Педагогика и психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности эмоциональной сферы дошкольников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

ГЛАВА
1. Теоретические аспекты изучения особенностей эмоциональной сферы дошкольников. 6

1.1.
Подходы к пониманию эмоций. 6

1.2.
Феномен эмоциональной сферы личности. 14

1.3.
Особенности развитие эмоций в дошкольном детстве. 21

1.4.
Влияние эмоций на развитие личности в дошкольном возрасте. 29

Заключение. 35

Использованная
литература: 36

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования:

К эмоциям относят настроение,
чувства, аффекты, стрессы. Значение эмоций в жизни человека трудно
переоценить, благодаря им мы лучше понимаем друг друга, можем судить о
состоянии окружающих, можем выполнять совместную деятельность. 

Лишенная эмоций, жизнь людей
утратит множество красок, станет серой и однообразной. Эмоции присутствуют в каждой
деятельности человека, и очень часто именно они являются причиной определенного
поведения.  С возрастом мы учимся не
только правильно выражать, но и контролировать свои эмоции, постепенно узнавая
все больше различных чувств и способов их выражения. Родителям, педагогам важно
понимать, каким образом осуществляется эмоциональное развитие ребенка.

Эмоциональная сфера ребенка
является ядром формирующейся личности, базовой предпосылкой общего психического
развития, фундаментальным внутренним фактор, предопределяющий психическое
здоровье человека.  

Дошкольника нужно учить правильно
выражать удовольствие, благодарность, обиду и другие чувства. Если человек не
умеет, не знает, как показать другим свои эмоции, то возникают серьезные коммуникативные
барьеры, появляются неуверенность в себе, межличностные конфликты.

Развитие эмоций идет параллельно общему
развитию ребенка: появление новых навыков, потребностей, мотивов, социального
опыта, освоение новых видов деятельности, влечет за собой возникновение новых
эмоций.

Благодаря эмоциям у детей
формируются мотивационно-волевая сфера, развивается личность, психические
познавательные процессы. Эффективное обучение, развитие мышления невозможно без
положительного эмоционального подкрепления.

Формирование эмоций, воспитание
нравственно-эстетических чувств позволяет человеку более совершенно понимать окружающий
мир и общество, способствует становлению гармонично развитой личности.

Актуальность нашей работы
заключается в том, чтобы подчеркнуть необходимость целенаправленного,
систематического развития эмоциональной сферы дошкольников.
Дошкольный
возраст — период, в который начинает формироваться личность, когда происходит
наиболее интенсивное психическое развитие человека, формируется эмоциональная
сфера. К сожалению, в настоящее время родители и педагоги более сосредоточены
на интеллектуальном и физическом развитии детей, а эмоциональное развитие
ребенка остается без должного контроля. В то время как от эмоционального
состояния напрямую зависит психологическое и социальное благополучие личности.

Объект исследования: эмоциональная сфера личности.

Предмет исследования: эмоциональная сфера дошкольника.

Гипотеза исследования: эмоциональная сфера дошкольника под влиянием обучения
и воспитания прогрессивно развивается, приобретая более богатое содержание и
сложные формы выражения.

Цель исследования: выявить
особенности эмоциональной сферы дошкольников.

Задачи исследования:

1. Изучить теоретические подходы к
пониманию эмоций.

2. Выявить особенности развития
эмоций в дошкольном возрасте.

3. Рассмотреть влияние эмоций на
развитие личности в дошкольном возрасте.

4. Обобщить и систематизировать
результаты теоретического исследования.

5. Подвести итог результатов
выполненной работы.

Методологической основой исследования послужили идеи:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исходя из проведенного анализа
теоретической и методической литературы можно сделать вывод, что большинство исследователей
определяют эмоции, как субъективные реакции на воздействие внутренних или
внешних раздражителей, показывающие в форме переживаний их личную значимость и
выражающиеся в виде удовольствия или неудовольствия. Эмоции оказывают
значительное влияние на результаты деятельности, поведение человека, необходимо
умение управлять ими.

В отечественной педагогике и
психологии дошкольном детством принято считать — период с момента осознания себя членом
человеческого общества (около трех лет) до момента начала школьного обучения
(6-7лет). В этот период закладываются основные индивидуально-психологические
особенности ребенка, создается основа социально-нравственных качеств.

Существенными особенностями
эмоционального развития в дошкольном возрасте является следующее:

— овладение социальными формами
выражения эмоций;

—  формирование
эмоционального предвосхищения;

— развитие высших чувств —  нравственных, познавательных,
эстетических; 

— дошкольник становится субъектом
эмоциональных отношений, сочувствуя и сопереживая другим людям.

Эмоции в жизни ребенка дошкольного возраста — это способ
восприятия окружающего мир и реагирования на действительность. В дошкольном
возрасте эмоции детей непосредственны, ярко выражены. Они окрашивают жизнь в
различные тона, делая ее выразительной и интересной.

В результате выполнения данной курсовой работы мы
достигли поставленной цели путем решения исходящих из нее задач.

