Курсовая теория на тему Основы формирования системы бюджетного федерализма
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Бюджетный федерализм: понятие и особенности 4
1.1. Сущность бюджетного федерализма 4
1.2. Модели бюджетного федерализма 10
2. Практика применения бюджетного федерализма 15
2.1. Зарубежный опыт бюджетного федерализма 15
2.2. Бюджетный федерализм в РФ 22
3. Проблемы бюджетного федерализма в РФ 29
Заключение 35
Список литературы 37
Введение:
Радикальные изменения последних десятилетий в политической, социально-экономической и демографической жизни Российской Федерации сопровождались существенным расслоением общества. Более трети населения страны оказалось за чертой бедности. Одной из причин такого положения является отсутствие надлежащего управления на уровне регионов, позволяющего максимально задействовать организационные резервы с целью мотивации качественных преобразований в социально-экономической системе, важным элементом коей выступает налоговая система.
Российская Федерация – очень большая страна, включающая в себя 85 субъектов, которые находятся в различных климатических и экономических условиях. Население значительно отличается по уровню доходов, соответственно региональные и местные органы власти имеют неравные бюджетные возможности. Федеральная власть не может эффективно решать различные вопросы на субфедеральном и муниципальном уровнях. Региональные и местные власти, наоборот, могут более гибко реагировать на изменение условий внешней среды и меняющиеся потребности населения. Задача бюджетного федерализма – наиболее полно учесть все потребности и интересы граждан, проживающих на определенной территории.
Цель исследования – изучить модели бюджетного федерализма, определить проблемы и направления развития бюджетного федерализма в РФ.
Задачи исследования:
• Изучить сущность бюджетного федерализма;
• Охарактеризовать модели бюджетного федерализма;
• Изучить зарубежный опыт бюджетного федерализма;
• Описать бюджетный федерализм в РФ;
• Выявить проблемы бюджетного федерализма в РФ.
Объект исследования – бюджетный федерализм.
Предмет исследования – модели бюджетного федерализма.
Заключение:
Федерализм обусловлен извечным стремлением этносов, народностей, наций, территориальных образований к определенной доле самостоятельности. В данном виде федерализм необходим субъектам федеративных отношений для решения больших и малых проблем – от повседневно-бытовых до социально-экономических и политико-стратегических.
Важно понимать, что идеологическая составляющая федерализма имеет большую роль. Федерализм может совпадать с федеративной формой государственного устройства, но это не обязательный признак, поскольку федерализм может существовать без федерации, но невозможно существование федерации без федерализма.
В научной литературе существует многообразие классификаций моделей бюджетного федерализма. В зависимости от степени централизации выделяют три модели бюджетного федерализма: централизованную, децентрализованную и кооперативную (смешанную).
31 марта 1992 года заключается Федеративный договор между центром Федерации и регионами, который был включен в Конституцию России и представлял собой первый документ, описавший порядок федеративных отношений в РФ.
Проблематичность асимметрии субъектов РФ, вызванная исторической обусловленностью, коллизионными нормами Конституции и нормативно-правовыми актами субъектов РФ, а также федеративными договорами, заключенными между субъектами РФ и центральной властью сказываются на развитии активных споров о разрозненности положения населения, его экономического и социального неравенства в субъектах, неоднородности, коллизий действующих норм и дефиниций в области национального вопроса , а также порядка защиты прав отдельных этносов.
Подытожив анализ проблемы, можем сделать вывод о том, что модернизация практики межбюджетных отношений в современных условиях требует постепенного развития, а также совершенствования самих основ бюджетного федерализма в целом. Целью бюджетного федерализма является создание комфортных условий на всей территории страны посредством:
предоставления бюджетных услуг населению;
соблюдения конституционных гарантий;
соблюдения равных возможностей по сбалансированию региональными и местными органами власти своих бюджетов.
Для реализации принципов федерализма необходимо еще раз анализировать и пересмотреть элементы налоговой политики. Качество модели федерализма зависит как раз от правильного решения в области налогового законодательства. Если решить эти поставленные задачи, то можно будет создать уникальную модель бюджетного федерализма, которая будет включать в себя все необходимые функции и принципы, чтобы обеспечить стабильный рост не только экономики отдельно взятых регионов, но и всего государства
Фрагмент текста работы:
1. Бюджетный федерализм: понятие и особенности
1.1. Сущность бюджетного федерализма
Априори, в качестве исходного начала формирования бюджетно-налоговых отношений в государстве выступает бюджетный федерализм, посредством которого распределяются бюджетные доходы и расходы, осуществляется разграничение бюджетной компенсации между РФ и регионами с учетом взаимных интересов. Анализ специальной литературы по рассматриваемой проблематике показывает, что термин «бюджетный федерализм» в России стал активно использоваться с 90-х годов прошлого столетия, еще не до конца исследован и нуждается в дальнейшей теоретической проработке. Достаточно сказать, что до сих пор нет законодательного закрепления рассматриваемого понятия. Ряд авторов утверждает, что, например, понятия «бюджетный федерализм» и «фискальный федерализм» на самом деле синонимы .
В другой работе предлагается бюджетный федерализм рассматривать в качестве важнейшего принципа государственного устройства, а также основополагающего принципа бюджетной системы.
Бюджетный федерализм можно рассматривать в виде комплекса специальных правил взаимодействия различных уровней власти на всех этапах бюджетного прохождения. Действительно, опыт зарубежных стран с богатой бюджетной практикой показывает, что суть исследуемого понятия характеризуется в виде нормативно-законодательного установления бюджетных прав и обязанностей равноправных сторон, каковыми, в данном случае, выступают федеральные и региональные органы власти и управления .
Можно привести еще множество подходов. На наш взгляд, для уточнения сути бюджетного федерализма целесообразно, в первую очередь, разобраться со значениями категорий, образующих данное понятие – бюджет и федерализм.
В соответствии со ст.6 Бюджетного кодекса РФ бюджет являет собой «форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления» .
Такое положение позволяет в качестве сущностных характеристик понятия «бюджет» рассматривать:
образование денежных средств государства и местного самоуправления;
распределение и использование денежных средств государства и местного самоуправления;
расходование средств, связанное с необходимостью финансового обеспечения предусмотренных законодательством задач и функций.
Анализ и обобщение научных взглядов современных исследователей позволяет рассматривать федерализм в виде особой формы государственного обустройства, предполагающей политико-территориальное обособление отдельных регионов государства, равных между собой по социально-экономическим, правовым параметрам. При этом, надо отметить, что субъекты РФ и местные муниципалитеты имеют определенную субординацию по определенному блоку вопросов касательно федерального центра, одновременно сохраняя относительную самостоятельность при решении проблем регионального значения .
Объединение понятий «бюджет» и «федерализм» позволяет рассматривать категорию «бюджетный федерализм» в виде системы особых отношений в государстве по вопросам образования и расходования денежных средств каждого уровня публичной власти, необходимых для финансового обеспечения решаемых задач и функций, заданных действующим законодательством.
Для бюджетного федерализма характерно объединение всех уровней власти, а в числе его ключевых составляющих можно выделить организационную, доходную и расходную самостоятельность и автономную имущественную ответственность бюджетов.
Исследователи в числе основных преимуществ бюджетного федерализма выделяют наличие свободы выбора; стимулирование межрегиональной конкуренции; возможности инновационного развития в сфере общественных услуг, финансового менеджмента и др.
Уместно вспомнить П. Кинга, который говорил, что федерация находится в промежуточном положении между тиранией и неудержимой свободой, между предельной централизацией и полной децентрализацией .
Подобное гипотетическое высказывание не освобождает, а наоборот, вынуждает искать баланс между степенями свободы и ограничения в деятельности всех уровней власти, ибо только гармония интересов федеральных органов власти, региональных органов власти и органов местного самоуправления способна привести к устойчивому и сбалансированному развитию экономики национального хозяйства .