Курсовая теория на тему Особенности эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в полных и неполных семьях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей эмоционального
развития дошкольников из полных и неполных семей. 4
1. Особенности психического и личностного
развития дошкольников. 4
2. Особенности эмоционального развития детей
дошкольного возраста. 11
3. Изучение
влияния полной/неполной семьи на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного
возраста в трудах исследователей. 16
Заключение. 25
Список использованной литературы.. 27
Введение:
Актуальность
работы. На
развитие и становление личности ребенка оказывает влияние множество факторов.
Развивающийся ребенок находится в постоянном взаимодействии с внешней средой на
разных уровнях. В центре этих уровней стоит семья.
Семья
является первой общественной ступенью в жизни личности, занимая при этом
центральное место в жизни детей. Воспитание в семье представляется основой для
становления каждого человека как личности. Семейные взаимоотношения выступают
как первооснова для развития человека и социализации личности ребенка. Семья
является первым и основным институтом социализации. Именно от семьи в первую
очередь зависит, каким будет расти ребенок и какое место в обществе он займет.
Очевидно, что тип семьи, в которой рождается ребенок, сильно влияет на его
ожидания, установки, набор ролей и систему взглядов и взаимоотношений с другими
людьми.
Детско-родительские
отношения являются определенным сочетанием личностных особенностей родителей,
стиля воспитания, психологической атмосферы в семье, а также выбранным стилем
организации жизни в семье в общем. Являясь первым институтом социализации,
семья формирует у ребенка те или иные моральные и духовные качества,
полоролевое поведение, характер и т.п. В связи с этим детско-родительские
отношения имеют сильное влияние на формирование личности детей.
В семейных
отношениях между родителями и детьми важным является использование
педагогических и психологических знаний. Это включает в себя: учет возрастных
особенностей детей, основ социальной и общей психологии, методов воспитания.
При этом семья оказывает влияние на когнитивное, эмоциональное, социальное и
физическое развитие ребенка на протяжении всего жизненного пути.
Изучением особенностей
эмоциональной сферы дошкольников занимались многие психологи и педагоги, среди
которых такие авторы как С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, А.М. Прихожан, А.В.
Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, С.Ю. Мещерякова, М.А. Лисина, В.К.
Вилюнас, Н.Н. Ланге, Д.Б. Линдсли и Д.О. Хебб, Р. Клиннерт и др.
Особенности семьи, семейного воспитания,
особенности формирования личности ребенка в семье изучали А.С. Спиваковская,
А.Я. Варга, Э.Г. Эйдемиллер, Ю.Б. Гиппенрейтер, С.В. Ковалёв, Н.В. Бондаренко,
Ю.П. Азаров, Д.Н. Добрович, А.И. Захаров, Б.Ц. Урланио, Р. Бернс, Д. Добсон, В.
Сатир, А. Фромм, Дж. Боулби, Е. Голдфарб и др.
Тем самым актуальность изучения
заключается в изучении особенностей эмоционального развития детей старшего
дошкольного возраста, которые воспитываются в полных и неполных семьях.
Цель
исследования: выявить особенностей развития
эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста из полных и неполных
семей.
Поставленная цель предполагает не решение
следующих задач исследования:
1. Охарактеризовать особенности психического
и личностного развития дошкольников.
2. Описать особенности эмоционального
развития детей дошкольного возраста.
3. Изучить влияние полной/неполной семьи
на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста в трудах
исследователей.
Объектом
исследования: эмоциональная сфера личности.
Предметом
исследования: особенности эмоциональной сферы у детей,
воспитывающихся в полных и неполных семьях.
Структура работы состоит из введения, трех
параграфов, заключения и списка литературы.
Заключение:
Таким образом, в ходе исследования было
определено, что эмоция – это реакция всей личности
(включая организм) на те ситуации, к которым она не может адаптироваться, и она
имеет преимущественно функциональное значение. Так, эмоция вызывает нарушение
памяти, навыков и вообще замену трудных действий более легкими. Эмоция
соответствует такому снижению уровня адаптации, которое наступает, когда
мотивация является слишком сильной по сравнению с реальными возможностями
субъекта. Эмоция – это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная
радость. Существует оптимум мотивации, за пределами которого возникает
эмоциональное поведение. С усилением мотивации повышается качество исполнения,
но до определенного предела: если она слишком велика, исполнение ухудшается.
Эмоция возникает часто потому, что субъект не может или не умеет дать
адекватный ответ на стимуляцию. Конфликты являются главной причиной эмоций
тогда, когда субъект не может легко найти решение. Эмоции способны мобилизовать
человека, компенсировать недостаточность информации, недостаточность
возможностей человека по решению проблемы.
Старший дошкольный возраст является
последний периодом дошкольного детства ребенка, в процессе которого в психике
детей появляются новые образования. Среди них мы можем выделить произвольность
таких психических процессов как внимание, память и восприятие, что оказывают
влияние на появление способности управлять своим поведением. В это же время
протекают изменения в представлениях ребенка о самом себе, появляется
самосознание и самооценка, на которых влияют более сложные и содержательные
отношения с взрослыми и другими детьми.
Ситуация развития ребенка в неполной
семье является менее благоприятной как в социокультурном, так и в
психологическом отношениях. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с
какими другими социальными институтами, т.к. именно в семье формируется и
развивается личность человека. Семья выступает как первый воспитательный
институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.
Именно в семье закладываются основы
нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний
мир ребенка и его индивидуальные качества. Семья является первой общественной
ступенью в жизни личности, занимая при этом центральное место в жизни детей.
Воспитание в семье представляется основой для становления каждого человека как
личности.
Все заложенное семейными взаимоотношениями
является определяющим для построения в будущем отношений с другими людьми,
появлении определенного поведения при взаимодействии с окружающим социумом. При
этом, тип взаимоотношений, который был сформирован в родительской семье,
зачастую переносится на свою будущую семью.
Также важными условиями рациональных
взаимоотношений выступает разумная организация семьи. Современная деятельность,
общие перспективы, традиции взаимопомощи, совместные интересы и решения
позволят сформировать теплые, сердечные и добрые отношения между родителями и
детьми.
Таким
образом, семейные условия, включая социальное положение, род занятий,
материальный уровень и уровень образования родителей, в значительной мере
предопределяют жизненный путь ребенка. Кроме сознательного, целенаправленного
воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся
внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с
возрастом, преломляясь в структуре личности.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей эмоционального
развития дошкольников из полных и неполных семей
1. Особенности
психического и личностного развития дошкольников
Старшими дошкольниками являются дети
в возрасте от 5 до 7 лет, которые посещают старшую и подготовительную группы
детского сада. Данный период играет важную роль в личностном развитии ребенка.
Он характеризуется формированием новых психологических механизмов деятельности
и поведения. Именно в старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей
личности, так как происходит формирование устойчивой структуры мотивов,
появляются новые социальные потребности, такие как потребность в уважении и
признании со стороны взрослых и сверстников, интерес к коллективной форме
деятельности. Так же этот период характеризуется возникновением нового
опосредованного типа мотивации, которая становится основой произвольного
поведения ребенка, при этом, усваивается определенная система социальных
ценностей, моральных ном и правил поведения в обществе [18].
В исследованиях разных педагогов и
психологов можно отметить значительное внимание, направленное на понимание
особенностей развития умственной, мотивационной сферы и других отдельных
познавательных процессов дошкольников.
Отмечается, что в данный возрастной
период происходит формирование самосознания, появляются новые особенности
общения и способы социального взаимодействия детей. Исследователи говорят о
том, что появляется другая специфика игровой, изобразительной и других видов
детского деятельности, проявляются различные механизмы формирования
элементарной учебной деятельности, а также готовность к началу школьного
обучения [4].
Опираясь на труды исследователей,
которые рассматривают разные точки зрения особенностей возраста, можно
составить психологический портрет старшего дошкольника.
Ребенок в этом возрасте отличается
динамичным развитием. Так, на протяжении всего дошкольного возраста отмечаются
существенные изменения в различных направлениях, происходит совершенствование
основных видов его деятельности и активное развитие психических процессов.
Например, память ребенка изменятся как количественно, так и качественно.
Происходит увеличение ее объема, когда дети старшей группы могут запомнить до
7-8 названий предметов, а в подготовительно до 10-12. Что касается качественных
изменений, то появляется опосредованность и произвольность, выражающаяся в том,
что ребенок не просто запоминает интересную для него информацию, а принимает
задачу на запоминание, применяя особые способы для удержания нужной информации
[19].
Похожие показатели определяют и
развитие внимания. Происходит усиление таких качеств внимания как устойчивость,
объем, распределение, переключение, при этом идет рост его произвольности, и
ребенок начинает переходить к больше направленному сосредоточению. Тогда как
младший дошкольник может быть внимателен только к тому, что является наиболее
для него ярким и новым, то к старшему дошкольному возрасту, он может удерживать
свое внимание на решении разного рода задач. Начиная с 5-летнего возраста,
ребенок получает возможность сосредотачиваться на деятельности в течение 15-20
минут, уже к 7 годам это время увеличивается до 30 минут. При этом важно то,
что, выполняя те или иные действия, он может удерживать в памяти несложное
условие [6].
Еще одним из новообразований в данный
период дошкольного возраста является воображение. Происходит формирование таких
его особенностей, как произвольность и оригинальность. Так, ребенок в возрасте
5-6 лет может самостоятельно придумывать небольшие сказки с последовательно
разворачивающимся сюжетом на заданную тему. К семи годам дошкольники имеют
возможность подчинять свое воображение тому или иному замыслу, следовать намеченному
плану, внося в него небольшие коррективы. В первую очередь развитие воображение
и его культурной формы, определяется продуктивностью. Другими словами, это уже
не является отрывочным фантазированием, а становится решением определенной
творческой задачи. Такими задачами могут быть создание сюжета какой-либо игры,
замысел того или иного рисунка, различные придумки конструкции. При этом
отмечается, что образы воображения характеризуются символичностью и замещением.
Так, ребенок пользуется одними предметами для раскрытия важнейших для него
сторон других предметов и явлений (например, листики замещают денежные купюры и
т.п.).