Курсовая теория на тему Основы конституционного строя: понятие и структура, место в системе конституционного права РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ НАЧАЛА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 6
1.1 Понятие конституционного строя и его основ 6
1.2.Виды и классификация норм конституционного права 10
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15
2.1. Россия — демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления 15
2.2. Социальное и светское государство 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Введение:
Актуальность темы курсового исследования. Конституционный строй — это форма определенного способа организации государства, закрепленная в его конституции, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство. Под конституционным строем можно понимать установленный порядок в государстве, отношения между гражданами, органами власти, правительственными и общественными организациями, при которых их права и обязанности, закрепленные в конституции (основном законе) государства всегда соблюдаются.
Конституционное право — ведущая отрасль российского права. Эта его роль обусловлена значением общественных отношений, закрепленных и регулируемых нормами этой отрасли. Установленные в правовой форме основополагающие принципы организации общества и государства, определяют общие принципы управления всеми социальными процессами в отрасли таким образом, который дает необходимые рекомендации, которые отражают основные направления существенного правового регулирование во всех сферах общественных отношений. Основами конституционного строя являются институты конституционного права, то есть один основной элемент этой отрасли.
Каждое государство характеризуется определенными чертами, которые выражают его специфику. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Совокупность этих особенностей позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства или политической системе. Эта система, установленная конституцией государства, становится конституционным строем. Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно обеспечивает подчинение государственному праву. В настоящее время конституция Российской Федерации ставит перед собой большие гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотъемлемых прав и свобод человека и гражданина.
В качестве устоев выступают основы конституционного строя, которые предоставляют статус России как правового государства. Основы конституционного строя, изложены в первой главе Конституции.
Верховенство, обязательность и юридическое значение конституционного строя подчеркивает особый порядок изменения, которые предусмотрены в ст. 135 Конституции РФ.
Во всем вышеизложенном и заключается актуальность выбранной темы.
Степень научной разработанности темы. Проведенное исследование базируется на богатом научном наследии отечественной конституционно — правовой науки: Баглая М.В., Каткова, Д.B, Козлова Е.И., Енгибаряна Р.В., Тадевосяна Э.В. и др.
Объектом данного исследования являются основные конституционные характеристики России.
Предмет исследования — основа конституционного строя России.
Цель курсового исследования: наиболее подробное рассмотрение классификации конституционных характристик России, выведение соответствующих операциональных выводов.
Для достижения указанной цели нам необходимо решить следующий комплекс задач:
-раскрыть понятие и сущность основ конституционного строя России;
-определить экономические и политические основы конституционного строя России;
-на основе анализа нормативно-правовой базы расскрыть основные характеристики России, закрепленные в Конституции РФ.
В процессе исследования использовался многоуровневый комплекс методов научного познания, что было предопределено его целью и задачами.
Методологическую основу работы составил диалектико-материалистический метод познания объективной действительности, благодаря чему предмет и объект исследования рассмотрены в развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности, с использованием категориального аппарата диалектики, в частности таких ее категорий, как «общее и особенное», «явление и сущность», «содержание и форма», «целое и часть», «действительность и возможность» и др.
Структура работы определена целью и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка.
Заключение:
Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация – это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство. Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя.
Провозглашение России демократическим государством является принципиально важным для страны с сильной авторитарной традицией. Демократический характер государства (от греч. demos и kratos – власть народа) означает, что:
• во-первых, единственным источником власти в стране (и носителем суверенитета) является многонациональный народ России;
• во-вторых, власть в стране осуществляется в соответствии с волей большинства при соблюдении и охране прав меньшинства;
• в-третьих, власть в России формируется и осуществляется в соответствии с демократическими процедурами, прежде всего посредством свободных выборов и референдума.
Все это призвано обеспечить признание и реальное осуществление прав и свобод человека в стране на уровне международных требований.
Статья 1 Конституции РФ провозглашает Россию федеративным государством. Это означает, что из двух форм территориального устройства – унитарной и федеративной – Россией избрана последняя. Принципы федеративного устройства конкретизируются в некоторых других статьях гл. 1 (ст. 4, 5, 6, 11), а также в гл. 3 «Федеративное устройство» Конституции РФ.
