Курсовая теория на тему Основные возрастные особенности формирования учебной деятельности.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ 5
1.1. Дошкольный период формирования учебной деятельности 5
1.2. Формирование успешной учебной деятельности дошкольников 7
2. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 10
2.1. Стимулирование и мотивация формирования учебной деятельности учащихся начальных классов 10
2.2. Формирование учебной деятельности младших школьников 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 20
Введение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования готовности формирования учебной деятельности обусловлена социальным вопросам на «школьную» зрелую личность. Поступление в школу является значительным событием в жизни ребенка. Он радикально меняет социальную ситуацию развития и во многом обусловливает перспективы становления личности. Это период оценки семьи обществом, период изменения главного вида деятельности, предопределяет появление новой социальной роли — роли ученика.
Обоснование эффективной технологии подготовки детей к школе предполагает наличие научного понимания структуры содержательного наполнения компонентов «готовности». Как показывают результаты анализа теории и практики, в настоящее время отсутствует единый терминологический аппарат для определения этого личностного образования. В то же время, несмотря на наличие широкого спектра дефиниций, и многоаспектности в выделении условий готовности ребенка к обучению в школе и понимании сути этого феномена, можно выделить основные ее сферы. Это, в частности, физическая, интеллектуальная, личностная и эмоционально-волевая готовность. Результаты исследований показывают, что важным компонентом личностного образования, рассматривается, готовность к общению и в частности речевое развитие дошкольника. Рассматривая готовность ребенка к школьному обучению как сложное многокомпонентное образование, следует отметить, что все его составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, например, физическое развитие дошкольника является базой для созревания мозговых центров, в свою очередь является предпосылкой его интеллектуальной готовности. От состояния сформированности способности к волевым усилиям зависит степень произвольности и развития эмоциональной сферы ребенка. Иерархия мотивов является предпосылкой овладения произвольностью поведения, рассматривается как компонента личностной готовности и др. Начало изучения проблемы подготовки ребенка к обучению основан классиками отечественной психологии, которые внесли значительный вклад в разработку психологической концепции готовности детей к школе. Несмотря на многоплановость рассмотрения готовности детей к обучению в школе, эта проблема в настоящее время изучена все еще недостаточно.
Целью работы является освещение основных возрастных особенностей формирования учебной деятельности.
Объект исследования: учебная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления и формирование учебной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить дошкольный период формирования учебной деятельности;
Рассмотреть формирование успешной учебной деятельности дошкольников;
Охарактеризовать стимулирование и мотивацию формирования учебной деятельности учащихся начальных классов;
Проанализировать формирование учебной деятельности младших школьников.
Основные методы, используемые в работе: анализ, синтез, сравнительный метод.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Текст работы:
Готовность к школьному обучению — совокупность физиологических и психологических особенностей ребенка младшего дошкольного возраста. Она дает возможность успешно перейти к структурно организованному обучению в школе. Предпосылками успешного обучения в школе является созревание нервной системы ребенка и организма в целом, а также степень развития психических процессов и уровней сформированности личности.
Важнейшим аспектом психологической готовности к обучению в школе является уровень валового развития ребенка, участие в деятельности класса, умение приспосабливаться к новым требованиям и условиям, которые предлагаются учителем и школой. Учитель должен помочь детям выполнить их работу разного рода, только так проявляется процесс совместной деятельности в начальных классах, который необходим.
У каждого в жизни есть важные моменты. У ребенка это связано с переходом от игровой деятельности к учебной, то есть с вступлением в школу. Этот этап также связан с социальной жизнью ребенка. Она начинает общаться с новыми для нее людьми: сверстниками и учителями.
Преимущественно все личностно-ориентированные педагогические разработки являются направленными на ускорение развития наблюдательности, познавательных процессов, интеллектуальных способностей, а также на личностное развитие ребенка в целом
Физическая готовность к школьному обучению характеризуется функциональными возможностями детей и состоянием их здоровья, которые зависимыми от разных обстоятельств, а также от перинатального периода развития, его генотипа и скорости развития физиологического созревания. Оценка состояния здоровья детей при их вступлении и в школу базируется на большом количестве параметров физического развития, наличия или отсутствия хронических болезней.
Развитие эмоционально-волевой сферы связано со становлением регулятивной функции психики. В этом возрастном периоде дети часто переживают, а также через пластичность нервных процессов у детей часто меняется настроение. Интеллектуальное развитие Связано с учебной деятельностью и процессов познания приобретает особое значение для детей младшего школьного возраста, так как их уже не удовлетворяет игровая деятельность.
Когда дошкольник идет в школу, он должен быть достаточно зрелым в физиологическом и социальном отношении. Многое зависит именно от уровня развития познавательных психических процессов. Например, успешность школьного обучения ребенка. Психологическая готовность к обучению является понятием многогранным. Она включает в себя и знания, и умения, и навыки. Основные составляющие готовности к обучению в школе: интеллектуальная, личностная и эмоционально-волевая готовность. Эти компоненты играют важную роль в развитии ребенка. Дошкольнику требуется психологическая помощь квалифицированного специалиста в случае недостаточной развитости, какой составляющей.
Одной из предпосылок успешного обучения ребенка в школе является ее интеллектуальная готовность. У дошкольника должны быть хорошо развиты основные процессы, обучение проходило легко и безболезненно. Необходимо давать разные задание ребенку, чтобы она развивала свои познавательные потребности и помочь обеспечить ей достаточный уровень умственной деятельности, а также родители должны дать ребенку большое количество знаний об окружающей действительности для того, чтобы она была интеллектуально достаточно развитой. Но учителя не имеют забывать об индивидуальных особенностях каждого ребенка.
Заключение:
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования готовности формирования учебной деятельности обусловлена социальным вопросам на «школьную» зрелую личность. Поступление в школу является значительным событием в жизни ребенка. Он радикально меняет социальную ситуацию развития и во многом обусловливает перспективы становления личности. Это период оценки семьи обществом, период изменения главного вида деятельности, предопределяет появление новой социальной роли — роли ученика.
Обоснование эффективной технологии подготовки детей к школе предполагает наличие научного понимания структуры содержательного наполнения компонентов «готовности». Как показывают результаты анализа теории и практики, в настоящее время отсутствует единый терминологический аппарат для определения этого личностного образования. В то же время, несмотря на наличие широкого спектра дефиниций, и многоаспектности в выделении условий готовности ребенка к обучению в школе и понимании сути этого феномена, можно выделить основные ее сферы. Это, в частности, физическая, интеллектуальная, личностная и эмоционально-волевая готовность. Результаты исследований показывают, что важным компонентом личностного образования, рассматривается, готовность к общению и в частности речевое развитие дошкольника. Рассматривая готовность ребенка к школьному обучению как сложное многокомпонентное образование, следует отметить, что все его составляющие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, например, физическое развитие дошкольника является базой для созревания мозговых центров, в свою очередь является предпосылкой его интеллектуальной готовности. От состояния сформированности способности к волевым усилиям зависит степень произвольности и развития эмоциональной сферы ребенка. Иерархия мотивов является предпосылкой овладения произвольностью поведения, рассматривается как компонента личностной готовности и др. Начало изучения проблемы подготовки ребенка к обучению основан классиками отечественной психологии, которые внесли значительный вклад в разработку психологической концепции готовности детей к школе. Несмотря на многоплановость рассмотрения готовности детей к обучению в школе, эта проблема в настоящее время изучена все еще недостаточно.
Целью работы является освещение основных возрастных особенностей формирования учебной деятельности.
Объект исследования: учебная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Предмет исследования: особенности проявления и формирование учебной деятельности.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить дошкольный период формирования учебной деятельности;
Рассмотреть формирование успешной учебной деятельности дошкольников;
Охарактеризовать стимулирование и мотивацию формирования учебной деятельности учащихся начальных классов;
Проанализировать формирование учебной деятельности младших школьников.
Основные методы, используемые в работе: анализ, синтез, сравнительный метод.
Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность темы, ставятся цели, задачи, которые раскрыть в ходе исследования. Двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Список литературы:
1. ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Дошкольный период формирования учебной деятельности
Вопросы взаимосвязей и взаимозависимостей между различными аспектами формирования учебной деятельности детей к школьному обучению и их успехами в учебе изучены недостаточно. В частности выявлены закономерности, которые определяют успех ребенка в обучении, его способности в разновидностях деятельности. Это определило целевые установки нашего исследования. Мы исходим из предположения, что учебный материал усваивается лучше, если учтены нами ключевые компоненты готовности детей к обучению, а также обоснованные существенные зависимости и взаимосвязи между этими показателями, будут использованы в качестве основы прогнозных предположений успешности обучения, будущих школьников. В частности, результатами исследования доказано, что между мальчиками и девочками имеют место неодинаковости в механизме достижения успеха в обучении в зависимости от развития в них компонентов школьной готовности [20, с.15].
В ходе исследования выявлена сильная корреляционная связь между развитием процесса запоминания и общей успешностью, что сильнее аналогичная связь с показателями развития логического мышления. Для обработки данных исследования нами были использованы логико-комбинаторный метод, позволивший установить «коэффициенты» компонентов школьной готовности, которые определяют «степень влияния» каждого компонента готовности детей к школьному обучению [7].
Как и предполагалось, каждый показатель формирования учебной деятельности ребенка играет свою роль для успешности обучения, то есть вносит «определенный вклад» в успешность ребенка из основных учебных дисциплин. Обнаруженные компоненты готовности имеют соответствующие соотношения с успехами детей в учебе, и компоненты, которые не имеют такого соотношения и слабо коррелируются с успешностью детей. Корреляционный анализ подтвердил это предположение. Известно, что компоненты школьной готовности («характерные признаки»), вносят неодинаковый «вклад» в успешность детей из основных учебных предметов. Это подтверждает, использован нами логико-комбинаторный метод распознавания образов. Наибольшие величины «весомых коэффициентов» были обнаружены в таких показателях готовности как организованность детей, развитие запоминания и отношение ребенка к учебной ситуации. Как оказалось, значительное влияние на то, какой комбинацией оценок по основным учебным дисциплинам будет определена успеваемость детей, играет половая принадлежность ребенка. Этот параметр школьной готовности не является показателем развития интеллектуальной сферы, однако величина «коэффициента» данного признака выше, чем величины «коэффициентов» интеллектуальных компонентов школьной готовности (логического мышления и запоминания).
Как отмечала Коджаспирова, развитие у детей способности управлять своим поведением является одним из самых основных «компонентов» готовности к школьному обучению. Наше исследование экспериментально это подтверждает [8, с.47]. Произвольность становится фундаментальным достижением к концу дошкольного возраста. В. Загвязинский [3, с. 145] называл эту характеристику возникновением «произвольного использования самим ребенком своих возможностей». С нашей точки зрения, возможно, расширить семантическое поле понятия «произвольность». Поэтому используем понятие «организованность», которое увеличивает диапазон содержания данного компонента школьной готовности и включает в себя ряд характерологических, связанных с немотивированностью поведения, типичных для первоклассников, а именно: умение упорядочить свои действия, дисциплинарные характеристики, которые проявляются в межличностном общении, и усердие и умение планировать свою деятельность.
Как показали результаты исследования, такие компоненты, как логическое мышление и запоминание, которые являются показателями развития интеллектуальной сферы ребенка, существенно влияют на итоговую успеваемость детей младших классов.