Дефектология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности диалогической речи у дошкольников с задержкой психического развития

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР 6
1.1. Становление диалогической речи у детей дошкольного возраста в норме 6
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР 8
1.3. Особенности развития диалогической речи у детей дошкольного возраста с ЗПР 20
Выводы по главе 1 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

 

  

Введение:

 

Реформирование системы специального образования в нашей стране требует разработки новых эффективных методов коррекционно-предупредительного и развивающего обучения детей с особыми образовательными потребностями, которые соответствуют современным научным знаниям о нормальном и дизонтогенетическом развитии.
Одной из самых распространенных патологий психофизического развития среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи (ЗПР), специфика которого заключается в системном нарушении всех сторон и форм речи. При этом существенные недостатки проявляются в ходе усвоения и использования детьми этой категории лексики и грамматики родного языка (Р. Лалаева, Р. Левина, Е. Соботович, Т. Ушакова, Т. Филичева, А. Шахнарович и др.).
Учитывая социальную и педагогическую значимость родного языка для становления и развития каждой личности, коррекции общего недоразвития речи в системе дошкольного обучения и воспитания отведена ведущая роль. Ведь приобретенные уже в дошкольном возрасте качества, в том числе связанные с речью, не только обеспечивают основу школьного обучения ребенка, но и во многом обусловливают практическую, общественную и профессиональную деятельность каждого взрослого человека. В связи с этим своевременное выявление и исправление недостатков речевого развития у детей является важной задачей современной логопедии.
К концу пятого года жизни в норме речевая функция ребенка в целом уже есть сформированной. Вместе с тем, даже незначительные отклонения в психофизическом развитии могут исказить этот процесс как в количественном, так и в качественном плане, спровоцировать нарастание вторичных отклонений в познавательной, коммуникативной и учебной деятельности детей. Именно в этом возрасте можно создать эффективные условия для реализации коррекционных задач, подготовить ребенка к дальнейшему, предшкольному этапу, то есть не только скорректировать существующие недостатки развития речевой системы, а и предупредить трудности, которые могут возникнуть у детей в процессе школьного обучения.
На современном этапе развития дошкольной логопедии особую значимость приобретают вопросы использования новых подходов к коррекции и предупреждения общего недоразвития речи с учетом новейших научных данных о психолингвистической структуре речевой деятельности, ее психологических механизмах, нормативных показателях речевого развития ребенка дошкольного возраста (Р. Лалаева, А. Мастюковой, Н. Серебрякова, Е. Соботович, Т. Ушакова, Т. Филичева, Г. Чиркин, А. Шахнарович и др.).
При общем недоразвитии речи наблюдается недостаточность различных психологических механизмов и структурных компонентов речевой деятельности, а потому его коррекция должна проводиться с учетом дифференцированного характера речевого дефекта и базироваться на принципах личностно ориентированного обучения.
В работе над практическим овладением лексико-семантических явлений (синонимия, антонимия, омонимия, многозначность, переносное значение) недостаточно учтены специфические особенности усвоения лексики детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Традиционно словообразование относится к разделу грамматики. Исследования многих ученых (А. Богуш, Л. Бартенева, А. Леонтьев, Е. Соботович, А. Шахнарович, Т. Ушакова и др.) свидетельствуют про огромную роль словообразования в овладении ребенком лексическим запасом родного языка.
Цель работы – изучить особенности диалогической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
Объект исследования: дошкольники с ЗПР.
Предмет исследования: диалогическая речь у дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования: теоретический.
Задачи исследования:
1. Изучить нормативные показатели речевого развития дошкольников.
2. Определить общее понятие общего недоразвития речи.
3. Изучить особенности диалогической речи у дошкольников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его материалов в дальнейших работах, посвященных заявленной проблематике.
Структура исследования обусловлена его целями и задачами. Работа состоит из введения, одной главы, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Как известно, дошкольный возраст является сенситивным периодом для становления и развития речевой функциональной системы. Особенно важным в этом отношении является старший дошкольный возраст (пятый год жизни), когда в норме речевое развитие происходит особенно интенсивно.
Одной из самых распространенных патологий психофизического развития среди детей дошкольного возраста является общее недоразвитие речи, специфика которого заключается в системном нарушении всех сторон и форм речи.
У детей дошкольного возраста с нерезко выраженным общим недоразвитием речи выявлена недостаточная сформированность системы морфологического словообразования, что сказывается в:
— трудности сравнения основного и производного слов, выделении общего и различного в звучании этих слов;
— неумении выделить языковой знак (словообразовательную морфему), вносящий изменения в значение слова;
— трудности оперирования морфологическим составом слова;
— пониженном объеме производных слов.
У детей с общим недоразвитием речи нарушения развития лексики сказываются в более позднем формировании лексической системности, организации семантических полей, качественного своеобразия этих процессов.
Процесс выделения ядра (центра) и периферии семантического поля у детей с речевой патологией значительно задерживается. Этот факт подтверждается тем, что у детей 5-8 лет с ЗПР происходит как бы параллельное увеличение синтагматических и парадигматических ассоциаций, в то время как у детей с нормальным речевым развитием отмечается противоположная закономерность после 6 лет: резкое увеличение парадигматических ассоциаций и значительное уменьшение синтагматических. А до 7 лет у детей с ЗПР синтагматические ассоциации преобладают над парадигматическими (у детей с нормой наоборот).
В парадигматических ассоциациях детей с речевой патологией преобладают отношения аналогии (кошка — собака, стол — стул). Отношения противопоставления, родовидовые отношения встречаются редко. У детей с нормальным речевым развитием отношения противоставления до 7 лет составляют большинство всех парадигматических ассоциаций. Итак, дифференциация отношений внутри семантического поля у детей с речевой патологией имеет определенные особенности. Та ким образом, можно отметить, что у детей с ЗПР отмечается задержка в формировании семантических полей, по сравнению с нормой.
Итак, описанные факторы развития лексической стороны речи имеют большое значение для понимания качественных и возрастных характеристик речи дошкольников и служат ориентиром оценки ее состояния.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР

1.1. Становление диалогической речи у детей дошкольного возраста в норме
На современном этапе развития логопедической науки выделено и описано четыре уровня речевого развития ребенка с нормальным онтогенезом (от 10 месяцев до 7 лет) в рамках психологической периодизации этого развития (в лексическом, грамматическом и фонетико-фонематическом звеньях), что является условным эталоном для его оценки (Е. Соботович). Такой онтогенетический подход дает возможность определить не только уровень речевого развития ребенка, но и выявить его отставание от возрастной нормы.
На пятом году жизни ребенок начинает усваивать логические связи между предметами и явлениями окружающей среды, начинает осваивать разные типы лексических явлений (синонимия, антонимия, некоторые переносные, производные слова). В это время начинает формироваться понимание многозначных слов. На этой основе появляется возможность усвоения контекстуально обусловленного значения слова. В словаре детей также появляются слова, обозначающие сборные и абстрактные понятия (добро, дружба, злость).
По данным А. Гвоздева, В. Ядешко и др., в речи трехлетнего ребенка, как правило, уже есть все характерные устной речи части речи, основные грамматические категории. В этот период в речи ребенка появляются слова в различных грамматических формах, отражающих не только изолированные предметы, действия, качества, но и сложные отношения между ними, которые выражаются с помощью специальных средств — системы флексий, отдельных служебных слов и тому подобное.
После 4 лет у детей уровень усвоения морфологической системы речи является достаточно высоким, что свидетельствует о завершении процесса формирования грамматической стороны речи. Такое развитие в 4 года обеспечивает ребенку практически полное понимание речи взрослых, а также возможность словесно оформить и выразить свои мысли. В это время ребенок может пересказать сказку, рассказ, составить небольшой рассказ по рисунку и плану. Постепенно происходит овладение всеми атипичными грамматическими формами слов, хотя до 7 лет могут иметь место возрастные ошибки в использовании некоторых грамматических форм слов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы