Организация научного исследования Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности эмоционально — волевой сферы подростков, находящихся на длительной госпитализации. ( На примере больных туберкулезом)

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Раздел 1. Теоретические основания изучения эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте 5
1.1. Эмоционально-волевая сфера как предмет психолого-педагогического анализа 5
1.2. Особенности эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте 16
Раздел 2. Влияние длительной госпитализации на развитие эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте 22
2.1. Психолого-педагогические особенности подростков, находящихся на длительной госпитализации 22
2.2. Особенности эмоционально-волевого развития подростков с диагнозом туберкулез 26
Заключение 31
Список использованных источников 33

  

Введение:

 

Эмоционально-волевая сфера ребенка как показатель социально-эмоционального развития личности сегодня является актуальной проблемой. Эмоционально-волевая сфера личности включает в себя два тесно взаимосвязанных феномена, одним из которых являются человеческие эмоции и чувства, а другим – воля. Это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, различные механизмы их регуляции.
Развитие эмоционально-волевой сферы детей важно на всех этапах школьного обучения, но особое значение имеет в подростковом возрасте. Общие особенности этого возраста: изменчивость настроения, эмоциональная неустойчивость, неожиданные переходы от веселия к унынию и пессимизму. У детей этого возраста очень ярко выражено стремление подбирать аргументы в пользу более эмоционально привлекательного поведения, за счет поведения необходимого, требуемого. Иначе говоря, у подростков сильные эмоции гораздо чаще, чем у взрослых, блокируют разумное решение.
Исследование эмоционально-волевой сферы подростков занимались Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Л.В. Занков, Й.П. Лаужикас, В.И. Лубовский и другие.
Психологические особенности подростка делают его особенно уязвимым при действии патогенных факторов, изоляцией, связанной с длительными лечением болезней. В современных условиях эпидемического неблагополучия по туберкулезу в РФ это заболевание все чаще встречается у подростков, характеризуясь ростом вторичного туберкулеза с распадом легочной ткани, бактериовыделением, прогрессирующим течением и далеко не всегда благоприятным прогнозом. Туберкулез значительно снижает социальную адаптацию и нередко вызывает нарушения эмоционально-волевой сферы личности.
Чаще всего на эмоционально-волевую сферу подростка с диагнозом туберкулез влияет длительная госпитализация. Находясь в принудительной изоляции от общества, у человека начинается разрушение социально полезных связей, появление неуверенности в себе, снижение целеустремленности, нарушение социального взаимодействия, недостаточное развитие самостоятельности, неадекватность самооценки. Подросток постоянно общается с одними и теми же людьми, его среда характеризуется бедностью сенсорных раздражителей и минимальностью перцептивных, коммуникативных и интерактивных действий, что влияет на социально-эмоциональное развитие личности подростка. Однако исследований, посвященных данной проблеме, недостаточно.
Цель исследования – теоретически изучить эмоционально-волевую сферу подростков, находящихся на длительной госпитализации.
Объект исследования – эмоционально-волевая сферы подростков.
Предмет исследования – особенности эмоционально-волевой сферы подростков, находящихся на длительной госпитализации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть теоретические основания изучения эмоционально-волевой сферы личности.
2. Рассмотреть специфические характеристики эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте.
3. Описать эмоционально-волевую сферу подростков, находящихся на длительной госпитализации.
Методы исследования: теоретический анализ научных источников, анализ публикаций по теме исследования, обобщение.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух разделов, списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проанализировав литературу по теме исследования, удалось установить, что эмоционально-волевая сфера личности включает в себя два взаимосвязанных компонента: эмоции и воля. Эти свойства человека характеризуют содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Эмоции представляют собой особый класс психических процессов и состояний, который составляет переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям окружающей его действительности. Эмоции и чувства – это специфическая форма отражения существующего мира. Воля–это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, что выражено в способности преодолевать различные трудности при достижении поставленной цели.
Развитие эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте характеризуется: проявлениями эмоциональная возбудимость, устойчивостью эмоциональных переживаний; высоким уровнем проявления страха и тревожности; противоречивость чувств; возникновением переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки; сильно развитым чувство принадлежности к группе; предъявлением высоких требований к дружбе; проявлением гражданского чувства патриотизма.
Длительная госпитализация подростков негативно сказывается не только на развитии эмоционально-волевой сферы подростков, но и на общее формирование личности. Госпитализация – это помещение человека в стационар, если он нуждается в оказании медицинской лечебной помощи либо обследовании. Находясь в длительной госпитализации, у человека начинается разрушение социально полезных связей, ухудшение коммуникативных навыков, а также изменение ценностных ориентаций. Постоянно общаясь с одними и теми же людьми, индивид сталкивается с бедностью сенсорных раздражителей и минимальностью перцептивных, коммуникативных и интерактивных действий. В то время в отношениях начинают проявляться эмоциональное напряжение, неадекватность восприятия, снижение толерантности к «значимому» окружению, конфликты и др.
Эмоциональная неуравновешенность подростков, находящихся на длительной госпитализации, тревожность, боязнь общения, замкнутость, являясь особенностями психики, сформированными под воздействием экзогенных и эндогенных факторов. Подросткам, находящихся на длительной госпитализации, более сложно держать под контролем эмоции. Из-за низкого контроля над ними, смешиваются с фоновыми переживаниями или другими ситуативными эмоциями. У подростков, находящихся на длительной госпитализации, может преобладать эмоционально-личностные расстройства. Начинаются страхи: тактильного и визуального контакта. Общение поверхностное из-за недоразвития высших эмоций. Детям чуждо чувство сострадания, жалости, стыда, вины. У подростков также могут наблюдаться расторможенность, агрессия, асоциальное поведение.

 

Фрагмент текста работы:

 

Раздел 1. Теоретические основания изучения эмоционально-волевой сферы в подростковом возрасте
1.1. Эмоционально-волевая сфера как предмет психолого-педагогического анализа

Анализ психолого-педагогической литературы позволил установить, что в настоящее время среди ученых нет согласованного представления о понятии «эмоционально-волевая сфера». Среди исследователей наблюдаются значительные расхождения в трактовках, тем не менее изучение эмоций и воли является актуальным для понимания поведения человека, так и его психологического состояния и развития, влияющих на становление личности. В связи с этим возникает необходимость в анализе и систематизации существующих подходов к определению отдельно понятия «эмоции», к понятию «воля», описанию их классификации, структур, механизмов и неразрывной связи одного от другого.
Эмоционально-волевая сфера личности включает в себя два тесно взаимосвязанных понятия, одним из которых являются человеческие эмоции и чувства, а другим – воля. Это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств [8].
Содержательные аспекты эмоциональности находят отражение в явлениях и ситуациях, которые имеют особую значимость для человека. Они связаны с базовыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивации, мировоззрением, ценностными установками, разумным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы находят выражение в способностях человека, которые проявляются в самодетерминации и регуляции им собственной деятельности и различных психических процессов. По мнению С.Н. Киприянова, в качестве основных функций воли можно выделить: выбор целей и мотивов, регуляция побуждения к действиям при недостатке или избытке их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей [13].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы