Курсовая теория на тему Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 5
Психологические особенности детей с задержкой психического развития 5
Специфика эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития 11
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ДИАГНОСТИКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ С ЗПР 19
Особенности диагностики эмоционального развития детей с ЗПР 19
Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с различными формами ЗПР 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Введение:
Актуальность. Существенное значение в процессе становления личности человека имеет развитие эмоциональной сферы. Эмоциональная сфера является сложной системой, которая играет важную роль в психической жизни человека, сопровождая его деятельность, влияет на формирование и развитие познавательных процессов, становления личности, развитие таких важных качеств, как чуткость в отношении к другим людям, их переживаний, собственно эмоциональное самоощущение, которое отражает целостное отношение человека к миру. Эмоциональная сфера, как и все психические процессы формируется под влиянием окружающей социальной среды. Основными показателями эмоциональной сферы является сформированность у ребенка дошкольного возраста экспрессивного, перцептивного, когнитивного и вербального компонентов.
Исследования ученых свидетельствуют, что одним из главных факторов адаптации и социализации детей является эмоциональное развитие (Л.Выготский, Е.Ильин, Т. В. Сак и др.).
Вопрос эмоций и эмоционального развития освещены в работах отечественных и зарубежных психологов и педагогов, в частности, И.Беха, В.Вилюнаса, В. И. Ильяшенко, А. С. Кононко, Е. Е. Дмитриевой и др. Процесс возникновения и генезис эмоций исследовались Л.Выготским, И. И. Мамайчук, В. В. Кисовой и др.
На сегодняшний день в специальной психологии актуальной является проблема исследования эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР). Углубление знаний об особенностях эмоциональной сферы этой категории детей способствуют развитию приоритетного в современной специальной психологии системного подхода в преодолении негативных проявлений развития ребенка с особыми потребностями.
Проблема исследования помогла определить выбор темы исследования «Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития».
Цель исследования: Рассмотреть особенности эмоциональной сферы и специфику психологического сопровождения детей с ЗПР.
Объект исследования: дети с задержкой психического развития.
Предмет исследования: Эмоциональная сфера детей с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Анализ научно-методической литературы по проблемам детей с ЗПР.
2. Охарактеризовать особенности детей с задержкой психического развития.
3. Рассмотреть специфику психологического сопровождения детей дошкольного возраста с различными формами ЗПР.
Структура и объем работы обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, выводов к разделам, общих выводов, приложений, списка литературы (35 позиций). Общий объем курсовой работы 42 страницы.
Заключение:
Анализ научных источников, свидетельствует, что для объективного представления об эмоциональной сфере детей необходима интеграция показателей и диагностических программ, разработанных на основе различных научно-теоретических подходов. Комплекс психодиагностических методик для исследования особенностей эмоциональной сферы дошкольников с ЗПР, построенный на основе принципа комплиментарности. Прежде всего учитывается система диагностических критериев, использованных в качестве индикаторов эмоциональной сферы и ее динамики. Эти критерии основаны на онтогенетических закономерностях развития эмоциональной сферы в норме. Важным в подборе батареи диагностического инструментария является требование надежности и валидности, а также применение комплексного подхода. В ходе исследования используется комплекс методик субъективного и проективного подходов, который позволяет изучить компоненты эмоциональной сферы в дошкольном возрасте путем выполнения диагностических задач как детьми, так и при оценке педагогов.
Значительную роль в становлении эмоциональной сферы личности играют социальные условия, в которых живет, воспитывается и получает практический опыт ребенок. В этом ключе особое значение приобретает проблема психологического сопровождения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР). Коррекционно-развивающая работа с данным контингентом детей, направлена на развитие эмоциональной сферы, в частности оптимизации средств и методов активного общения, психологической коррекции эмоционального развития. При этом эффективность такой работы зависит от результатов комплексной диагностики познавательного и личностного развития ребенка. Поэтому, проблема психологической диагностики нарушений эмоционального развития дошкольников с ЗПР, приобретает особую значимость.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
1.1. Особенности детей с задержкой психического развития
Отмечается, что задержка психического развития (ЗПР) чаще всего проявляется, когда ребенок идет в школу. Она заключается в недостаточности общего объема знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, недостаточной интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстрой насыщаемости интеллектуальной деятельностью. Эти дети достаточно сообразительные в пределах имеющихся знаний, производительные, чем умственно отсталые дети, в использовании помощи. При этом в одних случаях на первом плане стоит задержка развития эмоциональной сферы, а у других — замедление развития интеллектуальной сферы [1; 2; 3].
Конституционные факторы, хронические соматические заболевания, длительные неблагоприятные условия воспитания, органическая недостаточность нервной системы резидуального или генетического характера [5].
Согласно классификации К.С. Лебединской по этиопатогенетическим принципу различаются основные формы задержки психического развития — церебрально-органического, психогенного, конституционного, соматогенного происхождения [31]. Этой же классификации придерживаются и многие отечественные ученых (Н. В. Ляшенко, Т. Д. Ильяшенко, Т.В. Сак, С. А. Тарасюк и др.). В то же время они существенно добавляют в каждый из вариантов данные об особенностях не только познавательной деятельности, психического развития детей в целом, но и социально-бытового ориентирования.
Так Н. В. Ляшенко установила, что значительные осложнения у детей с ЗПР церебрально-органического генезиса наблюдаются при выполнении операций анализа, синтеза, сравнение, обобщение, при решении задач, требующих прежде всего словесно логического мышления. Ученики не могут самостоятельно на достаточном уровне планировать свои действия и контролировать их; с трудом переключаются с одного задания на другое, их действия замедленные и хаотичны. Во время выполнения задания они не замечают своих ошибок, проявляют слабую заинтересованность в результате, в связи с этим отказываются выполнять предложенные упражнения. Дети названной группы часто не могут адекватно словесно объяснить свое решение не только из-за отсутствия тонкого анализа, но и в связи с трудностями в воспроизведении терминов, обозначающих общие понятия. Автор указывает, что в формировании задержки психического развития церебрально-органической генезиса определенная роль принадлежит и социальному фактору в виде неблагоприятных условий воспитания. В благополучных семьях задержка психического развития может быть преодолена целенаправленной активизацией возможностей ребенка. По мнению ученой, в семьях, в которых не уделяют достаточного внимания детям, психическое развитие ребенка с церебральной недостаточностью еще больше замедляется за счет наслоений микросоциальной и педагогической запущенности [11].