Курсовая теория на тему Особенности экологического образования младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 2
Глава 1.
Теоретические основы процесса образования младших школьников 5
1.1. Сущность понятия «образование»,
его цели и задачи. 5
1.2.
Особенности организации образования младших школьников. 14
Выводы по 1 главе. 21
Глава 2.
Теоретические основы экологического образования младших школьников. 23
2.1. Сущность понятия «экологическое
образование», его цели и задачи. 23
2.2. Особенности и содержание
экологического образования младших школьников. 30
Выводы по 2 главе. 45
Заключение. 46
Список
литературы.. 49
Введение:
В современном мире
сохранение окружающей среды становится глобальной проблемой, которую необходимо
решать на всех уровнях. Одним из важнейших направлений в этом вопросе является
организация экологического образования подрастающего поколения. Правительство Российской
Федерации, осознавая важность сохранения природных ресурсов для последующих
поколений, отражает необходимость экологического образования и воспитания в
таких документах как Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации», федеральные государственные
образовательные стандарты.
Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС
НОО) определяет, что важнейшей целью начального образования на современном
этапе и одной из его приоритетных задач является достижение младшим школьником
результатов личностного развития, к которым относятся чувство гордости за свою
Родину, целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, самостоятельность и ответственность за свои
поступки, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,
установка на безопасный и здоровый образ жизни. Эти положения определяют
основные цели экологического образования младших школьников.
В младшем школьном
возрасте, который признается сензитивным для обучения и воспитания, дети
проходят процесс социализации, у них проявляется интерес к процессу познания,
общественным явлениям, явлениям природы, мотивам поведения, рефлексии.
Одним из важных педагогических
факторов образования и развития младших школьников является живая природа.
Общаясь с живой природой, познавая предметы и явления окружающей среды, дети
узнают мир, в котором они живут, анализируют роль природных богатств в жизни
людей, выявляют необходимость познания природы, сочувствуют и переживают за ее
сохранение, стараются заботиться об окружающих их объектах живой и неживой
природы. Однако все эти качества личностного отношения к окружающей среде не
могут возникнуть сами по себе, важно организовать экологическое образование
младших школьников с учетом их возрастных особенностей, требований ФГОС НОО к
организации учебного процесса, а также запросов общества в формировании
экологической культуры подрастающего поколения.
Вопросы определения сущности
понятия «экологическое образование», его целей и задач, выделения его
структурных компонентов, особенностей организации экологического образования
актуальны на современном этапе развития общества и поэтому рассматриваются
многими учеными, методистами, педагогами. Определению понятия «экологическое
образование» посвящены научные статьи Алексеева С.В., Вербицкого А.А., Токарева
А.А., Юркиной С.В. и других авторов. В
этих работах рассматриваются также принципы и содержание экологического
образования. Проблемы организации
экологического образования рассматриваются в работах Миронова А.В., который
поднимает вопрос о выделении воспитательного и обучающего компонентов в его
структуре, характеризует принципы и содержание экологического образования
младших школьников на современном этапе.
Все это свидетельствует о
необходимости поиска эффективных путей экологического образования младших
школьников через разнообразие методологических и технологических подходов,
обусловливающих использование комплекса форм, методов, средств, обеспечивающих
включенность младших школьников в активную, самостоятельную, познавательную
деятельность в рамках экологического образования. Именно этим объясняется актуальность темы данного исследования.
Объект
исследования: процесс экологического образования
младших школьников.
Предмет
исследования: особенности экологического образования
младших школьников.
Цель
исследования: определить особенности экологического
образования младших школьников.
Для достижения
поставленной цели решались следующие задачи:
1. Рассмотреть сущность
понятия «образование», определить его цели и задачи.
2. Выявить особенности
организации образования младших школьников.
3. Определить сущность
понятия «экологическое образование», его цели и задачи.
4. Изучить особенности и
содержание экологического образования младших школьников.
В ходе исследования
применялись теоретические методы анализа научной литературы и педагогического
опыта по проблеме экологического образования младших школьников.
Теоретическая значимость
исследования заключается в выявлении основных особенностей экологического
образования младших школьников, его целей и задач, реализуемых в соответствии с
федеральным государственным стандартом начального общего образования,
определении методов и форм организации экологического образования младших
школьников на современном этапе развития общества, выявлении передового
педагогического опыта по решению задач экологического образования.
Методологической основой
исследования послужили работы, посвященные проблеме экологического образования
младших школьников, Алексеева С.В., Бойко Л.А., Вербицкого А.А., Миронова А.В.,
Симоновой Л.П. и других. Структура работы:
введение, две главы, каждая из которых включает по два параграфа, заключение,
список литературы.
Заключение:
В начале исследования
была сформулирована цель определить особенности экологического образования
младших школьников на современном этапе развития общества. Для ее достижения
проведен анализ литературы по проблеме экологического образования младших
школьников.
В результате анализа
научной, педагогической, методической литературы, проведенного в процессе
исследования были сделаны следующие выводы.
Образование на
современном этапе развития российского общества рассматривается как
целенаправленный процесс, имеющий социальное и личностное значение и включающий
воспитательный и обучающий аспекты. Цель образования формирование личности,
направленной на деятельностное включение в социум, владеющей навыками и
установками учебной деятельности.
Особенности образования
младших школьников определены ФГОС НОО и заключаются в определении результатов
образования, структуры и содержания образовательного процесса. В качестве
организационных особенностей образования младших школьников выделяются его
деятельностный характер, выбор методов и форм с учетом возрастных особенностей,
приоритет личностного развития. В качестве содержательной особенности
образования младших школьников выделяются требования к достижению личностных,
метапредметных и предметных результатов. В примерной программе начального
общего образования сформулированы универсальные учебные действия, которыми
должен овладеть младший школьник и которые станут основой для дальнейшего
образования. Это личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные
УУД.
Экологическое образование
рассматривается как целенаправленный, планомерный и непрерывный педагогический
процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов,
убеждений, нравственных качеств, обеспечивающий становление ответственного
отношения к природе. В качестве основных целей экологического образования
выделяются формирование и развитие экологической культуры, ответственного
отношения каждого человека к природе, формирование практического опыта
природопользования.
В процессе работы по
экологическому образованию младших школьников необходимо учитывать особенности
мышления, эмоциональной и волевой сферы, характерные для данного возраста. К
таким особенностям следует отнести высокую эмоциональность детей, формирование
учебной деятельности в качестве ведущего вида деятельности, начало этапа
социализации, развитие умения анализировать, обобщать, однако младшим
школьникам еще трудно без помощи педагога устанавливать причинно-следственные
связи, понимание которых необходимо для понимания природных явлений, осознания
необходимости сохранения ее целостности.
В структуре
экологического мировоззрения младших школьников можно выделить
интеллектуальный, личностный и мотивационный компоненты.
Формирование основ
экологической культуры у младших школьников происходит в несколько этапов:
развитие умения выражать свое отношение к окружающему миру, развитие умения
наблюдать и анализировать происходящие в природе события, формирование умения
вести деятельность без ущерба для окружающего мира.
К методам экологического
образования относятся словесные (беседа, рассказ, объяснение),
наглядно-демонстрационные (демонстрация объектов, опытов), практические
(наблюдение, эксперимент), метод проектов.
Среди форм экологического
образования младших школьников выделяются урок, внеурочная деятельность,
игровая деятельность, экскурсии, знакомство с литературой природоведческого
характера, организация творчества, практической деятельности в природе.
Изучение педагогического
опыта организации экологического образования младших школьников показало, что
учителя начальных классов стремятся достичь целей экологического образования,
изучая и применяя на практике современные формы организации деятельности
учащихся: разрабатываются экскурсии по экологическим тропам, разрабатываются и
внедряются новые игровые технологии, осуществляется междисциплинарный принцип в
экологическом образовании.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы процесса образования младших
школьников 1.1.
Сущность понятия «образование», его цели и задачи Образование
– один из основных институтов гражданского общества, привлекающий к себе
внимание как общественности, так и государства.
В современной России
право на образование имеет статус конституционного права, что обеспечивает его
общедоступность. По утверждению М.С. Андиевой, Конституция Российской Федерации
выделяет право на образование как показатель конституционного статуса человека.
Общественное, гражданское назначение образования определяется, прежде всего,
его ролью в формировании личности, направленной на созидательную деятельность
[3; С. 75].
Образование,
ориентированное на научное знание, предоставляет широкие возможности для
пропаганды идей гуманизма, целостного восприятия мира. Отмечая значение
образования для общества и государства, Л.В. Алиева отмечает, что образование
обеспечивает экономическое, политическое и культурное благополучие и
конкурентоспособность государств [2].
Раскрытие сущности
понятия «образование» имеет большое значение для определения целей, задач,
принципов построения образовательного процесса. Понятие «образование»
рассматривается не только в педагогической литературе, но в области социологии,
политики, права. В основном образование понимается как целенаправленный процесс
получения или передачи определенных знаний.
Существует два аспекта
понимания термина «образование». Под образованием в расширенном, социальном
понимании определяют процесс передачи обществом знаний, навыков, ценностей от
одного человека или группы другим людям, передачи, не включающей характеристику
усвоения и обязательность результата. Образование в более узком значении рассматривается как специфическая
деятельность, направленная на получение обучаемым определенной суммы знаний для
подготовки его к высокопрофессиональному выполнению обязанностей.
В педагогике под
образованием понимают профессиональную деятельность по обучению и воспитанию,
имеющую целью формирование определенного типа личности [3; С. 75-78].
Отметим, что в словаре
С.И. Ожегова выделено два значения слова «образование»:
1) получение систематизированных
знаний и навыков, обучение, просвещение;
2) совокупность знаний,
полученных в результате обучения [30; С. 429].
В первом значении
образование рассматривается как совместная деятельность обучаемых и обучающих
субъектов по получению системы знаний и навыков, обучению, просвещению, во
втором – в качестве результата процесса обучения.
В связи с модернизацией
образования современными российскими учеными, педагогами, социологами,
методистами образование рассматривается как сфера реализации личностного
статуса.
С.Д. Смирнов под образованием
понимает систему «научных знаний, умений и навыков, а также мировоззренческих и
нравственных идей и ценностей, которыми необходимо вооружить учащихся в
процессе обучения» [45; С. 39].
Личностно-ориентированные
образование и педагогика начинаются с обращения к человеку. Гуманистическая
направленность не только меняет привычное представление о целях образования, но
и способствует установлению гуманных взаимоотношений между участниками
образовательного процесса, внедряет педагогику сотрудничества. Поэтому главным
действующим лицом, основной ценностью в системе педагог – ученик становится
учащийся.