Курсовая теория на тему Особенности эмоциональной сферы у детей с ограниченными способностями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 Теоретический обзор по развитию эмоций у детей с ограниченными возможностями 4
1.1 Понятие об эмоциональной сфере 4
1.2 Понятие об эмоциях 5
1.3 Виды эмоций 8
1.4 Развитие эмоций у детей с ограниченными способностями 13
Глава 2. Теоретический обзор о структуре и причинах возникновений нарушений у детей с ограниченными возможностями 17
2.1. Понятие о детях с ограниченными возможностями здоровья 17
2.2 Причины возникновения нарушений 25
2.3 Вторичные нарушения, как результат воздействия социальных факторов 27
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Введение:
Жизнь современных детей почти не отличается от жизни взрослых. Они так же активны, динамичны и заняты. Как и к взрослому, к ребенку предъявляются повышенные требования, что приводит к постоянному возрастанию частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок. Дети стали меньше общаться, больше замыкаются на телевизорах и мобильных гаджетах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети менее отзывчивы к чувствам других, присутствует агрессивность в их поведении. Взрослые часто не задумываются, что развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями мира его чувств и переживаний. Способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональные состояния других людей является основой становления личности самого ребенка.
Дети с задержкой психического развития находятся в поле научного исследования достаточно давно. В целом дети с задержкой психического развития характеризуются прежде всего замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию. В рамках психолого-педагогического подхода накоплен достаточно большой материал, свидетельствующий о специфических особенностях детей с задержкой психического развития, отличающих их, с одной стороны, от детей с нормальным психическим развитием, а с другой стороны – от умственно отсталых детей. Особенности развития ребенка с задержкой психологического развития освещены в психологической литературе достаточно широко. Однако полученные данные составляют неравномерный портрет ребенка с данным типом нарушений и не дают целостную структурную картину развития психики такого ребенка. Актуальность исследования эмоционально-волевых особенностей детей с задержкой психического развития определяется не только значением эмоций в развитии познавательной деятельности, но и еще и тем, что в сложной структуре дефекта детей с задержкой психического развития нарушения эмоционально-волевой сферы имеют важное самостоятельное значение, и ряд клиницистов и психологов (М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева, Н.Л. Белопольская и др.) указывают на специфику эмоций в качестве одного из дифференциальных признаков задержки психического развития. Однако до сих пор психологических исследований, специально посвященных проблеме эмоций и эмоционального развития у детей с задержкой психического развития, еще не было.
Говоря об эмоциональном развитии, мы не можем не остановиться на проблемах эмоциональной сферы таких детей, как дети с ограниченными возможностями здоровья. У этой категории детей эмоциональные нарушения усугубляются различными патологиями.
Характерные черты эмоциональной сферы таких детей:
Эмоциональная неустойчивость;
Колебания настроения;
Повышенная тревожность (одиночество, страхи, проблемы в формировании нравственно – эстетической сферы, сферы социальных эмоций);
Неготовность к эмоционально – «теплым» отношениям со сверстниками;
Проблемы в отношениях с близкими взрослыми.
Заключение:
Эмоции играют очень важную роль в нашей жизни. Они представляют собой особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. Для некоторых категорий детей эмоции приобретают особое значение. Например, дети с нарушениями слуха очень активно используют эмоционально-выразительные движения — мимику, жесты, пантомимику, которые являются для них главным средством общения.
Очевидно, что эмоциональное развитие ребенка с ограниченными возможностями является одним из главных факторов, влияющих на развитие его личности в целом, именно поэтому этот вопрос заслуживает особого внимания.
Развитие эмоций прямо влияет на формирование личности и социального «я». От родителей зависит возможность реализовать эти потребности. Маленьким детям особенно важно получать эмоциональные отклики: это помогает им познавать окружающий мир и, что самое важное, самих себя. Помочь им — важнейшая задача родителей. Развитие эмоций у ребенка без патологий проходит естественным путем. У детей с ограниченными возможностями развитие психики и эмоций идет не так, как обычно. Им заметно тяжелее социализироваться, так что нужно приложить усилия для того, чтобы сделать их частью общества.
Самое сложное – доказать самим родителям, что их дети способны на многое. Сегодня врачи, психологи и педагоги могут подобрать правильную развивающую систему. Все они ориентированы на психологическое и эмоциональное развитие и дают детям возможность приспособиться к жизни –для одних детей возможность посещать развивающие уроки и специальные школы, а для других продуманы сложные методики общения (например, для детей с комплексными дефектами).
Важность развития психики и эмоций актуальна не только для людей с ограниченными возможностями. Хотя они, конечно, являются в этом смысле наиболее уязвимой группой. Самое главное для нас — не следует забывать, что наличие дефектов развития еще не делает человека менее ценным членом общества.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретический обзор по развитию эмоций у детей с ограниченными возможностями
1.1 Понятие об эмоциональной сфере
Эмоциональная сфера человека – это сложная система взаимодействующих и взаимообусловливающих состояний и чувств. Чувства, как «эмоциональные контакты» человека сами по себе являются сущностью его психологической реальности и определяют его поведение. А эмоции являются материалом для развития и изменения чувств и содержанием ситуационной эмоциональной жизни.
Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира. Но если восприятие отражает реальный мир при непосредственном его действии на органы чувств, а мышление опосредствованно отражает связи и отношения между предметами и явлениями, то эмоции отражают эти предметы не сами по себе, а в их отношении к человеку, в их значении для его потребностей и мотивов деятельности. Эмоции тесно связаны с потребностями, поскольку, как правило, при удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и, наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.
Долгие годы ученые противопоставляли эмоции и процессы, связанные с познанием окружающей действительности, считая эмоции явлением, доставшимся нам в наследство от далеких животных предков. Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.
На сегодняшний день общепринято, что в структуру эмоций входит не только субъективный компонент, т. е. отражение состояния человека, но и познавательный компонент – отражение объектов и явлений, имеющие определенное значение для потребностей, целей и мотивов человека, переживающего эмоции. Отсюда следует двойная обусловленность эмоций – с одной стороны, потребностями человека, которые определяют его отношение к объекту эмоций, а с другой – его способностью отразить и понять определенные свойства этого объекта.
Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии детей, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Проблему эмоционального развития детей освещали многие ученые (Л. С. Выгодский, А. В. Запорожец, Л. И. Солнцева и др.), каждый из которых внес свой вклад для решения этой важной на сегодняшний день задачи.
В работах Л. С. Выготского проблема исследования эмоциональной сферы детей с ограниченными возможностями здоровья является особенно значимой, поскольку дефект сопровождается изменениями эмоционального состояния ребенка, а умение различать, дифференцировать, адекватно проявлять эмоции в разных ситуациях, повышает степень адаптивности детей в социуме.
Как показала в своих работах Н. Г. Морозова, изучение особенностей развития эмоциональной сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья важно, так как в основе формирования интереса к изучению у таких детей лежит эмоционально-познавательное отношение, переходящее в эмоционально-познавательную направленность.