Курсовая теория Гуманитарные науки Библиотековедение

Курсовая теория на тему Особенности библиографического обслуживания детей 7-10 лет

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСЛУЖИВАНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ 5
1.1 Информационное обслуживание как феномен 5
1.2 Особенности информационно-библиографической работы в детской библиотеке 11
2. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ДЕТЕЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 15
2.1 Кемеровская областная библиотека для детей и юношества 15
2.2 Библиографическая работа детских библиотек 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

  

Введение:

 

Актуальность исследования в детской библиотеке создаётся обычно два отдела обслуживания: для читателей младшего школьного возраста (учащихся 1-4-х классов и дошкольников) и для читателей среднего школьного возраста (учащихся 5-9-х классов). Это ещё и обусловлено ФЗ №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [1].
Для каждого возрастного периода характерны свои закономерности чтения, особые проявления различных читательских качеств.
Существует общий принцип: для младших детей нужно использовать больше наглядности, для старших – информативности. Чем младше ребёнок и чем труднее ему удерживать своё внимание, тем больше игр, разнообразных наглядных средств (картинки, мультфильмы, различные предметы и т.д.) должно быть использовано в тех формах работы, которые выбирает библиотекарь. По мере взросления ребёнок может дольше концентрировать внимание, поэтому должна возрастать информативность занятий, бесед и т.д.
Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста (3–7 лет) является игра. В игре дети учатся общению друг с другом, у них формируется творческое воображение, активно развивается речь. Это период, когда ребёнок начинает ощущать себя личностью.
Привлечение дошкольников к книге и чтению должно идти через игру, которую организовывает и поддерживает взрослый, поскольку сами дети на это ещё не способны. Например, можно водить хороводы, делать вместе с детьми самодельные книги, создать бумажный кукольный театр, в котором разыгрывать уже знакомые детям сказки и т.д. Это не только поможет детям сконцентрировать внимание на определённой книге, но и разовьёт мелкую моторику рук, будет способствовать лучшему развитию речи.
У детей младшего школьного возраста (от 7 до 11 лет) ведущей становится познавательная, учебная деятельность. После поступления в школу дети ещё долго играют, но игра перестаёт быть основным содержанием их жизни. У них формируется внутренняя жизнь, переживания, не обязательно связанные с внешними событиями. У детей этого возраста доминирующей функцией становится мышление, интенсивно развиваются мыслительные процессы, появляется осознанная потребность в саморазвитии, в самосовершенствовании. Они начинают размышлять перед действием, поступком.
У детей данного возраста растёт интерес к вопросам устройства мира, значит, библиотекарю стоит предложить им для чтения научно-познавательные книги. В этом возрасте особенно эффективны будут развивающие библиотечные занятия, которые представляют школьную программу с неожиданной, интересной стороны. Дети рады участвовать в различных экспериментах, олимпиадах и КВН, играть в спектаклях по прочитанным книгам, своими руками делать для них костюмы и т.д.
Цель исследования: изучить особенности библиографического обслуживания детей 7-10 лет.
Объект исследования: библиографическое обслуживание детей.
Предмет исследования: особенности библиографического обслуживания детей 7-10 лет в Кемеровской области.
Для достижения поставленной цели нужно решить следующие задачи:
1. Изучить информационное обслуживание как феномен;
2. Рассмотреть особенности информационно-библиографической работы в детской библиотеке;
3. Изучить Кемеровскую областную библиотеку для детей и юношества;
4. Проанализировать библиографическую работу детских библиотек.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав теоретического анализа, заключения, списка литературы. Объем работы составляет 29 страниц. Количество литературных источников – 16.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Трудно найти область человеческой деятельности, где бы информация ни играла важной роли. Понятие об информации, включающем в себя сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях, существовало всегда. В ХХ веке, становясь социальным (общественным) понятием, информация оказывает на человека активное влияние: на формирование и функционирование его личности, на его духовное, интеллектуальное и психическое развитие. Когда человек с детства живет и развивается в условиях благоприятной, «облагороженной» информационной среды, тогда происходит более гармоничное развитие личности с высоким уровнем психического здоровья. Неблагоприятная, «загрязненная», деструктивная информационная среда отрицательно влияет на личность и его психическое здоровье. Поэтому проблемы информационной экологии на сегодняшний день не менее важны и значимы, чем вопросы экологии природной среды. Библиотеки, особенно детские и детско-юношеские, являясь частью информационного пространства, не только предоставляют информацию потребителю, но и формируют его информационную культуру, тем самым, заботясь о его информационной экологии.
Информационно-поисковое пространство детских и юношеских библиотек строится как среда адаптации в мире чтения и информации, где библиотека несет ответственность за показатели полноты, достоверности актуальности и упорядоченности информации. Процесс вовлечения библиотек в новое информационное пространство не везде идет одинаково активно; однако, когда библиотека начинает интенсивно развивать новые информационные и коммуникационные технологии, в нее приходят новые группы детей и подростков, которые раньше не посещали библиотеки. Хотим мы этого или нет, но традиционные библиотеки с преобладанием бумажных носителей постепенно будут трансформироваться в автоматизированные, сочетающие признаки бумажной и электронной культуры.
Главное понимать, что техника без осмысления подлинной цели и мотивации ее использования не спасет человека как личность, не сделает гуманнее душу. Уже сейчас есть группы детей, не ориентированных на книгу, которым вполне достаточно, что в библиотеке есть Интернет и коллекции компьютерных игр. И лишь от библиотекаря зависит, сможет ли он заинтересовать детей и подростков информацией, которую предоставляет библиотека, и захотят ли они пользоваться другими возможностями библиотеки. В последние годы в библиотеках стали появляться новые отделы, секторы, которые заняты внедрением и развитием новых информационных технологий, предоставлением пользователю новых видов услуг. Это Медиатеки, Интернет-центры, Интернет-классы, Отделы новых инновационных технологий, Мультимедийные читальные залы (компьютерная техника, фонд мультимедиа, аудио — и видеокассеты, учебная компьютерная литература) и т.д.
Медиатеки создаются как отдельные структурные подразделения и как небольшие читальные залы или зоны, чаще всего в отделах искусств. Основная идея медиатеки — комплексное объединение различных носителей информации. Отделы новых инновационных технологий своей основной задачей ставят реализацию прав ребенка на информацию, организацию доступности информационных ресурсов в помощь образованию, информационный консалтинг. Мультимедийные читальные залы. В них располагается компьютерная техника, сосредоточен фонд мультимедиа, аудио-и видеокассет, учебная компьютерная литература. Развитие детских библиотек в дальнейшем неизбежно связано с увеличением доли мультимедийных материалов, особенно это касается школьных библиотек, поскольку появляется значительное количество электронных, видео и аудиоматериалов в помощь образовательному процессу. Более того, с развитием техники библиотекари совместно со своими читателями смогут создавать собственные видео и фото коллекции. Интернет — центры (классы) открывают возможность освоения нового информационного пространства и обеспечивают право ребенка на получение информации. Продолжает осуществляться переход библиотек на новый качественный уровень, с сохранением содержательных аспектов обслуживания читателей к которым относятся популяризация и предоставление книг и других информационных материалов для детей и юношества.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБСЛУЖИВАНИЯ В БИБЛИОТЕКЕ

1.1 Информационное обслуживание как феномен

Одним из основных условий развития образования, науки и культуры в России, ее социально-экономического прогресса есть возможность оперативного и свободного получения нужной информации. Данная возможность может быть осуществлена лишь через систему общедоступных библиотек при условии внедрения в их работу новых технологий обработки, хранения и поиска информации, а также обмена ею по современным надежным каналам связи.
В 1980-е годы Ю. Н. Столяров назначил такой набор информационных услуг библиотек:
— предоставление в пользование библиотечного фонда и справочно-библиографического аппарата
— информирование абонентов о документах, релевантных их запросам, и рекомендации их
— помощь в нахождении нужных сведений
— поиск и доставка документов [5].
ГОСТ 7.0–99 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения» трактует термин «Информационное обслуживание» как «снабжение пользователей нужной информацией, реализовываемое информационными органами и службами путем предоставления информационных услуг». Справочно-библиографическое обслуживание (СБО) этот же ГОСТ устанавливает как «обслуживание в соответствии с запросами потребителей информации, связанное с предоставлением справок и прочих библиографических услуг». Таким образом, термин «информационное обслуживание» является более общим по отношению к СБО и, учитывая все более обширное поле деятельности нынешнего библиографа, порой существенно превосходящее пределы собственно библиографической деятельности, с определенной долей допущения, может быть, используем к работе библиотек.
В ходе информационного обслуживания посредством выполнения услуг ублаготворяются надобности пользователей в информации. При этом, обращаясь за справочно-библиографической помощью, посетитель часто не может назначить, к какой области знаний причисляется предмет его поиска, логично изложить тему запроса. Также в отдельных случаях он сам наряду с библиографом делается участником поиска, и предпочтения поиска (отбора литературы) в данном случае могут не сходиться. Чаще всего такое несовпадение – следствие незнания читателем справочно-библиографического аппарата библиотеки и/или неумение им пользоваться. Одной из задач библиографа, таким образом, делается обучение пользователей методике поиска.
Справочно-библиографический (или справочно-поисковый) аппарат библиотеки (СБА) в самом общем смысле представляет собой не лишь средство библиографического и фактографического поиска, реализовываемого в самых разнообразных целях, но и основу всех без исключения направлений библиографической деятельности, всей работы с читателями. Цель СБА – оптимизация библиографического поиска и ориентация в информационных ресурсах.
Проанализируем главные составляющие СБА. В любой библиотеке он распределяется на две главные части: справочно-библиографический фонд, подключающий традиционные и электронные справочные и библиографические издания, и системы каталогов и картотек. Кроме того, к СБА относят архив выполненных справок (он же фонд неопубликованных библиографических пособий) и тематические подборки (пресс-досье) [14].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы