Курсовая теория на тему Особенности эмоциональной сферы у детей с дцп
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ.. 5
1.1. Исследование проблемы эмоций в
психологической литературе. 5
1.2. Теоретико-методологические
исследования страха, агрессии и тревожности 8
Вывод по главе 1. 11
ГЛАВА 2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ
ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМИ ПАРАЛИЧАМИ.. 12
2.1. Роль
биологических и социальных факторов в формировании эмоциональной сферы детей с
церебральными параличами. 12
2.2. Эмоциональные
особенности детей с ДЦП.. 16
Вывод по главе 2. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 21
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 23
Введение:
Актуальность
работы состоит в значительной распространенности и постоянном
росте количества детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, что
способствует развитию новых центров, занимающихся коррекцией данного
заболевания. Детский церебральный паралич изменяет привычный ритм жизни
больных, нарушает социальные связи, способствует усугублению
эмоционально-волевой сферы.
Проблемой
данного исследования является влияние двигательного дефицита на формирование
психических процессов у детей, и, в частности, на формирование эмоциональной
сферы. Учитывая, что эмоциональный фактор является базовым в адаптации к
условиям внешней среды.
Целю
исследования является изучение эмоциональной сферы подростков с детским
церебральным параличом.
Объектом
исследования являются психических процессов детей с ДЦП.
Предметом
исследования являются особенности эмоциональной сферы у подростков с детским
церебральным параличом.
Гипотеза
исследования — нарушение опорно-двигательного аппарата у
подростков с детским церебральным параличом в значительной степени влияет на
эмоциональное состояние, создавая препятствие к социальной адаптации.
Задачи:
Изучить
научную литературу по заданной теме;
Изучить
особенности эмоциональной сферы подростков с ДЦП;
Провести
психологическое обследование подростков с ДЦП;
Провести
анализ и статистическую обработку полученных данных;
Интерпретация
полученных результатов;
Сделать
выводы.
Методы
исследования:
Теоретическое
изучение научной литературы;
Эмпирическое
исследование: психодиагностические методы исследования («Тест тревожности» Р. Тэмми, М. Доркер,
В. Амен, «Рисунок несуществующего животного»,
тест рисуночной ассоциации С. Розенцвейга,
проективный тест цветовых предпочтений М. Люшера, тест — опросник родительского
отношения.), наблюдение, изучение медицинской документации.
Заключение:
Детский
церебральный паралич (ДЦП) — это заболевание центральной нервной системы, при
котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в
результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и
мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи
и психики.
Особенности
формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП
могут быть обусловлены двумя факторами:
биологическими
особенностями, связанными с характером заболевания;
социальными
условиями — воздействием на ребенка семьи и педагогов.
Детский
церебральный паралич является своеобразной моделью, иллюстрирующей
взаимоотношение биологических и социальных факторов в генезе психогенного
патологического формирования личности и ее эмоциональной сферы на измененной
«почве», к которой относят преморбидные особенности, акцентуацию характера,
своеобразную резидуально-органическую недостаточность, тесно связанную с
локализацией и распространенностью поражения головного мозга. Вероятно, при
патологическом формировании психики ребенка и в целом его личности происходит
взаимодействие указанных компонентов в однозначном направлении.
Семейное
воспитание и взаимоотношения в диаде мать-ребенок являются одним из ведущих
факторов формирования эмоциональных проявлений у ребенка с двигательной
патологией. В зависимости от стиля воспитания могут быть определены различные
эмоциональные характеристики. Неприятие ребенка приводит к появлению
раздражительности, ригидности, зажатости, склонности к стойким аффектам и т.д. При
гипо-уходе весь эмоциональный фон становится агрессивным. Гиперпротекция
вызывает повышенную уязвимость ребенка, сверхценные страхи, в некоторых случаях
демонстративность, эгоцентризм, эмоциональную нестабильность.
Специфические
неблагоприятные факторы (положение отвергнутого человека, условия социальной
изоляции, психотравматизация, связанная с наличием медицинских процедур)
приводят к задержке психического развития, формированию заторможенности и
аутистических тенденций.
Эмоциональный
симптомокомплекс, который предположительно является одним из условий
патологического формирования личности ребенка с ДЦП, состоит из следующих
параметров: повышенная тревожность и впечатлительность, ранимость, обидчивость,
наличие большого количества страхов, которые часто носят неадекватный характер,
эмоциональная лабильность, возбудимость и агрессивность, а также фрустрационная
нетерпимость. Эти эмоциональные проявления взаимосвязаны и требуют ранней
диагностики и коррекции с целью предотвращения отклонений в личностном развитии.
Общая
картина эмоциональной реакции у детей с церебральным параличом также раскрывает
специфику некоторых базальных эмоций. В целом эмоциональные проявления у этой
группы подростков характеризуются повышенным уровнем агрессивности и большей
выраженностью страхов по сравнению со здоровыми детьми.
Эмоции
как отражение в сознании мотивов и результатов деятельности существуют либо в
форме переживаний, о которых человек не может сообщить вербально
(бессознательно или частично осознанно), либо в форме четко осознанных
эмоциональных состояний или реакций, которые могут быть выражены в вербальных
категориях. Осознание собственных эмоций (их когнитивная самооценка) выполняет
не только функцию регуляции деятельности и поведения в целом, но и функцию
саморегуляции, направленной на коррекцию собственных качеств. Таким образом,
осознание эмоций напрямую связано с возможностью их произвольной регуляции.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 1.1. Исследование
проблемы эмоций в психологической литературе Эмоции
(от латинского emovere — потрясаю, волную) — внутренне переживание человеком
его отношения к окружающему миру и самому себе.
Эмоции
— один из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и
поведения. В эмоционально – личностной сфере отражается оценка значимости
происходящего для человека. Вот почему эмоциям и чувствам придается большое
значение. Они определяют душевное здоровье, адаптацию, работоспособность и
успех всей жизнедеятельности ребёнка [4].
На
протяжении многих лет эмоциям отводилась одна из центральных ролей среди
факторов, определяющих внутреннюю жизнь и поступки человека. Но постепенно
внимание исследователей стало концентрироваться на сравнительно узком круге
проблем, таких, к примеру, как проявление эмоциональных переживаний, их
структура и т.д.
Исследование
условий возникновения эмоций выявило несколько точек зрения на этот процесс. А.В.
Вундт и Н. Грот полагают, что любое воспринимаемое событие может оказаться
эмоциональным возбудителем уже в силу того, что в момент восприятия его
индивидом оно является частью жизни этого индивида [5].
В
отличие от них, Р.С. Лазарус признает возможным возникновение эмоций только на
основе когнитивных процессов, когда личность устанавливает наличие, с одной
стороны, некоторой угрозы, с другой — невозможность ее избежать. Тем не менее,
можно сказать, что эти внешне различные точки зрения не являются
взаимоисключающими, просто речь идет о различных степенях реагирования [7].
Титченер
Э.Б. рассматривал эмоции как психические процессы, возникающие у человека в
зависимости от действующих на него раздражителей. Он считал, что у человека
существует врожденная предрасположенность испытывать удовольствие при полезных
воздействиях и страдание.