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты изучения особенностей
эмоциональной сферы дошкольников

1.1. Подходы к пониманию эмоций

В самом общем смысле под эмоциями
(от лат. emovere — волновать, возбуждать) понимают субъективные психологические
состояния, проявляющиеся в виде непосредственных переживаний отношения человека
к миру. [1]

Рассмотрим, как формировалось и
изменялось данной понятие в ходе развития науки. Начать нам бы хотелось с
работы нидерландского философа Бенедикта Спинозы «Этика», название четвертой
части которой «О человеческом рабстве или о силах аффектов». Именно аффекты
мешают человеку понять суть вещей и бытия.  Под термином «аффект» Спиноза понимал
психотелесные состояния, по сути эмоции. «Под аффектом я разумею состояния
тела, которые увеличивают или уменьшают способность самого тела к действию,
благоприятствуют ей или ограничивают ее, а вместе с тем и идеи этих состояний».
 Автор выделяет три вида аффектов — удовольствие, неудовольствие и
желание. «Под удовольствием (радостью — laetitia), следовательно, я буду
разуметь в дальнейшем такое пассивное состояние (passio), через которое душа
переходит к большему совершенству, под неудовольствием (печалью — tristitia) же
такое, через которое она переходит к меньшему совершенству»[2].   

Спиноза пишет о том, что отношение
человека к явлениям, объектам окружающего мира зачастую определяется именно
аффективной сферой. Многие люди не разделяют сам объект и свое отношение к
нему. Читаем у Спинозы: «на самом деле эти идеи суть идеи состояний
человеческого тела, заключающих в себе как его природу, так и природу внешних
тел». Например, зима — это плохо, потому что мне холодно, и я испытываю
неудовольствие. Вывод из этого положения Спиноза делает следующий: для того,
чтобы не быть рабом своих аффектов, необходимо осознать свои эмоции, «встать
над ними», «аффект, являющийся страстью (passio), перестает быть им, как скоро
мы образуем ясную и отчетливую идею его»[3]. 

Первая
попытка исследовать эмоциональные явления с точки зрения психологии принадлежит
Вильгельму Вундту. В своей книге «Основы физиологии эмоций» 1873 г. он
предложил трехмерную теорию чувств. С его точки зрения, эмоции характеризуются
следующими критериями: удовольствие – неудовольствие, возбуждение – успокоение,
напряжение – расслабление[4]. Данные
критерии выявлены автором экспериментальным путем с использованием метода
интроспекции и регистрации изменений физиологических реакций, преимущественно
дыхания и пульса.

В.
Вундт выделял объективные элементы сознания, то есть представления и ощущения,
и субъективные, то есть чувства (эмоции). Рассматривая эмоцию, Вундт различал
две стороны: объективное – из внешнего мира, субъективное –связанное с
внутренним опытом субъекта. Он подчеркивал, что эмоция – это отношение личности
к определенному факту, эмоция всегда имеет предмет. Этот предмет может не
осознаваться субъектом, но он всегда есть, в понимании В. Вундта это
объективная сторона эмоций. Субъективная сторона эмоции – это переживания или
собственно чувства по Вундту, которые выполняют важнейшую функцию — синтеза
психического явления, обеспечение его целостности: представление состоит из
ощущений и нуждается в синтезе, который и обеспечивают эмоции.

Теория
эмоций Вундта В. была подвергнута критике, тем не менее следует признать в
качестве заслуги данного исследователя то, что он первым обратил внимание на
сложность психологической структуры эмоций.

В
эмоциональной сфере личности Теодор Циген выделял эмоциональные тоны и
состояния, которые связывал с ощущениями или представлениями человека, и
разделял их по составу на простые и сложные. Так простой эмоциональный тон
человек испытывает, пробуя сахар, а сложные эмоциональные тона автор связывал с
представлениями о любви, Родине, морали и т. д. По его мнению, чувственный
тон является одной из характеристик ощущения, и понимается автором, как   чувство удовольствия/неудовольствия[5].

Американский
психолог Уильям Джемс в 1884 году предложил теорию о том, что восприятие
возбуждающего факта ведет к телесным изменениям, а переживание их личностью и
есть эмоции. Джеймс писал: "мы печалимся потому, что плачем; боимся
потому, что дрожим; радуемся потому, что смеемся; сердимся, потому, что наносим
удар". Датский физиолог К. Ланге высказывал подобную идею: эмоции — это в
результат моторных изменений, вызванных внешними раздражителями. Оба
исследователя рассматривали как психические, так и телесные выражения эмоций. Так
появилась “периферическая теория эмоций Джемса-Ланге”[6]. Периферические
телесные изменения, которые рассматривались в другими исследователями как результат
переживания эмоций, в данной теории считаются их причиной, другими словами
телесные эмоции предшествуют собственно эмоциям. Таким образом, произвольная
регуляция эмоций состоит в изменении моторных реакций: если совершать движения,
соответствующие положительным эмоциям, то их и будешь испытывать.  У. Джемс выделял "низшие" и
"высшие" эмоции. "Низшие" связаны с гневом, страхом и т. п.;
"высшие" связанные с эстетическими потребностями и т. п. [7]
 Джемс настаивал
на том, что эмоция должна быть представлена телесно, если это не так, то мы
имеем дело не с эмоцией, а с интеллектуальным суждением или с волевым действием



[2] Спиноза Б.
Соч.: в 2 т.  Т. 1, 2006.- с. 491
.

[3]  Спиноза Б. Соч.: в 2 т. Т. 1, 2006. — с.
491.

[4]  Вундт В. Введение в психологию. 2019. –
с. 168.

[5] Циген Т.
Физиологическая психологи. Интернет-ресурс: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_006775931?page=98&rotate=0&theme=white

[6]  Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в
клиническую психологию: Т. I.: Учебник для студентов медицинских вузов. 2000. –
с. 416.

[7]  Джеймс
У.
Психология личность. 1999. — с. 992.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы