Курсовая теория Педагогика/Психология Социальная психология

Курсовая теория на тему Основные точки зрения на предмет социальной психологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Социальная психология как отрасль психологической науки 4
1.1. Определение предмета социальной психологии 4
1.2. Выделение социальной психологии в самостоятельную область знания 14
1.3. Дискуссии о предмете социальной психологии 16
Глава 2. Основные задачи и предмет социальной психологии 22
2.1.Задачи социальной психологии 22
2.2. Современные представления о предмете социальной психологии 23
2.3. Отличие социологии от социальной психологии 25
2.4 Общественное мнение как предмет изучения социальной психологии 27
Заключение 31
Список литературы 32

 

  

Введение:

 

Введение
Социальная психология — относительно молодая гуманитарная наука, которая в последнее время динамично развивается. Социально-психологические знания имеют богатую и интересную историю и широкое прикладное значение в различных сферах жизни современного общества.
Социальная психология — наука, которая изучает механизмы и моде-ли поведения и деятельности людей в связи с их включением в социальные группы и сообщества, а также психологические характеристики этих групп и сообществ
Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология — как отрасль этой науки, занимающаяся челове-ческим взаимодействием. Основной задачей науки является установление общих законов посредством систематического наблюдения. Социальные психологи разрабатывают такие общие законы для описания и объяснения человеческого взаимодействия. Это традиционное видение научного пра-ва повторяется в той или иной форме во всех фундаментальных интерпре-тациях целей и задач психологической науки. DiRenzo (1966) пишет, что «полное объяснение» в поведенческих науках — это объяснение, которое наделено статусом неизменного закона». Krech, Crutchfild и Ballachey (1962) подчеркивают, что «независимо от того, интересуемся ли мы соци-альной психологией как фундаментальной или прикладной наукой, она основана на определенном наборе научных принципов». Джонс и Дже-рард (1967) подтверждают эту точку зрения: «Наука стремится понять факторы, определяющие устойчивые связи между явлениями». По словам Миллса (Mills, 1969), «социальные психологи хотят раскрыть причинно-следственные связи, чтобы установить основные принципы, объясняющие социально-психологические явления»
Сама комбинация слов «социальная психология» указывает на осо-бое место, которое эта дисциплина занимает в системе научных знаний. Возникшая на стыке наук — психологии и социологии, социальная психоло-гия по-прежнему сохраняет свой особый статус, что приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин вполне готова включить ее в каче-стве неотъемлемой части. Такая неоднозначность в положении научной дисциплины имеет много разных причин. Основным является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы только совместными усилиями двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое социальное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку социальные модели по-являются только через деятельность людей, а люди действуют, наделенные сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельно-сти людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связи общения и взаимодействия, и их анализ невозможен вне системы психоло-гических знаний.
Объект исследования – социальная психология.
Предмет исследования – предмет и задачи социальной психологии.
Цель курсовой работы – исследовать предмет и задачи социальной психологии.
Задачи работы:
1. Изучить предмет и задачи социальной психологии.
2. Рассмотреть место социальной психологии в системе наук.
3. Изучить общественное мнение как предмет социальной психоло-гии.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Социальная психология — это отдельная область, сформированная из социологии и психологии, которая предлагает себя в качестве устройства, построенного из предыдущих компонентов, для решения определенных вопросов в их практической части.
Само понятие социальной психологии как отдельной самостоятель-ной науки появилось в конце XIX века.
Именно в этот период специалисты из разных областей начали ана-лизировать явления, возникающие в обществе, и поведение отдельного че-ловека в условиях влияния других личностей, которые составляют боль-шинство.
Это стало началом исследований по выявлению социально-психологических научных проблем.
Однако то, что считается предметом социальной психологии, экс-перты интерпретируют немного неоднозначно.
Например, если личность человека рассматривается в рамках обще-ства, то в этом контексте предметом исследования является отдельная лич-ность в обществе.
Социальная группа рассматривается как функциональная единица, в которой коллективное сознание, его отношение к реальности и убежде-ниям имеют особое значение. В этом случае предметом изучения социаль-ной психологии являются социальные группы в обществе.
Цель исследования была достигнута путем решения следующих за-дач:
1. Изучены предмет и задачи социальной психологии.
2. Рассмотрено место социальной психологии в системе наук.
3. Изучено общественное мнение как предмет социальной психоло-гии.

