Курсовая теория на тему Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Правовое государство как основа формирования правовой грамотности и правосознания граждан 5
1.1 Правовое государство: история формирования концепции 5
1.2 Правосознание и правовая грамотность как элементы правового государства 9
Глава 2. Повышение уровня правосознания и правовой культуры граждан 18
2.1 Роль правосознания и его структура 18
2.2 Проблемы развития правовой грамотности 23
Заключение 27
Список литературы 29
Введение:
Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области методов организации государства, и касается изучения формирования правового сознания у граждан России.
Актуальность исследования заявленной темы заключается в том, что в любом современном цивилизованном обществе ключевыми инструментом регулирования важнейших сфер общественной и частной жизни индивидуальных и коллективных субъектов социума выступает право, содержащиеся в нем нормативные предписания. Наша Конституция декларирует, что современная российская государственность является правовой, то есть деятельность всех без исключения государственных и социальных институтов базируется на неукоснительном соблюдении правовых требований и предписаний. Само же право, в соответствии с идеалами демократии и гуманизма, призвано служить надежной юридической защите прав и законных интересов граждан, их коллективов и организаций. Названное предназначение права реализуется в том числе и через феномен правового сознания (правосознания).
Таким образом, всесторонний анализ научно-теоретической категории «правовое сознание» права при общепризнанной целевой направленности права в современной объективной социально-правовой действительности имеет важнейшее научно-теоретическое и практическое значение. В современном мире множество стран проходят путь создания, сохранения и развития правового государства.
Права человека и гражданина, гражданское общество, демократия, свобода и равенство – определяющие понятия, которые формируют правовое государство.
Для России проблематика правового государства важна. Для изучения процесса становления правового государства в России необходимо провести ряд исследований и применить знания не только в области юриспруденции, но и в сфере экономики, политики, истории. Следует провести анализ предпосылок формирования рассматриваемого института в РФ, также рассмотреть накопленный исторический опыт, с целью выработки конкретных предложений, которые могут быть применены наиболее эффективно непосредственно для Российского государства. Это позволит сформировать правовое государство, которое позволит предотвратить появление конфликтов, таких как революций, а также обеспечит экономический и социальный прогресс посредством создания государством условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Целью работы является определение порядка развития правовой грамотности и правосознания граждан РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие вопросы:
1) изучить понятие и признаки правового государства;
2) определить связь между правовым государством и правосознанием граждан;
3) определить роль правосознания и правовой грамотности;
4) сформулировать проблемные вопросы;
5) изучить перспективы развития правовой грамотности;
6) сделать выводы.
Объектом курсовой работы является Россия как правовое государство.
Предметом – правосознание и правовая грамотность граждан.
В работе использовались общенаучные методы.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Понятие правового государства формировалось в течение множества лет. Долгие годы данная идея развивалась и изучалась. В различных государствах понятие правового государства формировалось по-разному. В России под правовым государством понимается организация публичной власти, которая формируется обществом на основе определенных принципов.
Государства, в которых присутствовало множество предпосылок к появлению правового государства были наиболее успешны в развитии этой идеи. Основной предпосылкой является наличие гражданского общества. В России этот процесс занял большее количество времени и все еще не завершился.
Основными принципами правового государства принято считать наличие свободных выборов, разделения власти, независимости судебной власти в целях реализации и защиты прав и свобод каждого гражданина, подчинение институтам гражданского общества, и только совокупность всех необходимых факторов позволяет окончательно сформировать данный тип общества.
Правовое воспитание является неотъемлемой частью общей культуры граждан и условием формирования их правосознания. На формирование правовой культуры и законопослушного поведения влияют следующие факторы:
1) характер воспитания и нравственный климат в семье, законопослушное поведение родителей;
2) высокий уровень образования и воспитания в образовательных учреждениях различных типов и форм, в том числе закрепление и развитие правосознания учащихся;
3) распространение и использование доступных для населения информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание.
В современных условиях именно правовое воспитание может стать важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и правового демократического государства в современной России, где граждане могут жить в социальном и правовом согласии друг с другом и с государством. И работа, направленная на снижение уровня правовой безграмотности, должна проводиться совместно с государством, поскольку важнейшей задачей государства является пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения гражданами своих обязанностей, правил общественной жизни, уважения прав и законных интересов других людей независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что для преодоления правовой безграмотности необходимо повысить уровень правовой культуры граждан России, что возможно путем внедрения единой системы правового воспитания. Только тщательно продуманная и эффективная система правовой пропаганды может повысить правовую культуру общества и будет способствовать повышению уровня правосознания граждан.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Правовое государство как основа формирования правовой грамотности и правосознания граждан
1.1 Правовое государство: история формирования концепции
Само понятие правового государства формировалось в течение длительного периода времени. Первые идеи, имеющие ряд схожих признаков с современным понятием правового государства, возникли еще в античном мире. Более сформированные и теоретически развитые концепции появились в период перехода от феодализма капитализму. Становление и развитие теории и практики правового государства имеет долгую историю. Ряд идей, предшествующих правовой государственности, появились уже в античном мире, а теоретически развитые концепции правового государства были сформулированы и обоснованы в конце XVII – начале XVIII века, в период перехода от феодализма к капитализму.
Большое значение на процесс формирования понятия правового государства имели политико-правовые идеи и институты Древней Греции и Рима, которые имели опыт демократии и республики.
Античное воздействие на процесс развития теории правового государства представляло собой совокупность правил, которые регулирование устройство полиса, (античного города-государства):
справедливость законов;
организация власти;
взаимодействие органов власти и разделение полномочий;
форма правления;
верховенство закона;
зависимость государства от права;
законность.
Зависимость власти от права зародилась еще в древности, когда начались поиски способов формирования этой зависимости. Впоследствии множества исследований было выявлено, что необходимо сделать право властной силой. Появилась потребность в формировании новой политической формы общественной жизни людей. Она представляла собой взаимодействие общеобязательных законов и справедливой публично-властной силы.
Император Юстиниан в VI в. н.э. в своей конституции «О составлении Дигест» писал, что нельзя найти среди всех дел столь важного, как власть законов, которая изгоняет всяческую несправедливость»
Позднее, данная идея была более основательно изучена и сформирована в трудах Д.Локка, Ш.Монтескье, Ж.-Ж.Руссо и др. Одной из первых окончательно сформированных концепций была идея разделения властей, которое бы обеспечивало установление права.
Один из идеологов правового государства И.Кант говорил, что у человека есть только одно главное право – право на свободу, все же другие вытекают из него.
Правое государство как раз представляет собой общество, где вмешательство государства в личную жизнь человека является незаконным, так как независимость личности является основополагающей целью.
Идея теории правового государства тесно связана с таким понятием, как «права человека» и развитием идей естественного права. В трудах знаменитого голландского мыслителя Г. Гроция, который считается одним из создателей концепций «естественного права» и «общественного договора» обосновываются, основные естественные права человека:
право быть свободным в своих действиях;
свобода идей и убеждений;
право на распоряжение и владение собственностью;
защита чести и достоинства;
защита жизни.
Данные идеи в России появились во времена Екатерины II. Русские либералы начали отстаивать концепцию взаимодействия государства и права. Идеи либерализма отражены в «Наказе», написанном Екатериной II для членов комиссии по Уложению законов.
Во время царствования Александра I М.М. Сперанский, изучив естественные права человека, сформировал первый проект политического устройства России, в котором одним из принципов было разделение властей. Это была первая неосуществленная модель Конституции. В трудах Н.М. Коркунова, С.А. Муромцева, Л.И. Петражицкого, И.А. Ильина детально разработаны многие правовые вопросы власти и иерархии правовых актов. Б.Н. Чичерин рассматривал государство как союз народа, а закон связывает народ в единое целое.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРАВОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН 5
1.1. История становления основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан 5
1.2. Сущность и роль правовой грамотности и правосознания граждан 12
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОСНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРАВОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН 19
2.1. Направления государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан 19
2.2. Проблемы и перспективы основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
Введение:
Актуальность темы курсовой работы. В условиях современного общества все большее внимание уделяется формированию правовой грамотности и правосознанию граждан. Действительно, сложно представить себе демократическое правовое государство, в котором граждане не обладают должным уровнем знаний о праве.
Как правило, социальной основой гражданского общества является выделение в общественной структуре среднего класса, который экономически независим и имеет личные собственность и доходы. Именно независимость среднего класса порождает экономическую основу гражданского общества. Люди стараются всячески обезопасить свой источник дохода, а коллективно это получается лучше. Разнообразные ассоциации и объединения собственников взаимодействуют с государственной властью и добиваются улучшения условий функционирования института частной собственности.
Политической основой гражданского общества можно считать равенство всех граждан перед законом. Оно стабилизирует и ограничивает власть государства, требует соблюдения и обеспечения прав и свобод граждан. Граждане государства образуют сложную многоуровневую систему, которая ограничивает правомочия органов государственной власти при помощи многочисленных самостоятельных институтов.
В настоящее время проблема организации институтов гражданского общества является одной из важнейших, в том числе и с точки зрения построения основ правового государства, где активность самих граждан, их правовая грамотность и правосознание являются одним из ключевых факторов.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения, возникающие в процессе становления основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
Предметом исследования курсовой работы являются нормативно-правовые акты, регулирующие основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
Целью курсовой работы является анализ особенностей основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
Задачи курсовой работы:
— изучить историю становления основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан;
— раскрыть сущность и роль правовой грамотности и правосознания граждан;
— рассмотреть направления государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан;
— выявить проблемы и перспективы основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан.
В курсовой работе использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, сравнение) и частнонаучных (сравнительный) методов познания.
Нормативную базу курсовой работы составили Конституция РФ , федеральные законы РФ.
Теоретическая значимость темы курсовой работы обоснована спецификой современного состояния основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, связанного с пандемией, и санкционного давления на российскую экономику и государственность в целом.
Структурно курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
1. Сравнивая, рассмотренных в курсовой работе, два периода нашей истории, можно сделать вывод, что проблема низкого уровня правовой грамотности и правосознания граждан существовала всегда и продолжается сегодня, что может выражаться в тенденции роста правового нигилизма среди всех слоев населения Российской Федерации. Меры, которые принимались государством, не были упорядоченными и взаимосвязанными. Низкий уровень правовой грамотности и правосознания граждан может заключаться в действиях органов публичной власти, в которых отсутствует системность. Данная проблема проявлялась в разные временные промежутки. Единственным выходом из данной сложившейся ситуации является повышение правовой грамотности и правосознания граждан системными действиями, которые осуществляются на постоянной основе, путем пропаганды достоверной правовой информации. Данной деятельностью должны заниматься не только власти федерального уровня, субъектов, муниципалитетов, работа должна проводиться и внутри семьи, которая является основной ячейкой общества.
2. Правовая грамотность — это знакомство с сущностью таких понятий, как «закон», «конституция», «законодательство», «нормативный акт», «норма права», «право».
Правосознание является сложным феноменом, в связи с чем в юридической науке сформированы классификационные ряды, раскрывающие различные виды данного феномена. Кроме того, в теории правосознания значительный сегмент занимают вопросы его деформации.
3. В последние десятилетия в нашей стране происходит непрерывное трансформирование общественного сознания, в том числе правовой грамотности и правосознания граждан, определяющих возможность и желание гражданина осуществлять свою деятельность в правовом пространстве государства, следовать его правовым нормам, принимать ответственность за противоправную деятельность в случае нарушения закона. Развитие нашего государства и общества определяются, в том числе и тем, насколько данные трансформации учитывают правовые традиции страны и будут ли они способствовать интеграции граждан в современную правовую действительность.
4. Ошибки при реализации принципа верховенства закона, злоупотребление правом должностными лицами, быстрое принятие законов, которые в дальнейшем не применяются на практике, низкий уровень развития института гражданского права, низкая правовая грамотность, правовой нигилизм, правление по сути одной партии в государстве порождает кризис в развитии правовой грамотности и правосознания граждан, снижает сформировавшийся правовой уровень на шаг назад. Для решения данных проблем, а также развития правовой грамотности и правосознания граждан необходимо устранять данные проблемы. Государство должно обеспечивать принцип верховенства закона, развивать институт создания законопроектов, усилить контроль за должностными лицами, проводить мероприятия, направленные на взаимодействие с гражданским обществом. В свою очередь, граждане обязаны повышать свою электоральную грамотность, правовые знания, быть активными и взаимодействовать с органами власти. Только путём такого баланса возможно достичь дальнейшее развитие правовой грамотности и правосознания граждан.
Таким образом, Российская Федерация сейчас находится на пути построения правового государства и гражданского общества. А эффективность данного процесса напрямую зависит от уровня правовой грамотности современного российского общества. Поэтому формирование правового сознания граждан — неотъемлемая часть гражданского воспитания.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОСТОЯНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ПРАВОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН
1.1. История становления основ государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан
Правоспитательная деятельность играет важную роль в воплощении права в жизнь, она является частью всего процесса духовного развития личности, которому необходимо уделять должное внимание, поэтому стоить сравнить способы развития правовой грамотности и правосознания граждан в дореволюционной России и в современной.
Одним из первых литературных и политико-правовых памятников Древней Руси, содержащих идеи права, является «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона Киевского. Ранний этап развития русской государственности отразил идею противопоставления права (закона) и благодати (правды), что в памятнике трактуется как Новый и Ветхий Заветы. В свою очередь, другими знаковыми произведениями прошлых времен считаются «Моление» и «Слово» Даниила Заточника. Автор уделил особое внимание описанию наиболее желаемой формы правления, возвышая значение единоличной верховной власти для государства. Впервые в «Слове» упоминается правовая категория «Дума», под которой заточник понимал Совет при князе, считая, что с хорошими думцами «князь высокого стола добудет».
Как самостоятельные явления, правовую грамотность и правосознание граждан в нашей стране связывают с именем Петра I. Однако стоит отметить, что еще в 16 веке протопопом Сильвестром был написан «Домострой». Данный памятник русской литературы является сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человек и семьи, включая все сферы общественной жизни на тот момент. Реформы Петра I содействовали значительному развитию правовой культуры нашего общества, причиной которого стало увеличение роли права. В связи с тем, что нормы права стали применяться гораздо чаще, как средство новых государственных реформ. Данные события обусловили необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов в довольно новой области для нашей страны юриспруденции.
Екатерина II тоже оказала значительный вклад в формирование правовой грамотности и правосознания граждан. При её правлении считалось, что обучение может быть эффективным средством формирования «безупречного гражданина». Поэтому в поддержку воспитания таких граждан императрица проводила ряд реформ. При ней создаются народные училища, открываются школы, в которых могли обучаться люди всех сословий. Что для того момента было прогрессом. Помимо этого, создается Учредительное собрание для обсуждения вопросов в стране. К нему Екатерина II издает «Наказ», в котором она писала о распространении в массы сведений о действующем законодательстве, а также чтобы в школах обучения детей шло из книг, содержащих право. Однако все это было направлено на воспитание безусловного повиновения власти и закону во всех слоях населения .
После данных исторических личностей в последующем государство практически не занималось развитием правовой грамотности и правосознания граждан.
В последующем народное сознание основывалось на идее олицетворения справедливости и истины как эквивалента правды, и влиятельным ориентиром идеи сильной самодержавной власти царя выступала религия. Поддержали эту мысль авторы, который говорят об истоках правосознания в вере и религиозности, где нормы права являются всего лишь предписаниями государственной власти, основывающимися на принуждении, а не на совести .
Начало ХХ в. ознаменовано обвинением русской интеллигенции в неуважительном отношении к праву. Б.А. Кистяковский писал: «Русский, какого бы он звания ни был, обходит или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, и совершенно также поступает правительство» . «Согласно традиционно-моральному, а также обыденному пониманию, право наличествует всюду, где имеется какой ни на есть государственный карательный закон» — утверждал В.С. Соловьев .
Начало советского периода нельзя было соотнести с демократией, правовым государством, т. к. Конституция 1918 г. провозглашала режим диктатуры пролетариата. «Отношение советского общества к основному закону было проникнуто духом уважения и патриотизма, основным принципом деятельности государственных органов провозглашался принцип законности».
Правовая грамотность и правосознание возникает там, где действуют правовые нормы, а значит построено правовое государство. Последнее существует на основе гражданского общества и демократической правовой системы. В связи с этим и в целях реализации принципов демократического правового государства возникает потребность в обогащении общества соответствующими знаниями о системе правовых норм. Повышение уровня правовой грамотности и правосознания обеспечивает активное участие населения в построении гражданского общества, что говорит о демократизации и гуманизации общественности, где преобладают такие качества и ценности, как справедливость, равенство, защита прав и свобод, социально-экономическое развитие. По мнению В.С. Нерсесянц, путь к правовой государственности должен стать для общества целой школой правовой культуры, школой понимания и осознания смысла, ценности права, правового государства и принятых правовых законов . Нельзя не согласиться с представленной точкой зрения, поскольку наравне с формированием правопорядка образуется и система знаний о нем, существующая во взаимосвязи с механизмом реализации прав и исполнения обязанностей гражданами. Здесь возникает потребность в учении о правовой свободе в обществе.