Психология Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Особенность протекания кризиса среднего возраста у мужчин и женщин

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Определение и сущностные
черты кризиса среднего возраста. 5

1.1 Понятие
жизненного кризиса. 5

1.2 Основные
концепции жизненных кризисов личности. 7

Глава 2.
Анализ исследований гендерных различий переживания кризиса среднего возраста. 10

2.1
Особенности протекания кризиса середины жизни у мужчин. 10

2.2
Особенности протекания кризиса середины жизни у женщин. 14

Заключение. 18

Список использованной литературы.. 20

  

Введение:

 

Актуальность. Возрастные
кризисы, проживаемые человеком, давно и тщательно изучаются в системе
психологических наук. Исследования возрастной психологии выделили эту категорию
развития личности еще в начале XX в. и впервые это понятие было сформулировано
в работах Л.С. Выготского, который считал их переходным этапом качественного
преобразования накоплений предыдущего этапа возрастного развития…, где
литические периоды сменяются критическими, обеспечивая качественные скачки
развития человека. Большой вклад в изучение возрастных кризисов в отечественной
психологии сделали А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и многие другие.
В западной психологии кризисам развития также уделялось большое внимание, но в
большей степени изучались взрослые периоды реализации личности.

Возрастные кризисы, по
мнению психологов, являются необходимым этапом развития каждого человека. И то,
как они проходят и решают, во многом определяет последующие этапы жизни.

В психологии рассмотрение
возрастных кризисов является одним из важнейших подходов к анализу развития
личности. В кризисные периоды человек выполняет важную духовную работу:
выявляет противоречия между тем, кем он является на самом деле и кем он хотел
бы быть, что у него есть и что он хотел бы иметь. В эти периоды он начинает
осознавать, что переоценил некоторые аспекты своей жизни и недооценил другие.
Он может понять, что он не проявляет своих способностей, не реализует идеалов.
В этом случае может появиться смутное ощущение, что с ним что-то не так. И
только когда человек начинает понимать, что ему нужно что-то менять не в
социальной среде, а в себе, только тогда он начинает строить новую жизнь на
реальной основе. Итак, процесс разработки осуществляется.

Одним из наиболее важных
кризисов взрослой жизни является кризис среднего возраста или кризис 40-летия.
В этот период происходит изменение отношения к тому, что раньше казалось
важным, значительным, интересным или, наоборот, отталкивающим.

Проявления кризиса
среднего возраста разнообразны и обычно заметны для других. Это психологический
дискомфорт — беспокойство, неудовлетворенность, депрессия, раздражительность.
Это могут быть изменения состояния здоровья и соматических заболеваний.

Изучение проблемы
психологии пола и психологических различий мужчин и женщин можно видеть в
работах различных авторов – Э. Гидденса, Е.П. Ильина, И.С. Клециной, И.Н.
Тартаковской, Дж. Холлиса, Ш.М. Шона, П.К. Эстес, А.И. Захарова, Л.В. Ильченко,
Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, И.С. Кона, В.С. Мухиной, И.В. Романова и многих
других.

Цель исследования –
изучение особенностей смысложизненных ориентаций у мужчин и женщин в период
кризиса «середины жизни».

Объект: возрастной кризис
личности среднего возраста.

Предмет: изучение
особенностей смысложизненных ориентаций у женщин и мужчин в период кризиса
«середины жизни» в консультативной практике психолога.

Задачи исследования:

1. Проанализировать
теоретическую литературу по проблеме исследования.

2. Эмпирически изучить
смысложизненные ориентации у женщин и мужчин среднего возраста.

3. Изучить специфику
смысложизненных ориентаций у женщин и мужчин в ситуации возрастного кризиса
«середины жизни».

В работе был использован
метод теоретического анализа.

Структура работы. Работа
состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В научной литературе
определяют биологический и хронологический (паспортный, календарный) возраст, в
психологии добавляют психологический и социально-психологический возраст, а в
новых исследованиях выделяют еще субъективный возраст. Феномен возраста
неотделим от понятий «личность» и «время». Субъективное время не существует
само по себе, кроме как в теоретических рассуждениях и в созданных лабораторных
условиях, но оно есть в сознании каждого нормально развитого человека.

Проблемы гендерных
различий широко изучаются в психологии. Существуют различия между женщинами и
мужчинами в понимании эмоций других и в проявлениях собственных. Гендерные
различия также основаны на стереотипном мышлении и установках, а точнее на
предвзятом отношении к оценке своих принципов, идеалов, потребностей, ценностей
над оппонентом в зависимости от пола.

Жизненные ценности и
смысл жизни в психологии понимаются как предпочтительные ориентиры для
действия, которые являются маяком для саморазвития, выстраивания
взаимоотношений человека в различных сферах жизни с объективной реальностью.
Ценностно-смысловая сфера связана с интеллектуальным развитием и мотивационной
сферой личности, они являются регуляторами поведения человека. Основными
факторами развития ценностно-смысловой сферы личности можно назвать
потребности: биологические потребности, потребности социального взаимодействия
и потребности сохранения благополучия, эмоциональную окраску значения ценности.
Поэтому гендерные особенности ценностей смысла жизни вместе с пониманием смысла
жизни человека и ценностными ориентациями формируются практически с одних и тех
же позиций, так как имеют схожую структуру и выполняют сходные функции с
поведением личности. конструктов, поскольку они являются чисто субъективными
критериями социализации и идентичности.

Изучение гендерных
аспектов отношения к возрасту почти не освещается в литературе. Можно лишь сказать,
что время и жизненные перспективы мужчин и женщин, их понимание жизни и их
идентичности широко изучаются.

В литературе жизнь
человека рассматривается как сложный процесс развития, формирования и
реализации личности. Весь процесс жизни человека принято делить на определенные
возрастные периоды, когда переход от этапа к этапу сопровождается кризисами
личностного развития.

Кризис «среднего
возраста» характеризуется неудовлетворенностью человека жизнью и
неудовлетворенностью собой, даже если полученный результат соответствует
запланированному, но не сопровождается достаточным количеством положительных
чувств. Кризис «среднего возраста» особенно часто отодвигается на второй план
по сравнению с другими возрастными кризисами, так как он наиболее тяжело переживает
личность в психоэмоциональном плане и часто нуждается в профессиональной помощи
психолога-консультанта.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Определение и сущностные черты
кризиса среднего возраста 1.1 Понятие жизненного кризиса

Начнем с определения
термина «кризис» и его роли в жизни человека. Прежде всего следует подчеркнуть,
что речь здесь идет о кризисе регуляции, неизбежно происходящем в образе жизни
большинства людей. Традиционно такие исследования были сосредоточены на детских
кризисах (кризис 3-х лет, подростковый возраст и др.). Однако многие авторы
пишут не только о наличии кризисов во взрослой жизни, но и о необходимости
продолжения процесса развития. Ведь в период кризиса человек выполняет важную
духовную работу: он вскрывает несоответствия между тем, кто он есть на самом
деле, и тем, кем он хочет быть, что он имеет и что он хочет иметь. В эти
периоды он начинает осознавать, что переоценил одни стороны своей жизни и
недооценил другие. Он может понять, что не проявляет своих способностей, не
реализует идеалы. В этом случае может быть непонятно, что с ним что-то не так.
И только когда человек начинает понимать, что нужно что-то менять не в
социальной среде, а в себе, только тогда он начинает строить новую жизнь на
реальной основе. Поэтому процесс разработки идет [5].

Суть любого кризиса – это
выбор, который необходимо сделать. Выбор осуществляется между двумя
альтернативными вариантами решения возрастных проблем развития и влияет на
успешность и развитие в дальнейшей жизни. Э. Эриксон, как и большинство других
исследователей, выделяет три основных кризиса зрелости: кризис молодости,
кризис среднего возраста и кризис старости. Рассмотрим специфику этих кризисов
и признаки психологической поддержки человека в процессе их прохождения, и в
качестве рабочего определения кризиса для психологического консультирования
примем следующее [14]: кризис — это столкновение двух реальностей : психическая
реальность человека и та часть объективной реальности, которая противоречит его
предыдущему опыту. Эта реальность уже воспринимается человеком, но не
трансформируется.

И его трансформация
сейчас затруднена или невозможна, потому что требует качественно иных
механизмов, которых сейчас нет.

Личность имеет внутреннюю
тенденцию меняться на каком-то этапе, приводящую к необходимости внешних
изменений.

Проявления кризиса
разнообразны и обычно видны окружающим. Это психический дискомфорт – тревога
(причины часто не выяснены), неудовлетворенность, депрессия, раздражительность,
нервные срывы и т. д. Это могут быть изменения здоровья и соматические
заболевания. Учащаются или обостряются конфликты с близкими людьми. Меняются
общие стереотипы поведения – интересы, привычки, круг общения, формы проведения
досуга. Ведь кризисы сопровождаются крупными переменами в жизни – разводом или
новыми отношениями, сменой работы, учебы, рода занятий, переездом – часто
непреднамеренными или непонятными окружающим [11].

Хотя основные движущие
силы кризиса обычно лежат во внутреннем мире человека, очень важным аспектом
кризиса являются события жизни и сопровождающие их изменения. В ряде случаев
кризис может быть вызван внешними событиями, такими как смерть близкого
человека, потеря работы, война или социальные перемены, часто полностью
меняющие почти все, что составляло жизнь человека и приводящее к необходимости
преодоления потери и снова искать свое место в мире. События могут стать
импульсом, своеобразным «спусковым крючком» затяжного кризиса [9]. Например, смерть сверстника иногда
служит стимулом для так называемого «кризиса среднего возраста», который
вынуждает человека вступить в непосредственный контакт с конечностью своего
существования и с этой точки зрения переосмыслить свое достижения, цели и
жизнь. планы.

Иногда то или иное
событие является хорошим объяснением кризисной ситуации для тех, кто не хочет
искать ее внутренние причины: «Все из-за переезда» или «из-за моей болезни» [3].

Сколько кризисов
переживает человек в своей жизни? Наиболее известная теория, отвечающая на этот
вопрос, была разработана американским психологом Эриком Эриксоном. В ней
описаны восемь стадий жизненного цикла (три из которых приходятся на «взрослую»
жизнь — после восемнадцати лет) и восемь возрастных кризисов, успешное или
неудачное разрешение которых предопределяет возможности дальнейшего развития.
Г-н Шихи уже упомянул, что, описывая конкретные кризисы, он говорит об «отрыве
от родительских корней», около пятидесяти лет) [28].

Однако универсальность
таких классификаций ставится под сомнение теми, кто задается вопросом: что же
они на самом деле отражают — универсальные законы развития или характеристики
жизненного пути той или иной социальной группы в конкретном обществе (например,
американский и западноевропейский средний класс, к которым относится
большинство классов).

Или возможно, что
развитие каждого (по крайней мере, в период зрелости) настолько своеобразно,
что его нельзя свести к некоторым общим для всех кризисам и периодам.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы