Курсовая теория на тему Особенность направленности личности в младшем школьном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Введение:
Личностное развитие человека происходит на протяжении всей жизни. Каждая личность формируется как в соответствии с врождёнными качествами и способностями, так и при приобретении социального опыта.
Младший школьный возраст – старт школьной жизни. Вступая в него, дошкольник обретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. В течение данного этапа у детей формируется абстрактное понимание, он приобретает новые знания, умения, навыки, формирует нужную основу для всего своего дальнейшего обучения. Но значение учебной деятельности на этом не ограничивается, от её результативности непосредственно зависит формирование личности младшего школьника. Школьная успеваемость является главным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и ровесников. Положение отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самовосприятии.
Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять любые задания приводит к становлению чувства компетентности [10].
Поэтому рассматриваемая тема весьма актуальна, ведь жизнь общества накладывает отпечаток на формирование личности ребенка. Особенно значимы при этом те непосредственные взаимоотношения, в которые вступает дошкольник с окружающими его людьми: в семье, в школе, в классе, в каждой группе либо коллективе, членом которого он является. Актуальность данной темы связана с тем, что немало важно исследовать развитие личности младшего школьника в процессе обучения. Важно для его оптимизации, диагностики и корректировки возникающих в этом возрасте нарушений.
Цель исследования: изучить направленность личности в младшем школьном возрасте
Объект исследования: направленность личности учащегося
Предмет исследования: направленность личности в младшем школьном возрасте
Задачи исследования:
Изучить направленность личности в научной литературе;
Изучить вопрос направленность личности в младшем школьном возрасте;
Проанализировать методы изучения направленности личности в младшем школьном возрасте.
Вопросы развития личности детей младшего школьного возраста теоретические основы работы составляют труды ученых по проблемам развития личности (Д. Н. Узнадзе), отношений личности (В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов), теория значимости (Н. Ф. Добрынин), потребностей и мотивов (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович) Г.А. Роков, В.П. Вахтерев, А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, И.В. Дубровина, В.С. Мухина, Г. Крайк, М.В. Гамезо, Б.С. Волков. Все указанные теории в той или иной степени связаны между собой.
Заключение:
Учащиеся младшего школьного возраста постепенно включаются в опыт реальных общественных отношений и обладают огромным желанием к накоплению впечатлений, стремлением сориентироваться в жизни и утвердить себя.
Внимание ребенка направлено на окружающий мир, его активное познание, эстетическую и этическую оценку. Младшие школьники смогут оценить, и ценят нравственные качества в другом человеке, особенно доброту, заботливость, внимание и интерес к себе. Дети оценивают эти качества практически, человеческую красоту нередко видят лишь во внешних, привлекательных формах одежды, приемах поведения и поступков. Вместе с тем, независимо от уровня их самоосознания, период младшего школьного детства является едва ли не одним из решающих с точки зрения формирования нравственных качеств, эстетического восприятия действительности.
В этом возрасте идет наиболее ускоренное и сензитивное формирование отношений к миру, осуществление становления личности. Они по-разному (быстро или медленно) включаются в работу, по-разному воспринимают и осознают то, сто учитель объясняет на уроке, у них свой, индивидуальный стиль познавательной и мыслительной деятельности, свои особенности внимания, восприятия, памяти, воображения. Они отличаются по умственному развитию и способностям, по характеру, по склонностям, по устойчивости интересов, вкусов, привязанностей, идеалам, по мотивам учения, по свойствам темперамента. У них разное отношение к достижениям и неудачам, к школе и отдельным предметам, к товарищам и учителям, у них различное положение в коллективе сверстников.
Это естественно: у каждого из маленьких школьников своя биография, свой жизненный опыт. Каждый из них представляет собой индивидуальность – неповторимую личность. Благотворно сказывается на формировании личности ребенка отсутствие внутренних конфликтов, это может быть несоответствие уровня притязаний реальному положению дел, стремление во что бы то ни стало сохранить превосходство. Одни из важнейших условий успешного формирования ценных качеств личности ребенка – хороший психологический климат в семье и в школе. Как мы выяснили, своевременная диагностика развития личности ребенка играет очень важную роль для его создания. Ведь зная особенности личности ребенка – его характер, отношение к разным вещам, его внутренний мир и др. – можно подобрать к нему индивидуальный подход.
Младший школьный возраст – это время, когда контакты взрослых с ребенком, в общем, достаточно легки. Необходимо лишь понимание ребенка, его забот волнений, переживаний. О них он сам готов рассказать взрослому, который его слушает. В этом залог плодотворности влияния взрослого на ход общего развития младшего школьника.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Направленность личности в младшем школьном возрасте
1.1 Направленность личности
Личность — это определённый человек, являющийся представителем конкретного общества, определённой общественной категории, занятый конкретным видом деятельности, понимающий собственный подход к окружающему и одарённый индивидуально — психологическими отличительными чертами. Личность — система общественно важных свойств
индивида, степень освоения им социальными ценностями и его умение к осуществлению данных ценностей[1,с.56].
Личность в самом широком представление — это то, что внутренне выделяет одного человека от другого, список абсолютно всех её психологических качеств. В такое представление «личность» включают характерные черты человека, которые считаются более или менее крепкими и говорят об особенности человека, устанавливая его важные для людей действия индивида, степень освоения им социальными ценностями и его умение к осуществлению данных ценностей.
Личность в самом широком представление — это то, что внутренне выделяет одного человека от другого, список абсолютно всех её психологических качеств. В такое представление «личность» включают характерные черты человека, которые считаются более или менее крепкими и говорят об особенности человека, устанавливая его важные для людей действия.
Направленность личности – это совокупность потребностей, желаний, убеждений, интересов, мотивов человека, его идеалов и ценностных ориентаций. Всё это придаёт человеческой жизни определённый смысл.[1, с.35]
Человеческая жизнь приобретает какой-то смысл только после того, как она чем-то ограничивается. Невозможно хотеть и желать абсолютно всё, особенно если дело касается прямо противоположных вещей (нельзя желать одновременно ездить на хорошей машине и ходить пешком). «Парадокс» объясняется просто, если сравнить личность с радиоприёмником или телевизором: когда он принимает все каналы одновременно, возникает «белый шум», и только отсеяв все каналы, кроме одного, он начинает передавать конкретную информацию, которую можно увидеть и услышать. Личностная направленность при этом – явление врождённое; она, конечно, может меняться со временем, однако первоначальный толчок закладывается природой.
Побуждения, характеризующие личность, бывают доминирующими и второстепенными. Первые являются основой поведения человека, они же имеют наибольшую устойчивость
Важнейшее место в структуре личности занимает направленность.
Направленность личности – система потребностей, мотивов интересов, убеждений, идеалов, ценностных ориентаций человека, придающих его жизни осмысленность и избирательность.[2, с.246]
Направленность выступает как высший уровень личности, который в наибольшей степени социально обусловлен, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую включен человек.
Потребность – испытываемая человеком нужда в чем-то, лежащем вне его, в ней проявляется связь человека с окружающим миром и его зависимость от него .[2, с.210].
Кроме предметов, необходимых для существования, существуют те, наличие которых не является необходимым, но представляют для человека интерес. Над потребностями и интересами возвышаются идеалы.
С потребностями тесно связаны мотивы деятельности.
Мотив–побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта.[3, с.69].
Иногда мотив кратко определяют как осознанную потребность. Т.е. по мере того, как потребности осознаются и они становятся мотивами.
Направленность включает в себя два тесно связанных между собой момента:
а) предметное содержание, поскольку направленность – это всегда направленность на что-то (интересы, цели, ценности);
б) психическое напряжение, которое при этом возникает (энергия, генерируемая неудовлетворенными потребностями) .[3, с.356].
Реальное поведение редко вызывается одним только мотивом (человек ходит на работу и из-за денег, и из-за самоутверждения, и из-за того, что работа нравится, и по многим другим причинам). Такую комплексную обусловленность поведения в психологии называют полимотивированностью.
Выделяют три основных вида направленности личности: личная, коллективистическая и деловая.
Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.
Направленность на взаимные (коллективные) действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.
Деловая направленность – показывает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Как правило такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи [4, с.308].