Курсовая теория на тему Особенности деятельности классного руководителя с одаренными детьми
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1.
Теоретические аспекты изучения детской одаренности. 5
1.1.
Опыт работы с одаренными детьми в западной педагогике. 5
1.2.
Выявление одаренных детей. 7
2.
Основные направления работы с одаренными детьми в деятельности классного
руководителя. 12
2.1.
Методы выявления и психолого-педагогические условия развития одаренных детей. 12
2.2.
Состояние образования одаренных детей в Российской Федерации: проблемы и пути
решения. 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 30
Введение:
Актуальность темы. Проблема обучения и воспитания одаренных
детей приобрела особое значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в
политическом и интеллектуальном осмыслении социальных, технических,
экономических и культурных феноменов, характерных для глобализации, вызвало
необходимость создания системы поддержки и защиты интересов одаренных учащихся,
изменило взгляд на подходы к обучению одаренной молодежи.
Для повышения эффективности осуществляемой сегодня работы по
выявлению, обучения и воспитания одаренных детей важное значение приобретает
изучение зарубежного опыта в этой сфере. Выявление и развитие одаренных детей
занимает значительное место в образовательной политике стран Западной Европы и
США, поскольку талант не только огромное общественное богатство, но и основа
научно-технического прогресса.
В большинстве
развитых стран мира давно поняли, что успех нации все больше зависит от
одаренных детей и студентов, независимо от их происхождения или социальной
принадлежности. В этих странах уже не удовлетворяются лишь поиском одаренных
детей, но и прилагают усилия для создания в обществе соответствующей атмосферы,
способствующей их самореализации.
Система развития одаренности ребенка должна быть тщательно
выстроена, строго индивидуализирована и ее реализация должна приходиться на
достаточно благоприятный возрастной период. Детский возраст – период
становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике.
Уровень и широта интеграции характеризует формирование и зрелость самого
явления – одаренности. Их интенсивность или, напротив, остановка определяют
динамику развития одаренности.
Объектом исследования является умственное развитие одаренных
детей.
Предметом исследования являются особенности педагогической
работы классного руководителя с одаренными детьми.
Цель работы – охарактеризовать особенности деятельности классного
руководителя с одаренными детьми.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
¾
Изучить опыт работы с одаренными детьми в
западной педагогике;
¾
Выявить историю проблемы выявления и обучения
одаренных детей;
¾
Охарактеризовать методы выявления и
психолого-педагогические условия развития одаренных детей;
¾
Проанализировать проблемы и пути решения образования
одаренных детей в Российской Федерации.
Методы исследования: изучение и анализ
психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
Заключение:
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более
высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах
деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренность – это качественное своеобразное сочетание
способностей, обеспечивающие успешное выполнение деятельности. Совместное
действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет
компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного
развития других.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск,
выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы
и ДОУ. «Проблема обучения и воспитания одаренных детей приобрела особое
значение на пороге ХХI века. Заметное ускорение в политическом и
интеллектуальном осмыслении социальных, технических, экономических и культурных
феноменов, характерных для глобализации, вызвало необходимость создания системы
поддержки и защиты интересов одаренных детей, изменило взгляд на подходы к
обучению одаренных детей.
Сегодня проблема обучения одаренных напрямую связана с
новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею
организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные
способности в той или иной области знаний».
В заключение можно сказать, что западный опыт интересен для
отечественной педагогики, но не стоит забывать о том, что это национальный опыт
той или иной страны детерминирован многими социо-культурными факторами:
толерантность, менталитет, традиция, образ жизни и т.д.
Между тем, акцентируя
внимание на инновационных подходах в работе с одаренными учащимися в нашей
стране и за рубежом, следует отметить, что для отечественной системы школьного
образования перспективными являются: комплексное использование методов
диагностики одаренности; развитие творческих и лидерских способностей у детей;
углубление дифференциации по целям, содержанию и методам обучения; составление
и использование специализированных программ педагогического наставничества,
создание расширенной сети специализированных школ для одаренных детей, решение
проблем образования с помощью государственных и частных инвестиций.
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с
одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует
от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых
знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного
сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с
родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической
гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой
находкой и сильной стороной.
Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов
конкретной реализации права личности на индивидуальность. Вообще массовое
образование является одним из наиболее важных институтов современного общества.
Это образование по самой своей природе обязано заботиться, в первую очередь, о
большинстве учеников. Однако ориентированная на средний уровень школа
оказывается не очень хорошо приспособленной для тех, кто сильно отличается от
этого среднего уровня как в сторону меньших, так и больших способностей.
Фрагмент текста работы:
Первые шаги в разработке проблемы выявления и обучения
одаренных детей были сделаны в странах Европы и США еще в начале ХХ века. Стоит
только вспомнить научные исследования Ф. Гальтона и С. Берта (Англия),
широкомасштабные исследования Л. Термана (США), разработку психометрических
методик А. Бине и Т. Симоном (Франция), создание оригинальных систем обучения
Р. Штайнер и А. Зиккингером (Германия) и др.
Однако интенсивно
этот процесс начал развиваться лишь после Второй мировой войны, особенно в
1960-х годах вследствие технологических соревнований по Советскому Союзу
за превосходство в космосе, когда существенно возрос интерес к физическим и
технологических наук, а также и к студентам, которые имели особые дарования в
этих сферах.
В 1958 году конгресс
США объявил так называемый «Образовательный Акт Национальной Обороны», задачей
которого было оказание помощи воспитателям в создании программ воспитания
одаренных детей [3].
Тогда популярной
стала шутка: «Или мы должны немедленно заняться физикой и математикой, или нам
всем придется изучать русский язык». Американцы создали программу развития
интеллектуального потенциала страны — программу «Мерит», суть которой
заключалась в отборе наиболее перспективных старшеклассников, ориентируясь на
отзывы учителей о заинтересованности детей в науках, нестандартность их
мышления.
Ежегодно отбирали
около 600 000 учеников, среди которых с помощью специальных тестов выделяли уже
около 35 000 человек с наилучшими показателями и обеспечивали их субсидиями,
стипендиями, принимали без экзаменов в лучшие колледжи, создавали для них
благоприятные условия (им оплачивали научные эксперименты, по окончании
образования приглашали на работу в ведущих фирм страны). Затраты на создание
интеллектуального потенциала взяла на себя страна. Какими были последствия
реализации этой программы хорошо известно из успехов американцев в области
науки и техники, в частности в освоении космоса [5].
Итак, с середины 50-х
годов ХХ века в Европе и США начались интенсивные исследования проблемы
таланта. Так, в Великобритании 1950 был основан Национальный Ассоциацию
одаренных детей, создан Центр исследований одаренных детей и молодежи. Подобная
ассоциация была создана и во Франции в 1971 году, в Канаде — 1975 года. В США
1972 Государственный Комитет по образованию предложил ученым разработать
Программу по развитию одаренности и дать ее определение, а с 1975 года здесь
также существует Международная ассоциация по одаренным детям. В Германии
введено особую службу консультаций по вопросам социального научения способных
детей; во Франции с середины 80-х годов в некоторых учебных заведениях
появились классы для одаренных учеников [9].
Анализ опыта ведущих
стран мира показывает, что учеными и педагогами наработано рекомендации,
которые охватывают все этапы процесса обучения одаренных детей и молодежи от их
идентификации в отдельных предложениях по выбору стратегий, форм и методов взаимодействия
с ними.