусства,
науки и философии происходило фактически одновременно, по этой причине они
часто оказывали сильное взаимное влияние, что также является отличительной
особенностью эпохи Возрождения. Яркой иллюстрацией такого взаимопроникновения
являются фигуры деятелей науки и искусства этой эпохи, которые не были
специалистами лишь в одной области, но стремились к изучению и самореализации в
самых разных сферах.

В частности, таким
человеком был один из ключевых деятелей эпохи Возрождения Леонардо да Винчи,
исследования которого затрагивали самые разные стороны и аспекты человеческой
жизни, науки, искусств. Так, он был и архитектором, и живописцем, и
скульптором, и историком, и математиком, и философом, и астрономом, и анатомом.
Исследователи на протяжении веков отмечают существенный вклад Леонардо да Винчи
в науку, искусство, мировую культуру и цивилизацию в целом. Объектом
настоящего исследования является эстетика Ренессансной живописи. Предметом
настоящего исследования является проявление эстетики Ренессанса в картине
Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». Цель
исследования состоит в изучении особенностей эстетики эпохи Ренессанса через
призму картины Леонардо да Винчи «Мадонна Литта». Задачи
исследования обусловлены поставленной целью и состоят в следующем:

1. Дать общую характеристику эпохе
Ренессанса, определить ее ключевые отличительные особенности;

2. Рассмотреть особенности ренессансной
живописи;

3. Определить роль и место творчества
Леонардо да Винчи в мировой культуре в контексте эпохи Возрождения;

4. Проанализировать эстетику Ренессанса через
призму картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи.

Теоретической базой
настоящего исследования послужили работы таких исследователей как: В.П.
Головин, И.Е. Данилова, В.П. Зубов, О.А. Кривцун, С.П. Ломов, А.Ф. Лосев, А.В.
Степанов и др.

Необходимо более подробно
охарактеризовать рассмотренные источники и исследовательскую литературу. В
первую очередь, следует рассмотреть источники.

Были проанализированы
работы Леонардо да Винчи «Трактат о науке и искусстве» и «Суждения», в которых
отражена его точка зрения на место искусства и науки в человеческой культуре.
Кроме того, в них отражена та роль, которую Леонардо отводил живописи среди
всех искусств и умений.

«Трактат о живописи» Л.Б.
Альберти также представляет собой отражение роли и места живописи в системе
навыков и познания и мировоззрения средневекового человека.

«Речь о достоинстве» Пико
делла Мирандолы представляет собой большой интерес в контексте изучения
философии и мировоззрения человека эпохи Возрождения; делается акцент на антропоцентризме
и гуманизме Ренессанса.

Далее необходимо дать
краткую характеристику рассмотренной в рамках исследования научной литературе.

Статья И.П. Брекоткиной «Истоки
творческого индивидуализма ренессансного художника» посвящена анализу места и
роли живописцев в эпоху Ренессанса, в контексте общего гуманизма данной эпохи.

Монументальный труд Дж.
Вазари «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих»
позволил сделать выводы о том, какое место в системе ценностей ренессансного
человека занимало искусство. Кроме того, данный труд является совокупностью
биографий великих мастеров Возрождения.

Монография А. Веццози «Леонардо
да Винчи и его Вселенная» посвящена изучению места и роли Леонардо в культуре
Возрождения, а также общему контексту творчества в рассматриваемую эпоху.

Монография В.П. Головина
«Мир художника раннего итальянского Возрождения» посвящена особенностям
развития живописи и жизнедеятельности живописцев эпохи Возрождения в Италии.

Работа М.А. Гуковского
«Мадонна Литта: Картина Леонардо да Винчи в Эрмитаже» посвящена изучению
шедевра Леонардо.

Исследования А.К.
Дживилегова, В.П. Зубова, Г.К. Михайлова, Б. Нардини, Д.С. Мережковского
посвящены изучению как биографии Леонардо да Винчи, так и общему политическому,
культурному, историческому контексту, в котором он творил. Также обращается
внимание и на те нововведения, которые Леонардо внес и в науку, и в искусство
(например, в живопись); делается акцент на комплексности подхода Леонардо к
познанию, что характеризует и его, и эпоху Возрождения в целом.

Монография И.Е. Даниловой
«Брунеллески и Флоренция. Творческая личность в контексте ренессансной культуры»
посвящена рассмотрению самого феномена творчества в рамках культуры
Возрождения, с учетом его философии антропоцентризма, гуманизма,
индивидуализма.

В статье С.Г. Иванова «О
сущностном понимании Ренессанса» применен комплексный подход к рассмотрению
данной эпохи, анализируются особенности ренессансного мировоззрения в сравнении
со Средневековьем.

Работа Г.К. Косикова «Средние
века и Ренессанс. Теоретические проблемы» посвящена сопоставлению философии,
мировоззрения человека Средневековья и Ренессанса. Также приводятся причины,
которые легли в основу кризиса мировоззрения, приведшего к началу Ренессанса.

Диссертационное
исследование И.Б. Крайневой «Теория изобразительного искусства в трактате Л. Б.
Альберти «О живописи» посвящено техническим преобразованиям живописи в эпоху
Возрождения, роли Леонардо в этом процессе.

Исследования О.А.
Кривцун, Л.Э. Кругловой, А.В. Степанова посвящены изучению особенностей
искусства эпохи Возрождения. Рассматриваются принципиальные отличия искусства
Возрождения от искусства античности и Средних веков, анализируются
специфические особенности развития искусства рассматриваемой эпохи.

Фундаментальное исследование
А.Ф. Лосева «Эстетика Возрождения» посвящено эстетическим принципам, которые
были установлены в эпоху Возрождения. Также были проанализированы отличительные
особенности данной эпохи, выявлены ее принципиальные отличия от прочих эпох.
Кроме того, были подробно рассмотрены и ключевые этапы, и деятели Ренессанса.

Теоретическая значимость
настоящего исследования состоит в том, что оно охватывает широкий диапазон
фактической информации, начиная от осмысления специфики эпохи Возрождения в
рамках развития человеческой цивилизации, и заканчивая детальным изучением
одного из наиболее ценных живописных памятников данной эпохи. В рамках
исследования проводится анализ картины «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи через
призму общей философии и мировосприятия, характерных для эпохи Возрождения.

Практическая значимость
настоящего исследования заключается в том, что его результаты могут быть
использованы на практических занятиях, посвященных изучению мировой
художественной культуры, истории искусств, культурологии.

Структура настоящего
исследования обуславливается поставленными целью и задачами. Работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В целом, эпоху
Возрождения человечество сделало крупный шаг вперед в развитии общества, науки
и культуры. Реализм искусства Возрождения – отличительная особенность времени
по сравнению с символическим, условным искусством Средневековья. Идеи гуманизма
стали духовной основой расцвета искусства эпохи Ренессанса. Живой интерес к
человеку, его переживаниям, мыслям, поступкам породил в живописи, скульптуре,
графике яркий и сложный образ человека, прежде всего деятеля, мыслителя, героя.

Возрожденные на античной
основе гуманистические знания, включавшие этику, риторику, философию, историю,
оказались главной сферой в формировании и развитии гуманизма, идейным стержнем
которого стало учение о человеке, его месте и роли в природе и обществе. Гуманистическая
этика выдвинула на первый план проблему земного предназначения человека,
достижения счастья его собственными усилиями. По сути, гуманистическое мировоззрение
стало одним из крупнейших прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, оказавшим
колоссальное влияние на все последующее развитие европейской культуры.

В контексте
преобразования всей жизни, всего мировоззрения, всей картины мира человека
нельзя не отметить и расцвет стремления к знанию. На первый план выходит
изучение наук – математики, физики, анатомии, физиологии, астрономии и прочих.
Однако, для «титанов» Возрождения характерно не просто изучение отдельных
отраслей знания, но овладение всей совокупностью знаний, доступных на тот
момент. Ярким представителем такого подхода к знанию был Леонардо да Винчи,
которого называют по праву «человеком Возрождения», поскольку его интерес лежал
в самых разных плоскостях от анатомии и физики до живописи и философии.

Леонардо да Винчи был
итальянским художником, скульптором, архитектором, инженером и т.д. Во всех
своих начинаниях он был исследователем и первооткрывателем, и это самым
непосредственным образом сказалось на его искусстве. Он оставил после себя
немного произведений, но каждое из них явилось этапом в истории культуры.
Леонардо известен также как разносторонний ученый, научные познания, которыми
обладал да Винчи, позволили ему в значительной степени расширить художественные
изобразительные техники.

Именно он, на основании
своих знаний из области физики и математики, смог внедрить в живопись
светотень, перспективу, что позволило создавать более реалистичные объемные
фигуры.

В живописи Леонардо да
Винчи в полной мере отражается философия эпохи Возрождения, эстетика этого
времени. В значительной степени тесное взаимодействие науки и искусства,
характерное для эпохи Возрождения, сделало живопись Леонардо именно такой,
какой она и является в контексте всей последующей истории искусства. Поскольку
эпоху Ренессанса ценился индивидуализм, а человек воспринимался не иначе как
творец, которому под силу своим талантом создать новый мир – на холсте, из
камня, из мрамора, то стиль каждого «титана» Возрождения самобытен, отличается
своей индивидуальностью. Так и живописное творчество Леонардо да Винчи
характеризуется своими особенными чертами, что выделяет его из прочих мастеров
Возрождения.

