Психолого-педагогические основы образования различных категорий обучающихся Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенности детей с отклоняющимся поведением

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ 7

1.1. Психологическая характеристика развития подростка 7

1.2. Характер и значение изменения поведения для формирования личности детей 10-12 лет 11

ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ПОВЕДЕНИЯ 17

2.1. Сущность понятий «нарушение поведения» и «отклоняющееся поведение личности» 17

2.2. Классификации и виды нарушений поведения детей 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

  

Введение:

 

Любое нарушение в поведении характеризуется нестандартностью, полигранностью и масштабностью отклонений разной степени и сложности. У истоков исследования феномена девиантного поведения стоял Э. Дюркгейм, создавший теорию аномии (состояния разрушенности или ослабленности нормативной системы общества, вызываемой резкими изменениями, скачками). Поэтому исходной для осмысления «нарушения», «отклонения», девиации, девиантности и девиантного поведения служит категория «норма» (в переводе с латинского языка – «правило», «образец», «предписание»).

Под социальной нормой понимается совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность (группа, организация, общество) к своим членам с целью регуляции деятельности и отношений.

Социальная норма закрепляет исторически сложившиеся в конкретном обществе, дозволенные или обязательные формы поведения, определяемые правилами, традициями, общественным мнением, установками, сводами законов. Социальные нормы обеспечивают общество эталонами (стандартами) поведения и упорядочивают отношения между группами и индивидами.

На современных этапах развития нашего общества навряд ли можно найти то, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общепринятыми требованиями нормы.

Для нормального функционирования общества нужны нормы и правила, сформировавшиеся всеми его членами и по которым живут конвенционально.

Соблюдаемые нормы и правила наложили на участников общества обязательства и обязанности, формирующиеся в систему ценностей этой системы, становящиеся нравственно-правовым основанием этого общества.

Дети разных возрастов, а в особенности старшего дошкольного возраста, стоят на различных этапах интенсивного психологического развития.

Потому наблюдаются прогрессивные изменения во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и заканчивая возникновением личностных новообразований.

У детей наблюдается первоначальное формирование этических инстанций и моральных чувств ребенка, когда он усваивает ключевые правила взаимоотношений между людьми и уже способен проводить оценку своим поступкам.

Значимую роль в формировании моральных чувств детей играют взрослые, являющиеся образцом для подражания, прямо либо косвенно влияющие на личностное развитие детей и их психологическое здоровье.

Важно учесть, что детский возраст «в большинстве описаний и классификаций состоит как бы из двух: старшего дошкольного и младшего школьного».

Важно отметить, что нарушения речи негативно сказываются на развитии детей, вызывая специфику эмоционального реагирования и отклонения в эмоциональном и социальном развитии дошкольника. У детей наблюдается повышенная раздражительность, плаксивость, обидчивость, расторможенность, аффективность и агрессивность. Нередко отклонения вызываются не самим речевым нарушением, а отношением к нему окружающих. Неадекватное восприятие речевых трудностей может негативно сказаться на отношении к ребенку взрослых и сверстников, привести к его эмоциональной, мотивационной и волевой незрелости. Более чем у половины детей с нарушениями речи доминируют отрицательные эмоции и повышена склонность к стрессовым состояниям.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что отклоняющееся поведение, которое понимается как нарушение социальных норм, приобретает в последнее время массовый характер и ставит данную проблему в центр внимания социальных психологов, социологов, работников правоохранительных органов, медицинских работников.

Проблемы появления отклоняющегося поведения ребенка считается самой значимой социально-педагогической проблемой. В последние годы, мы наблюдаем устойчивую тенденцию роста числа дошкольников и учащихся начальной школы, поведение которых не соответствует правовым и нравственным нормам.

В современной научной литературе не снижается интерес к изучению феномена девиантного поведения. В этой связи уместно сделать ссылки на труды таких ученых, как А.А. Александров, М.А. Алемаскин, Ю.М. Антонян, И.П. Башкатов, С.А. Беличева, В.Г. Белов, В.Г. Деев, С.Н. Ениколопов, Е.В. Змановская, Ю.А. Клейберг, В.В. Ковалев, В.Н. Кудрявцев, Н.Д. Левитов, В.Ф. Пирожков, Н.А. Полянин, А.И. Ушатиков, Д.И. Фельдштейн, Л.Б. Филонов, Л.Б. Шнейдер и др. Обзор многочисленных исследований продемонстрировал, что термины «»нарушение поведения», «отклоняющееся поведение», «девиантное поведение» характеризуются нестандартностью, полигранностью и масштабностью отклонений разной степени и сложности. Причем понятие «девиантное поведение» является производным от девиации, означающей отклонение (лат. deviatio – от дороги, de – от, via – дорога).

Объект исследования – процесс отклоняющегося поведения детей.

Предмет исследования – нарушение поведения детей.

Цель исследования – изучить особенности детей с отклоняющимся поведением.

Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:

1. Дать психологическую характеристику развития подростка;

2. выяснить характер и значение изменения поведения для формирования личности детей 10-12 лет;

3. Раскрыть сущность понятий «нарушение поведения» и «отклоняющееся поведение личности»;

4. Рассмотреть классификации и виды нарушений поведения детей;

Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования.

Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных исследователей.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

При написании работы были использованы учебные пособия, статьи и научные исследования, авторы которых рассматривают вопросы выбранной нами темы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Исследования психологов показали, что у большинства детей встречаются разнообразного рода трудности и проблемы, среди них нарушения поведения занимают ведущее место.

Также, в литературе по психологии нет общего определения понятия «нарушения поведения» у детей. Исследователи большинства наук о человеке – психологи, психиатры, социологи, антропологи, нейрофизиологи, криминалисты, юристы, генетики изучают нарушения поведения. Это все приводит к тому, что один и тот же термин способен иметь абсолютно различные значения в разных науках.

Нарушением поведения является совершение поступков, противоречащих нормам социального поведения либо социального ожидания в одном либо ином сообществе (с учетом его культуральной основы). Отметим, что деструктивное, как и самодеструктивное, поведение считается в полной мере девиантным. В данном аспекте отмечено, что девиантное поведение разделяется на две группы: направленное на причинение вреда себе и на причинение вреда другим. Говорится «условно», так как любой вид деструктивного поведения в одно время, в широком смысле, является и самодеструктивными.

Анализируя вышеизложенное, можно утверждать, что с детьми, поведение которых принято характеризовать как девиантное, осуществляются большие изменения в сфере общения, количественно-качественные изменения. Так как именно у категории таких детей процесс общения нарушен серьезно.

На наш взгляд, основной причиной нарушения поведения считается тот опыт, который ребенок приобретает в собственной семье. Дети усваивают, в одной либо другой степени, стиль отношений, преобладающий в их семье.

Таким образом, если речь не идет о патохарактерологических либо психопатологических особенностях личности, и об органических нарушениях, которые влекут за собой нарушения эмоционально-волевой, мировоззренческой либо когнитивной сфер, в основе той либо другой формы девиации лежит ранний детский опыт.

Более влиятельными триггерами девиантного поведения считаются:

1. Чрезмерный, не по возрасту, труд и иные обязанности.

2. Делегирование детям свобод и прав, чрезмерных для их возраста при отсутствии равнозначных обязанностей.

3. Подавление, гиперопека, контроль, который стремится к тотальному.

4. Отчуждающее и отчужденное, холодное поведение родителей, в особенности, мамы.

5. Пренебрежение ключевыми правами и потребностями детей.

6. Жестокое отношение к детям их родителями, либо лицами, их заменяющими, к той же категории относится сексуальный деликт.

Исследуя нарушение поведения детей, необходимо принять во внимание то, что девиация постоянно вторична к личности, и это не причина, но следствие. А истинная причина такого явления, его фундаментом считается как родительская семья, так и особенности личности.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ

1.1. Психологическая характеристика развития подростка

Подростковый возраст представляет собой переход от детства к отрочеству (11-16 лет). В данном периоде, по мнению Л.С. Выготского, одновременно присутствуют и «детские», и «взрослые» тенденции поведения:

1) тормозящие развитие тенденции (низкий уровень социальных обязанностей и ответственности, родительская опека и т.п.);

2) тенденции, способствующие взрослению (феномен акселерации, рост самостоятельности, появление субъективного ощущения взрослости и т.п.) .

С одной стороны, к подростку предъявляются повышенные требования со стороны родителей, педагогов, а с другой стороны подросток еще не обладает взрослостью, внутренней ответственностью, зрелым отношением к жизни. Его самосознание, образ «Я», ценности только формируются. В подростковом возрасте происходят кардинальные преобразования в сфере сознания, деятельности, в межличностных отношениях. Значительно увеличивается количество стрессовых факторов в значимых для подростка видах деятельности .

Социальная ситуация развития в подростковом возрасте изменяется в связи с тем, что подростки активно пытаются приобщаться к взрослой жизни, его нормам и ценностям. Основное новообразование подросткового периода – это «чувство взрослости», появляющееся в ходе развитие самосознания и самооценки, когда у подростка появляется интерес к себе как личности, к узнаванию своих возможностей и способностей. В подростковом возрасте самосознание еще достаточно неустойчиво, Я-концепция формируется, подросток пытается понять самого себя и свои возможности.

С точки зрения И.С. Кона, основными линиями развития личности в подростковом возрасте являются:

1. Процесс сепарации и индивидуации (речь идет о постепенном отделении от семьи, от родителей, поиск себя).

2. Процесс самоопределения (подросток узнает самого себя, формирует ощущение собственного «Я» – данный процесс является сложным и болезненным).

3. Процесс определения референтной группы (подросток задает себе вопросы «Кто я?», «С кем я?». В подростковом возрасте особенно важным является принятие сверстниками, эта потребность в установлении связи превышает потребность в самоуважении. Подростку важно сформировать удовлетворяющую его референтную группу.

4. Процесс развития половой идентификации. Подростки открывают свою сексуальность, проявляют интерес к противоположному полу, это вызывает разного рода переживания.

5. Процесс формирования личной системы ценностей. До подросткового периода преобладающей является система ценностей взрослых (родителей, педагогов), после – подросток пересматривает ранее усвоенные ценности, подвергая прежние установки сомнению.

6. Процесс формирования жизненных ориентиров, целей, профессиональное самоопределение .

А.Е. Личко выделяет пять точек амбивалентности (противоречивых тенденций) в поведении подростка:

1. Подросток протестует против контроля со стороны взрослых – и в то же время нуждается в адекватной помощи от взрослых, которые должны быть рядом, когда подростки принимают, возможно, неправильные решения, и помогать им учиться на собственных ошибках. В то же время у подростков должно быть достаточно свободы, чтобы иметь возможность на неправильные решения.

2. Стремление к близости – страх близости. Подросткам хочется иметь близкие отношения с другими, как со сверстниками, так и с авторитетными взрослыми, но они подозрительны, поэтому долго «проверяют» отношения.

3. Испытание на прочность внешних границ – поддержка и забота со стороны взрослых. Структура или система (семья, школа, церковь, порядки в учебном заведении и т.д.) должны быть крепче, чем подростки, проверяющие их на прочность. Это основная составляющая безопасного взросления.

4. Мысли о будущем – ориентация на настоящее. Подростки, готовящиеся к поступлению в институт, с одной стороны хорошо понимают, что для этого нужно много заниматься, а с другой – им хочется свободно проводить время, отдыхать.

5. Сексуальное созревание – неподготовленность к сексуальному опыту в психологическом плане: подростки активно интересуются областью сексуальности, но вступать в сексуальные отношения эмоционально пока не готовы .

Неспособность подростков самостоятельно проживать стресс, делая для себя выводы, часто приводит к девиантному (отклоняющемуся) поведению. В качестве причин девиантного поведения можно выделить дезадаптацию подростка в ситуации школьного обучения, когда он не справляется с возложенными на него новыми обязанностями, с новой ролью и ответственностью за него, при этом не получает необходимой поддержки, заботы со стороны значимых взрослых (родителей, педагогов).

Кроме того, у подростка могут не складываться отношения со сверстниками, от которых он может чувствовать отвержение и также отсутствие поддержки. Данная ситуация вызывает достаточно сильное психоэмоциональное напряжение у подростка, которое может находить выход в разного рода девиациях .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы