Курсовая теория на тему Основы психорегуляции в спорте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ 4
1.1. Определение психорегуляции и её практическое применение в спорте 4
1.2. Методы психорегуляции 6
1.3.Виды психорегулирующих тренировок 9
ГЛАВА 2. АВТОРСКИЕ МЕТОДИКИ ПСИХОРЕГУЛЯЦИИ В СПОРТЕ 16
2.1. Теоретические основы авторских психорегуляционных методик 16
2.2. Применение методов психической регуляции в процессе соревнований 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Воздействие на человека с помощью слов и соответствующих образов называется психорегуляцией. Исследованием психорегуляции занимались многие психологи: И.Г.Шульц, Э.Джекобсон, Л.Персиваль. Важным направлением изучения психорегуляции является её значимость в спортивной психологии.
Психорегуляция находятся объектом исследования целого ряда спортивных психологов. В литературе имеется небольшое количество работ, в которых даются рекомендации по применению психорегуляции в работе со спортсменами по конкретному виду спорта. Психорегуляция в спорте рассматривается как способность спортсмена управлять своими чувствами и мыслями и как деятельность по использованию психологических инструментов в тренировках и соревнованиях, способствующие оптимальному проявлению собственных физических и технических возможностей [2].
Психорегуляция в спорте представляет собой устойчивое научное направление в психологии. Основной задачей психорегуляции выделяют формирование особого психического состояния, способствующего максимально полно использовать свой спортивный потенциал, усвоенный на тренировках.
Объект исследования – психическая регуляция.
Предмет исследования – организация и основы метода психорегуляции в сфере спорта.
Цель исследования – определение роли психорегуляции в спорте.
Задачи, решаемые в работе:
1. Изучить актуальную литературу по выявленной проблематики.
2. Выявить особенности методов психорегуляции.
3. Изучить авторские методики психорегуляции в спорте.
Заключение:
Для плодотворной тренировки и успешного выступления спортсмена на соревнованиях очень важно, в каком он психическом состоянии. Поддерживать хорошее психическое состояние можно с помощью некоторых методов психорегуляции. Психорегуляция в спорте сегодня является признанным научным направлением в спортивной психологии. Его основной целью является формирование особого психического состояния, которое способствует тому, чтобы спортсмен максимально полно использовал свой потенциал, накопленный во время тренировок. Психорегуляция является предметом исследования ряда спортивных психологов, и по большей части она была разработана в области управления состоянием спортсмена перед стартом.
Психорегуляцию в науке рассматривают в двух аспектах:
— как способность спортсмена контролировать свои мысли, чувства, поступки;
— как деятельность спортсмена по использованию инструментов психорегуляции в тренировках и соревнованиях, способствующая оптимальному проявлению собственных физических и технических возможностей. То есть методы психорегуляции, с одной стороны, это подготовка к занятиям спортом, с другой стороны, это неотъемлемая часть самого соревновательного процесса.
Формирование индивидуального стиля саморегуляции спортсмена происходит в условиях освоения психологической структуры спортивной деятельности. Саморегуляция спортсмена проявляется в его способности произвольно регулировать эмоциональные и функциональные состояния, а так же в характере самоконтроля соревновательного поведения.
Существует множество методов психорегуляции в спорте. Использование идеомоторной тренировки в сочетании с формулами намерения и тренировки умственной релаксации способствует более надежному технически чистому выполнению движений. В то же время эффективность психорегуляторных тренировок возрастает, если практические упражнения немедленно следуют ментальным формам обучения.
С помощью аутогенной тренировки повышается точность восприятия пространственно-временных параметров движения и достигается более высокая степень согласованности субъективной оценки с реальными результатами их реализации. С повышением качества самооценки создаются важные предпосылки для повышения эффективности самокоррекции.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХИЧЕСКОГО САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ
1.1. Определение психорегуляции и её практическое применение в спорте
Способность к саморегуляции психических состояний занимает особое место в ряд разнообразных видов деятельности и жизненно важных умственных и психофизиологические качества. Это обусловливает умственную надежность и устойчивость спортсмена, его приспособляемость к экстремальным ситуациям конкурентный характер. Способность к саморегуляции является результатом психическое развитие человека, в котором отражается специфика формирование деятельности, а также развитие ее целевого взаимодействия с реальность.
Для каждого индивида важна способность управлять процессами в своём организме. В спорте этот навык является одним из решающих факторов для достижения высоких результатов. С помощью различных форм саморегуляции можно влиять как на когнитивные, так и на мотивационные процессы: повысить эффективность мотивов и установок (например, при работе с высокими нагрузками, сопровождающимися чувствами однообразия и сильной усталости). Эффект психорегуляции помогает создать оптимальные внутренние условия, при которых реализация двигательной активности выходит на более высокий уровень. Психорегуляция в спорте – это комплекс мероприятий, направленный на формирование у спортсмена психического состояния, способствующего наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Психорегуляция в спорте имеет основную цель: создание наиболее благоприятных психических и психовегетативных предпосылок для успешной реализации тренировочной и соревновательной нагрузки [4].
Психорегуляторный эффект происходит через интеграционные зоны мозга, которые выполняют двойную работу: создают предпосылки для активного сознательного контакта человека с внешним миром и в то же время являются высшим центром контроля соматических и вегетативных функций организма.
У каждого спортсмена есть предпосылки для овладения методами саморегуляции. Но если при их применении желаемый эффект не всегда достигается, то это связано с одним из следующих факторов:
— отношение спортсмена к выполнению упражнений.
— успехи, достигнутые на ранних этапах тренировок, которые могут дезориентировать спортсмена в его отношении к занятиям, вызвать чрезмерную веру в себя и неспособность преодолеть трудности.
— плохие условия самообучения.
— неправильный выбор метода саморегуляции [8].
Функциональное состояние спортсмена и способность нести нагрузку до начала соревнований могут оказать решающее влияние на результаты выступления. Следовательно, активация психофизического состояния спортсмена в нужное время имеет большое значение для повышения устойчивости к стрессу. Опыт показывает, что последовательное использование психорегуляторных упражнений помогает повысить эффективность усвоения и закрепления технических навыков, повышения качества выполняемых движений и их устойчивости. Формирование первой функциональной системы у спортсменов происходит во время тренировок. Этот процесс, как правило, успешен. Формирование функциональной системы также связано с участием спортсмена в соревнованиях под воздействием различных факторов. Его влияние на конкурентоспособность спортсменов очень значительно. Развитие их способности противостоять формированию этой системы и ее влиянию на активность в конкурентной среде может быть разработано спортсменами с психорегуляцией [10].
При подготовке к стартам спортсмен настраивается на предстоящую деятельность. Методы, используемые для этой цели, предназначены для того, чтобы помочь устранить влияние ненужных отвлекающих факторов, «отключить» посторонние мысли и создать оптимальное психическое состояние, соответствующее соревновательной деятельности. Появляющаяся функциональная (рабочая) система должна стать доминирующей. Её формирование связано со специальной подготовкой к умению вызывать соответствующие эмоции и чувства. Средства психорегуляции здесь играют роль актуализации и формирования наиболее рациональной центральной периферической интеграции. Для успешного выступления на соревнованиях спортсмен должен сохранять доминирующее положение сформированной функциональной системы. Психорегуляция как деятельность спортсмена должна быть направлена на решение этой проблемы. Как в первом, так и во втором случаях, чтобы использовать методы и приемы психорегуляции, необходимо овладеть ими в процессе обучения, прежде чем устанавливать сильные условные рефлекторные связи.