Курсовая теория на тему Основные условия при подборе граждан к негласному сотрудничеству
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН КАК ИНСТРУМЕНТ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5
1.1 Понятия «содействие» и «оперативно-розыскная деятельность». Мотивация граждан к негласному сотрудничеству. 5
1.2 Особенности, виды и формы работы с негласными информаторами 13
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ПРИВЛЕЧЕНИЯ К НЕГЛАСНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ 20
2.1 Основания для привлечения граждан к участию в оперативно-розыскной деятельности 20
2.2 Привлечение граждан к негласному сотрудничеству 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
Введение:
На сегодняшний день на проблему исследования и оценку психологических особенностей граждан, участвующих в оперативном розыске, обращают внимание многие отечественные юристы и психологи.
Термин «негласное сотрудничество» граждан с правоохранительными органами выражает общественную сущность, характеризованные качества, связи, отношения, духовно-нравственный мир. Постигнуть поведение кандидата в информаторы невозможно без подлинных знаний психологии личности, психологических механизмов и мотивов, социально-психологических явлений и процессов, а зачастую психиатрических факторов.
Работники оперативных подразделений содействуют наиболее успешному раскрытию правонарушений, если в полной мере учитывают психологические особенности тех или иных граждан, участвующих в оперативно-розыскной деятельности.
Психологическое изучение личности граждан, участвующих в оперативно-розыскной деятельности, содержит в себе постижение его внутреннего мира: потребности, мотивы поступков и поведения, общие особенности характера, эмоционально-волевая сфера, способности, индивидуальные особенности умственной деятельности, высшие психические функции.
Актуальность данного исследования заключается в значимости психологии оперативно-розыскной деятельности. В исследования особенностей привлечения граждан к негласному сотрудничеству с оперативными подразделениями и правоохранительными органами внесли свой вклад А.А. Бодалев, Т. Борисов, А. Демин, М.Н. Дронов, В.М. Землянов, К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, Г.К. Синилов.
Цель исследования: выделение основных условий отбора граждан к негласному сотрудничеству.
Объект исследования: негласное сотрудничество граждан с сотрудниками оперативных подразделений.
Предмет исследования: условия негласного сотрудничества граждан с сотрудниками оперативных подразделений.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть понятие оперативно-розыскной деятельности;
2) Выделить мотивы граждан к негласному сотрудничеству с оперативными подразделениями;
3) Перечислить особенности, виды и формы работы с негласными информаторами;
4) Проанализировать основания для привлечения граждан к участию в оперативно-розыскной деятельности;
5) Рассказать об особенностях поиска и вербовки информаторов.
Заключение:
Итак, была доказана актуальность негласного сотрудничества граждан с оперативными подразделениями.
В ходе исследования было рассмотрено понятие оперативно-розыскной деятельности, выделены такие мотивы граждан к негласному сотрудничеству с оперативными подразделениями, как мировоззренческие побуждения, корыстные стремления, жажда мщения за обиды, боязнь разоблачения, регулярное унижение тех или иных переживаний национального или религиозного характера, разочарование собственным положением в связи с карьерными стремлениями, непритворное стремление к разоблачению криминальных авторитетов. Перечислены способы удержания собственных информаторов, к которым относятся хорошее материальное вознаграждение, оказание поддержки в решении появляющихся у информатора проблем, создание впечатления у информатора о ценности его работы. Выделены виды содействия граждан с органами, реализующими оперативно-розыскную деятельность: гласное, анонимное, негласное (конфиденциальное). К общим условиям привлечения граждан к негласному сотрудничеству относятся привлечение только отдельных (физических) лиц, добровольность сотрудничества, сотрудничество с сохранением сведений об информаторе в тайне.
Таким образом, были выполнены поставленные задачи, а значит, цель, заключающаяся в выявлении основных условий отбора граждан к негласному сотрудничеству, была достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. СОДЕЙСТВИЕ ГРАЖДАН КАК ИНСТРУМЕНТ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
1.1 Понятия «содействие» и «оперативно-розыскная деятельность». Мотивация граждан к негласному сотрудничеству.
Анализ специальной литературы обнаружил, что на сегодняшний день нет единства взглядов на определение термина «содействие». Сравнение статей нормативно-правовых актов позволяет сформулировать вывод о выделении законодателем двух терминов – «содействие» и «сотрудничество», характеризуя применение сотрудниками оперативных подразделений органов, реализующих оперативно-розыскную деятельность, поддержки отдельных граждан .
Согласно толковому словарю русского языка: «содействие – это участие кого-либо в чьих-либо делах для того, чтобы оказать помощь в какой-либо деятельности. В свою очередь, сотрудничество подразумевает причастность отдельных лиц к реализации какой-либо деятельности, являющаяся «общим делом» и выполняемая лицами совместно» .
Таким образом, базируясь на указанных основных принципах, формулируются следующие выводы:
— понятия «содействие» и «сотрудничество» близки по своему смыслу, но первое из них наиболее ёмкое;
— содействие оказывается вне рамок сотрудничества;
— термин «содействие» в широком значении является совокупностью гласных, негласных и анонимных взаимоотношений;
— под содействием и сотрудничеством в узком значении законодателем подразумеваются виды вовлечения граждан в решение задач по искоренению преступности .
Равным образом содействие подразумевает оказание поддержки в чём-либо при наличии устного соглашения либо без него, а сотрудничество является документально оформленным совместным участием в оперативно-розыскной деятельности, являющееся возмездным.
Учитывая тот факт, что негласное содействие граждан организует оперативно-розыскная деятельность, для его освоения следует рассмотреть, что такое оперативно-розыскная деятельность.
Согласно закону об оперативно-розыскной деятельности: «Оперативно-розыскную деятельность называют видом деятельности, осуществляемым открыто или секретно государственными оперативными органами в рамках их полномочий. Оперативно-розыскные мероприятия проводятся для того, чтобы защитить жизнь и здоровье, права и свободу человека и гражданина, собственности, обеспечить государственную и общественную безопасность от криминальной активности» .
Негласное сотрудничество граждан с оперативными подразделениями в реализации оперативного розыска деятельности обусловливается:
А) наличием реальных опасностей для государства. Опасности возникают и реализуются в виде подпольной и противоправной деятельности;
Б) секретным характером планирования и совершения преступления и сокрытия его следов;
В) свойственным содержанием задач, выполняемых органами правопорядка и оперативными подразделениями по выявлению предположительных угроз безопасности государства, признаков планируемых, совершаемых и совершенных преступлений, а также их своевременным предупреждением и пресечением .
Серьезный характер криминальных действий, использование нелегальных методов при планировании и совершении преступлений вынуждают органы правопорядка и оперативные подразделения в большей степени привлекать граждан к негласному сотрудничеству. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» гласит: «В оперативно-розыскной деятельности участвуют гражданские лица, которые оказывают содействие оперативным подразделениям. Соглашаясь, данная категория людей вовлекается в подготовку и проведение оперативно-розыскного мероприятия» .
Привлечение людей к негласному сотрудничеству зависит от компетентности работников оперативных подразделений, и их использование организуется для выполнения задач конкретных направлений работы оперативных подразделений. Органам, реализующим оперативный розыск, строго запрещается применять негласное сотрудничество с гражданскими лицами в целях, не зарегистрированных в нормативно-правовых актах.
Обязательное условие негласного сотрудничества гражданских лиц с органами, реализующими оперативный розыск, – это их обязанность сохранять секретную информацию, добытые в ходе планирования и организации оперативно-розыскного мероприятия. Данное условие возникает из самой сути негласного сотрудничества, состоящее в скрытом характере деятельности органов, реализующих оперативный розыск, и в сведениях, являющиеся государственной тайной, разглашение которой запрещено законом. С другой стороны, люди, которые сотрудничают с сотрудниками оперативных подразделений, располагают информацией, разглашение которой может подставить под угрозу планирование и организацию оперативного розыска, а также государственную безопасность .
Поэтому информация об оперативном розыске не ограничивается данными, являющимися государственной тайной, а предполагает наиболее обширные данные конфиденциального характера, которые необходимо сохранить в тайне.
В ходе содействия гражданских лиц органам правопорядка и оперативным подразделениям они обязаны докладывать объективную оперативно значимую информацию. Предоставляемая информация не должна являться заведомо ошибочной.
Поскольку сотрудничество предполагает заключение контракта, то этим непредвзято фиксируется согласие на участие физического лица в планировании и организации оперативно-розыскного мероприятия. Согласие при содействии граждан на бесконтрактной основе определяется: личной беседой с оперативником, исполнения формального поручения, позволяющего понять его смысл и роль в нем надлежащего лица, неоднократного выполнения заданий или приказов, дающие основу для вывода о характере выполняемых действий .
Данный подход позволяет исключать замену содействия от иных форм участия граждан в оперативно-розыскных мероприятиях или предоставления информации, способствующей обнаружению и раскрытию правонарушения. Например, допрос свидетеля на месте события не является содействием субъектам оперативно-розыскной деятельности .
На практике зачастую появляются обстоятельства, при которых гражданские лица подают в органы правопорядка заявления без желания разглашать личную информацию, или с сокрытием правды об их присутствии в правоохранительных органах, и со сведениями, значимыми, по их мнению, для практических работников. Подобная помощь не является доверительным содействием. Если анализировать такое участие в оперативном розыске как содействие, то каждый гражданин, обратившийся в правоохранительные органы с заявлением, попадает в категорию содействующих граждан. Данный подход представляется ошибочным, так как:
1) Информация, поступающая от гражданина, служащая поводом к возбуждению уголовного дела, не считается информацией доверительного характера;
2) Гражданин, предоставивший информацию, осуществляет задачи, не имеющие отношение к оперативному розыску;
3) Направление добычи информации в оперативно-розыскной деятельности исходит в основном от сотрудника оперативного подразделения, определяя ценность полученной информации и оценивая соответствующие факты;
4) Определённую и подлинную информацию субъектам оперативно-розыскной деятельности могут предоставлять не только содействующие граждане .
Необходимо подчеркнуть, что информаторы являются основным средством, используемые контрразведкой в своей деятельности. Все прочие средства носят вспомогательный характер. Оперативным сотрудникам необходимо постоянно вербовать их, привлекать к сотрудничеству, целенаправленно использовать. Выделяются три основные группы :
А) Агенты – секретные информаторы, непрерывно оказывающие непосредственное содействие разведке на доверительной основе;
Б) Доверенные лица – информаторы, регулярно поддерживающие связи с оперативными сотрудниками разведки – гласные по форме, но подпольные по содержанию. Сущность этих связей заключается в сохранении характера и содержания принимаемой информации втайне от окружающих.
В) Оперативные контакторы являются источниками информации, которые используются вслепую и периодически, а не регулярно.
Поиск, наём, применение трёх групп информаторов – это более тонкий аспект оперативной деятельности. Таким образом, неверный выбор информатора может обернуться не только индивидуальной трагедией гражданского лица, желающего сотрудничать с оперативными подразделениями, но и полным провалом тщательно спланированной операции.
Образованию информационной «паутины» предшествует отчетливое определение необходимости их наличия на том либо ином участке. Если необходимость в информаторах по-настоящему существует, начинается поиск кандидатов для найма.
В.М. Землянов утверждает: «Первоначальный этап подобного поиска включает в себя изучение биографической, анкетной информации и составление психологического досье. Кроме того, крайне важно добывать информацию о возможных агентах из чужих источников, например, по месту проживания, нынешней и предыдущей работы. Информация добывается посредством существующих агентов и доверенных лиц. В процессе добычи информации оперативный сотрудник разведки реализует маскировочный опрос соседей и коллег возможного кандидата о его поведении, отношении к деньгам, увлечении алкоголем и наркотиками, наличии нарушений психики или поведения сексуального характера» .
С объектами опроса проводят беседу в неформальной обстановке. Хорошим приёмом является диалог о полагаемом повышении возможного сотрудника по карьерной лестнице, либо о каком-то поощрении. Опрашиваемый человек воспринимает разговор как нечто должное и с удовольствием высказывает свою точку зрения. А если об этом разговоре узнаёт возможный кандидат, он вероятнее всего будет польщен, чем обеспокоен таким интересом к себе.
Тем не менее, необходимо учитывать, что обычно в таких интервью значительно доминирует или положительная, или отрицательная информация. Между тем, многие люди не являются ни ангелами, ни демонами. Поэтому ко всей извещаемой информации нужно подходить с критикой и отделять высказываемые сведения от эмоционального оценивания, образцов в социальном и психологическом плане, различных предрассудков.
На основании добытых этим образом фактов составляется предварительный психологический портрет возможного информатора. Далее требуется уточнение этого портрета и его «углубление». Для данной цели необходимы следующие действия :
А) Установка прямого контакта с кандидатом в информаторы и доскональное изучение его личности в ходе общения;
Б) Оценка перспективности привлечения потенциального кандидата к сотрудничеству;
В) Вербовка кандидата, либо отказ от неё, в случае непригодности кандидата использования.
В процессе привлечения гражданского лица к негласному сотрудничеству необходимо определить мотивацию сотрудничества, так как она является естественной причиной поведения потенциального информатора. Мотив является, в первую очередь, осмысленным внутренним побуждением личности к обусловленному поведению, стремящемуся к достижению какой-либо цели, удовлетворяющей личностные потребности. Мотивация имеет чрезвычайно сложный механизм, являющийся совокупностью потребностей, ожиданий, стимулов, установок. Разумеется, основными потребностями выступают притязания и ожидания. Перечень мотивов, в силу которых граждане идут на сотрудничество с разведкой, достаточно обширен. К ним относятся мировоззренческие побуждения, корыстные стремления, жажда мщения за обиды, зависть, боязнь разоблачения, регулярное унижение тех или иных переживаний национального или религиозного характера, разочарование собственным положением в связи с карьерными стремлениями, авантюризм, честолюбие, одиночество, гипертрофированное увлечение хобби, непритворное стремление к разоблачению криминальных авторитетов. Это могут быть потребности в самоутверждении, уважении окружающих, автономности и свободе, стремление в определенной мере к удовлетворению собственных амбиций .
Среди способов мотивации отмечается наличие принудительной мотивации, основывающейся на применении власти и угрозы, являющейся проявлением безнравственности. В случае согласия на сотрудничество подобными способами, содействие в работе будет недолговременным, бесперспективным и опасным, из-за вероятности намеренной дезинформации и прочих негативных последствий.
Исходя из вышесказанного, следует сформулировать вывод о том, что содействие подразумевает оказание поддержки в чём-либо при наличии устного соглашения либо без него, а сотрудничество является документально оформленным совместным участием в оперативно-розыскной деятельности, являющееся возмездным.
Оперативно-розыскную деятельность называют видом деятельности, осуществляемым открыто или секретно государственными оперативными органами в рамках их полномочий. К мотивам граждан к сотрудничеству с оперативниками относятся: корыстные стремления, жажда мщения за обиды, боязнь разоблачения, регулярное унижение тех или иных переживаний национального или религиозного характера, разочарование собственным положением в связи с карьерными стремлениями, непритворное стремление к разоблачению криминальных авторитетов.