Поскольку Леонардо
представляет собой в определенной степени символ Возрождения, все его
творчество проникнуто духом эпохи. Особенно явно это прослеживается в его
живописи. Не случайно при этом он воспринимал живопись как наиболее важное и
сложное из всех занятий, поскольку она способна отразить мир на холсте, а также
и стать отражением иного, божественного мира.

Рассмотренная картина
«Мадонна Литта» представляет собой яркий пример эстетики эпохи Возрождения. Ее
герои – божественные персонажи – Мадонна и младенец Иисус. Тем не менее, они
изображены без характерных для иконографии нимбов, чтоб приближает их к людям.
Кроме того, сам сюжет картины, состоящий в кормлении младенца молодой матерью,
отдаляет ее от божественности, приближая к миру людей. Важная деталь картины,
касающаяся платья Мадонны, только способствует очеловечиванию ее божественного
образа. По сути, данная картина показывает, что и божественным созданиям не
чужды характерные для простых людей аспекты жизни. Все это в полной мере
соотносится с эстетикой гуманизма и антропоцентризма Ренессанса.

Кроме того, стоит
отметить и наличие перспективы, светотени, пейзажного фона на рассмотренной
картине. Все это способствует повышению реализма рассматриваемого изображения,
поскольку речь идет о реалистичной передаче природы, а также о помещении героев
картины в привычные человеческому глазу условия перспективы. Все это
способствует наиболее полному восприятию картины человеком, что также
соответствует общему замыслу и ключевым подходам эпохи Возрождения.

В целом, стоит отметить,
что именно в эпоху Возрождения появляются люди-титаны, которые являются
воплощением универсальной гармонично и всесторонне развитой личности. Поскольку
полноценное сближение и взаимопроникновение науки и искусства происходит за
счет именно такой личности, в которой в равной мере необходимы и наука, и
искусство. Ярким примером и символом такого сближения и взаимопроникновения и
является фигура Леонардо да Винчи.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Эпоха
Ренессанса: новая веха в эстетике искусства 1.1 Отличительные
особенности эпохи Ренессанса: общая характеристика Известно, что уже в
середине XIV
века в Западной Европе все значительнее начал проявлять себя мировоззренческий
кризис, который не мог не повлечь за собой существенной преобразование всех
сфер жизни человека. Такие преобразования затронули, в первую очередь, примат
Римской церкви над жизнью европейских государств: отмечается значительная
секуляризация общественной, культурной и политической жизни стран. По сути,
значительной доли самостоятельности в отношении церкви Европа достигает не
только в области политики и экономики, но также и в области научного знания и,
безусловно, искусств [12].

Ввиду того, что Средние
Века неотъемлемо были связаны с господством церкви и христианства, новая эпоха
стремилась найти иной идеал [12]. Таким идеалом стал античный мир,
следовательно, ключевой задачей стало возрождение античной культуры, образа
мысли и жизни, характерного для той эпохи. Однако, несомненно, о полном
копировании речи не идет. Несмотря на тот факт, что Возрождение в лице своих
ключевых и знаковых фигур и противопоставляет себя средневековому христианству,
оно в значительной степени сохраняет на себе христианский отпечаток, поскольку
было создано на его основе [21, c.
178].

Важно подчеркнуть, что в
эпоху Средневековья античность не была забыта в полной мере, несмотря на
христианство, отвергавшее античное языческое наследие. Например, философия
Аристотеля играла важную роль в развитии христианской философии патристики и
схоластики. Тем не менее, если в Средние Века античность воспринималась как
авторитет, то в эпоху Ренессанса речь шла об идеализации античного наследия
[21, c.
241].

Ключевой особенностью
эпохи Ренессанса стала ориентация на искусство, что привело к формированию
нового художественно-эстетического восприятия мира. В контексте развития
гуманизма, который на первый план вывел человека и его потребности (в отличие
от Средних Веков, когда в центре был бог), и ренессансное искусство обращает
свое внимание на человека. В отличие от доминирования сословности в
Средневековье, эпоха Возрождения делает акцент на каждом отдельном индивиде, что
привело к значительному укреплению самосознания человека, убежденности в
собственной ценности [15]. Отчасти именно по этой причине Ренессанс стал
эпохой, которая оставила мировой художественной культуре множество мастеров,
имена которых известны в значительной степени благодаря их самобытному таланту
[16, c.
119].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы