Курсовая теория на тему Особенности ее организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Основы использования предметно-игровой среды как условия развития игровой деятельности детей 6
1.1 Характеристика предметно-игровой среды 6
1.2 Педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды ДОУ 10
1.3 Организация предметно-игровой среды и ее влияние на развитие игровых умений детей старшего дошкольного возраста 14
Выводы по 1 главе 17
Глава 2. Особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения 18
2.1 Младшая группа 18
2.2 Средняя группа 20
2.3 Старшая группа 23
Выводы по 2 главе 28
Заключение 29
Список литературы 31
Введение:
Актуальность исследования. Особое значение в ДОУ имеет предметно-игровая среда, поскольку основным видом деятельности ребенка является игра, и ее влияние на разностороннее развитие личности невозможно переоценить. Большое разнообразие игр для детей в дошкольных учреждениях должно быть обеспечено путем создания предметно-игровой среды. Однако предметно-игровая среда в детском саду со временем практически не меняется: появились новые игрушки, игры, но среда, подход к организации среды остаются прежними.
Под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию выбранной образовательной программы.
На современном этапе в педагогическом процессе игре не уделяется достаточного внимания, поскольку задача интеллектуального развития является приоритетной. Эффективность влияния предметно-игровой среды на личность ребенка в дошкольном образовательном учреждении во многом зависит от умения педагогов правильно его организовать.
Игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна соответствовать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода для достижения детской темы, сюжета игры, игрушек, места и времени игры. Задача педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении заключается в умении моделировать предметно-игровую среду, которая позволила бы ребенку проявить творческие способности, изучить способы образного создания мира и художественного языка, а также реализовать познавательно-эстетические и культурно-познавательные способности. коммуникативные потребности для свободного выбора. Моделирование предметной среды создает условия для взаимодействия, сотрудничества, взаимного обучения детей. Вот почему сегодня важной задачей является понимание характеристик развивающей среды, которая через свое содержание и свойства влияет на всестороннее развитие ребенка.
Среда развития может и должна служить фоном и посредником во взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может делиться своим опытом с другими, строить свою жизнь и себя в группе. Необходимо построить окружающее пространство таким образом, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в нем комфортно, имел возможность осознать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе.
Проблемой преобразования материально-технического обеспечения педагогического процесса в дошкольном учреждении, на основе принципов построения развивающей предметной среды детского сада, занимались такие ученые как Ю.С.Мануйлов, С.Л.Новоселова, В.А.Петровский, Н.А.Рыжова Л.П.Стрелкова, и др. На протяжении многих лет ученые накапливали огромный опыт представления о среде как условии или факторе, благоприятном в работе с детьми дошкольного возраста. Л.И.Новикова, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанов придавали значение среде, как компоненту самой воспитательной системы
Проблема исследования – выявление особенностей организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения.
Тема исследования — особенности организации предметно-игровой среды.
Объект исследования — предметно-игровая среда детей дошкольного возраста.
Предмет исследования — особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения.
Гипотеза исследования – организация и эффективное использование предметно-игровой среды способствуют интеллектуальному и личностному развитию ребенка, степени его воспитанности, готовности к школе.
Цель исследования — изучить теоретические основы построения предметно-игровой среды в дошкольном учреждении.
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятию предметно-игровой среды.
2. Определить педагогические принципы и подходы к организации предметно-игровой среды ДОУ.
3. Рассмотреть особенности организации предметно-игровой среды в разных возрастных группах дошкольного учреждения.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, сравнение, обобщение, моделирование).
Структура: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Мир детства имеет свой язык, свои представления, свой способ выражения увиденного. Созидая собственный мир, ребенок формирует свой образ, свою личность, стиль жизни, неповторимый, индивидуальный и отличающийся от взрослого. Поэтому считаем, что в последнее время возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды, как условия формирования личности. Формирование личности является важной задачей педагогики, так как позволяет сформировать у каждого ребенка представления о цели жизни.
Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Среда разработки предмета игры включает в себя: большое организующее игровое поле, игровое оборудование, игрушки, игровые атрибуты различных видов, игровые материалы, необходимые для игр детей. Все эти игровые объекты обычно находятся не в каком-то абстрактном игровом пространстве, а в групповой комнате, игровой комнате, на детской площадке (веранде) площадки детского сада.
Проблемами создания и организации предметно-игровой среды занимался С.Л. Новоселова, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и другие. По мнению исследователей, объектно-игровая среда должна объективно, по своему содержанию и свойствам, создавать условия для творческой активности каждого ребенка.
Таким образом, необходимо, чтобы организация предметно-игровой среды в разных возрастных группах детского сада учитывала особенности поэтапного развития игровой деятельности детей и, в то же время, обеспечивала максимальную возможность расширить насыщенную событиями сторону. игры, принимать во внимание растущий объем знаний, впечатлений и содержания детских впечатлений. Игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна соответствовать определенным требованиям: это, прежде всего, свобода для достижения детской темы, сюжета игры, игрушек, пестика и игрового времени. В то же время нельзя не учитывать и возрастные особенности детей дошкольного возраста и тот факт, что они находятся в дошкольном образовательном учреждении, работающем по определенной образовательной программе.
Пришли к выводу, что игровая среда является частью развивающей предметной среды. Игры и игрушки в развивающей среде дошкольных образовательных учреждений занимают ведущее место, поэтому очень важно знать, по каким критериям отбираются эти материалы (многофункциональность, возможность применения в совместной деятельности, дидактическая ценность, эстетическая ценность). Игра является формой активного, творческого отражения ребенком окружающей жизни людей, поэтому она не сводится к простому копированию реальности.
При организации игровой среды необходимо учитывать интерес детей к проблемам, выходящим за рамки личного опыта. Для многих ролевых игр сделайте оборудование и игрушки, которые расширят личный опыт детей. Организовать игровую среду, чтобы дети могли участвовать в самых разных играх; ролевая, строительная, режиссерская, театральная, народная, хоровод и т. д. Создавая игровую среду, нужно пробудить познавательную активность, независимость, ответственность и инициативу.
Целенаправленно организованная и созданная предметно-развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально позитивное отношение к детскому саду, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, способствует развитию у детей игровых навыков.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Основы использования предметно-игровой среды как условия развития игровой деятельности детей
1.1 Характеристика предметно-игровой среды
Понятие предметно-игровой среды рассматривается в педагогике как более узкая характеристика среды, как фактор, стимулирующий, направляющий, развивающий активность ребенка. Это влияет на развитие личности в широком смысле и на формирование у нее более узких качеств, таких как самостоятельность, активность, наблюдательность. Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально имитирующая содержание его духовного и физического развития [11].
Существуют различные определения развивающей обучающей или развивающей предметной среды.
В методических рекомендациях С.Л. Новоселовой приводится следующая терминология:
Предметно-развивающая среда — предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка.
Предметно-развивающая среда — система предметных сред, насыщенных играми, игрушками, пособиями, оборудованием и материалами для организации самостоятельной творческой деятельности детей.
Предметно-развивающая среда — система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.
В исследованиях В.А. Ясвина развивающая образовательная среда — та, которая способна обеспечивать комплекс возможностей для саморазвития всех субъектов образовательного процесса.
В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается комплекс психолого-педагогических условий развития интеллектуальных, специальных, творческих способностей в организованном пространстве креа тивного поля.
Из положений А.И.Леонтьева, А.В.Запоржца, Е.А.Флерина вытекают основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно -пространственной среды детского сада при условии:
• содержательности и эстетической значимости этой среды;
• целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;
• активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.
Л.С. Выготский отмечает, что ребенок, как человек, начинает свое развитие в процессе формирования с материальной действительностью. В процессе развития он встречается с уже готовыми, исторически сложившимися условиями, которые и определяют его бытие, как общественного существа. Таким образом, развитие ребенка зависит от того, как его воспи тывают, как организовано воспитание, где, в каком окружении он растет.
Р.Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоцио нальном благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.). Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи.
Согласно словам В.А.Петровского, обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка. Обогащение воспитательно-образовательного процесса развивающей предметной среды находится в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста и уровня развития детей и их деятельности. Все компоненты предметно-развивающей среды связаны между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
Предметно-пространственный мир включает в себя разнообразие предметов, объектов социальной действительности. Предметная среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию — каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становиться средством передачи социального опыта.
Предметно-развивающая среда, построенная на основе личностно-ориентированного взаимодействия детей и взрослых должна предоставлять каждому ребенку равные стартовые возможности, в рамках которых осуществляется систематическое развитие его личности. Однако, равные возможности не значит одинаковые. Развивающая среда с начала ее создания должна быть вариативной, многофункциональной, адаптационной и доступной для каждого ребенка. Подбор материалов, особенности его размещения должны носить научно-обоснованный характер, учитывать психологические особенности развития детей раннего возраста, а также возрастные закономерности изменения видов деятельности.
При отборе материала большое значение имеет его познавательная ценность. Наиболее целесообразный путь интеллектуального развития детей — это расширение опыта действий с игрушками, предметами быта, простейшими орудиями, сопровождаемых речью, так как первые подлинные обобщения предметов по их назначению, функциям и т.д. возникают у детей сначала практически, в действиях с ними, а затем закрепляются в слове.