По поводу провозглашения Российской Федерации правовым государством в ст. 1 Конституции РФ некоторые ученые и практические деятели считают, что такому утверждению место, скорее, в преамбуле Основного Закона (т. е. это пока не данность, а лишь цель, к которой стремится Россия). Конечно, современную Россию правовым государством считать нельзя. Вместе с тем после принятия Конституции 1993 г. в нашей стране сложилась принципиально иная правовая ситуация, позволяющая предполагать, что возврата к прежнему, антиправовому, тоталитарному, режиму уже не произойдет. Конституция РФ полностью соответствует характеристикам конституции правового государства, поскольку:
• признает основные неотчуждаемые права и свободы человека в качестве высшей ценности и закрепляет систему их гарантий на уровне международных стандартов;
• закрепляет господство права в жизни общества и государства, верховенство Конституции и правовых законов (и, соответственно, запрет неправовых законов), связанность государства правом;
• устанавливает правовые принципы и формы осуществления власти, систему разделения власти («по горизонтали» и «по вертикали») и взаимодействия различных ветвей и уровней власти.
Формирование правового государства – сложный и длительный процесс. Страна должна «дорасти» до своей Конституции, преодолев стереотипы правового нигилизма, повысив правовую культуру граждан и властных институтов всех уровней, сформировав гражданское общество. Исходя из этого, закрепление принципа правовой государственности в основном конституционном тексте (т. е. в качестве нормы прямого действия) представляется обоснованным. Это следует рассматривать незыблемой основой и важной гарантией поступательного движения России к правовому государству .
Закрепление в ст. 1 Конституции РФ в качестве одной из основ конституционного строя республиканской формы правления означает, что:
• во-первых, государственная власть в России осуществляется только выборными органами (либо органами и должностными лицами, получающими властные полномочия от тех или иных выборных органов), глава государства получает власть от народа, избирателей, а не по наследству;
• во-вторых, переход к другой – монархической – форме правления возможен только путем принятия новой конституции страны, посягательство на республиканскую форму правления является антиконституционным и преследуется по закону;
• в-третьих, монархическая форма правления не может закрепляться (и даже упоминаться) ни в одном из субъектов РФ.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ НАЧАЛА ГОСУДАРСТВЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие конституционного строя и его основ
Каждое государство характеризуется определенными чертами, которые выражают его специфику. Оно может быть демократическим или тоталитарным, республикой или монархией и т.д. Набор функций позволяет говорить об определенной форме, определенном способе организации государства .
Первая глава Конституции, которая содержит самые общие, исходные положения, называется «Основы конституционного строя». Понятие «Основы конституционного строя» являются новым в российских конституционных законах. В юридической литературе не существует единого, общепринятого определения конституционного строя. Таким образом, Е. Козлов, О. Кутафин рассматривают конституционный строй как «форму (способ) государственной организации, которая обеспечивает подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство». Ограничение права имеет целью создание оптимальных условий для функционирования гражданского общества, которое является неотъемлемой частью правового государства. В учебнике М.Б. Баглая, в соответствии с конституционной системой, конституционный строй понимается как «порядок, который уважает права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с конституцией». Авторы этих определений ограничивают конституционные системы организации только в пользу государства.
Между тем, если обратиться к Конституции, она устанавливает не только организацию государства, но и также организацию гражданского общества. В.Т. Кабышев пишет, что «система доминирующих экономических и социально-политических отношений в их конституционной форме, воплощает народный суверенитет, свободу и права человека и определяют характер общества в целом». Н. Михалев понимает это как «социальную систему, в которой функционирование правового государства с республиканской формой правления создает демократический политический режим, признает приоритетный статус личности, неприкосновенность частной собственности, разделение властей, верховенства закона». Признавая ценность этих определений, следует отметить, что природа конституционного строя не может быть отождествлена с политическим режимом, существующим в стране. Государство может быть далеко от идеалов демократии, верховенства закона, но это не значит, что в нем не существует конституционного строя вообще. Наличие конституционного строя происходит из народного суверенитета и предполагает включение в себя права людей создавать свои собственные формы организации жизни на данной территории. По словам Владимира Мамонова конституционный строй — это система конституционных отношений, закрепленных в Конституции российского народа и определение статуса лица, формы государства, его политического режима, отношения между органами власти, ситуации в мировом сообществе .