 

Заключение:

 

Введение
Социальная психология — относительно молодая гуманитарная наука, которая в последнее время динамично развивается. Социально-психологические знания имеют богатую и интересную историю и широкое прикладное значение в различных сферах жизни современного общества.
Социальная психология — наука, которая изучает механизмы и моде-ли поведения и деятельности людей в связи с их включением в социальные группы и сообщества, а также психологические характеристики этих групп и сообществ
Психология обычно понимается как наука о человеческом поведении, а социальная психология — как отрасль этой науки, занимающаяся челове-ческим взаимодействием. Основной задачей науки является установление общих законов посредством систематического наблюдения. Социальные психологи разрабатывают такие общие законы для описания и объяснения человеческого взаимодействия. Это традиционное видение научного пра-ва повторяется в той или иной форме во всех фундаментальных интерпре-тациях целей и задач психологической науки. DiRenzo (1966) пишет, что «полное объяснение» в поведенческих науках — это объяснение, которое наделено статусом неизменного закона». Krech, Crutchfild и Ballachey (1962) подчеркивают, что «независимо от того, интересуемся ли мы соци-альной психологией как фундаментальной или прикладной наукой, она основана на определенном наборе научных принципов». Джонс и Дже-рард (1967) подтверждают эту точку зрения: «Наука стремится понять факторы, определяющие устойчивые связи между явлениями». По словам Миллса (Mills, 1969), «социальные психологи хотят раскрыть причинно-следственные связи, чтобы установить основные принципы, объясняющие социально-психологические явления»
Сама комбинация слов «социальная психология» указывает на осо-бое место, которое эта дисциплина занимает в системе научных знаний. Возникшая на стыке наук — психологии и социологии, социальная психоло-гия по-прежнему сохраняет свой особый статус, что приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин вполне готова включить ее в каче-стве неотъемлемой части. Такая неоднозначность в положении научной дисциплины имеет много разных причин. Основным является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы только совместными усилиями двух наук: психологии и социологии. С одной стороны, любое социальное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку социальные модели по-являются только через деятельность людей, а люди действуют, наделенные сознанием и волей. С другой стороны, в ситуациях совместной деятельно-сти людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связи общения и взаимодействия, и их анализ невозможен вне системы психоло-гических знаний.
Объект исследования – социальная психология.
Предмет исследования – предмет и задачи социальной психологии.
Цель курсовой работы – исследовать предмет и задачи социальной психологии.
Задачи работы:
1. Изучить предмет и задачи социальной психологии.
2. Рассмотреть место социальной психологии в системе наук.
3. Изучить общественное мнение как предмет социальной психоло-гии.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Социальная психология как отрасль психологической науки
1.1. Определение предмета социальной психологии
Социальная психология — это научное исследование того, что думают люди, как они влияют друг на друга и как они связаны друг с другом. Социальная психология является вспомогательной отраслью социологии и психологии, которая стремится быть более индивидуальной по своему со-держанию и более экспериментальной по своим методам, чем другие обла-сти социологии. По сравнению с психологией личности социальная пси-хология меньше ориентирована на различия между людьми и больше — на то, как люди обычно оценивают друг друга и влияют друг на друга. Со-циальная психология — экзогенная наука; это показывает, как социальные условия влияют на поведение. Посмотрим, как трактуется определение со-циальной психологии в учебнике Андреева Г.М. «Социальная психология — это отрасль психологической науки, которая изучает модели поведения и деятельности людей в связи с их включением в социальные группы, а так-же психологические характеристики самих этих групп».
Отечественная социальная психология открывает свою новейшую историю с 1962 года, когда на кафедре психологии Ленинградского уни-верситета была открыта первая в стране лаборатория социальной психо-логии. Начиная с этой даты, особенно в последние годы, поток литерату-ры социально-психологического содержания увеличился.
Несомненно, количество переведенных публикаций в Западной Ев-ропе и США выросло. Можно даже утверждать, что на Россию обрушил-ся поток публикаций, монографий, а также сборников, охватывающих не только узкие, но и широкие вопросы на различные темы. [2]
Важное место занимает учебник Д. Майерса, который для многих американских студентов является первой книгой, знакомящей их с основа-ми социально-психологического знания. Работа Д. Майерса по социаль-ной психологии очень своеобразна.
Автор трактует социальную психологию в основном в рамках когни-тивизма, ссылаясь исключительно на интересные данные, полученные им и его ближайшими коллегами в области межличностных знаний и социаль-ного воздействия.
Сила учебника Д. Майерса заключается в ориентации автора на практическое использование социально-психологических знаний.
Многие страницы книги посвящены применению социальной психо-логии в юриспруденции, медицине и практике разрешения социальных конфликтов. Но, несмотря на уже положительно выраженную точку зре-ния на этот счет профессора А.Л. Свеницкого, мы, в свою очередь, попы-таемся дать характеристику этого учебника, сравнивая его в некоторых отношениях с нашими отечественными, такими как «Социальная психоло-гия» под редакцией Г. М. Андреева, «Социальная психология» под ре-дакцией А. В. Петровского и «Психология общения» М. И. Станкина.
Активная дискуссия на тему социальной психологии развернулась в конце 1950-х и начале 1960-х годов. XX век. Эта дискуссия была вызвана двумя важными обстоятельствами:
1) возрастающие требования практики;
2) изменения, произошедшие в области самой психологической науки.
Советская психология окрепла, появились квалифицированные кад-ры, возросло количество и качество теоретических и практических иссле-дований. Обсуждение было инициировано статьей А. Г. Ковалева (1959), в которой были рассмотрены два основных вопроса:
1) понимание предмета социальной психологии и круга его задач
2) связь социальной психологии с психологией, с одной стороны, и социологией, с другой.
Не существует общепринятого представления о предмете социальной психологии. Это связано с высокой сложностью социально-психологических явлений, фактов и закономерностей. Поэтому каждое психологическое направление выделяет свой круг ведущих проблем.
Существует два основных подхода к предмету социальной психоло-гии.
Первый понимает социальную психологию как науку о массовых яв-лениях психики. Второй — основной предмет исследования — личность. В процессе обсуждения был определен третий подход, рассматривающий социальную психологию как науку, которая изучает как массовые психи-ческие процессы, так и положение индивида в группе.
Подводя итог существующим различным определениям, мы можем сказать следующее: социальная психология — это раздел психологической науки, который изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности индивидов в силу их включения в социальные со-общества, а также психологические характеристики этих сообществ.
Из определения следует, что предметом социальной психологии яв-ляются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и дея-тельности отдельных лиц и групп, связанные с их включением в социаль-ные сообщества.
По мнению А. Н. Сухова, А. А. Бодалева и др., существует подход, разделяющий предмет теоретической социальной психологии (изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления соци-ально-психологических явлений на макро, среднем и микроуровнях в раз-личных областях, в нормальных, сложных и экстремальных условиях) и предмет прикладной социальной психологии (модели психодиагностики, консультирования и использования психотехнологий в области социально-психологических явлений).
Сфера собственных интересов социальной психологии видна доста-точно четко, что позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии. [7]
Просматривая учебник Андреева Г.М. Социальная психология, мы не охотно сталкиваемся с очень конкретными названиями параграфов, та-кими как: «обсуждение предмета социальной психологии, социальной пси-хологии и проблем общества», мы находим такие громкие фразы, как «сфера собственных интересов». Социальная психология видна достаточ-но четко, что позволяет выделить ее как из проблем социологии, так и из проблем общей психологии.
В свою очередь, учебник Д. Майерса не стал бы стремиться привлечь внимание к такому конкретному языку, и следовательность изложения идет очень плавно «из раздела в раздел». По мнению исследователя, Дэвид Майерс совершенно справедливо поставил социальную психологию с фразы Артура Конан Дойла: «Вы никогда не можете предсказать, что сде-лает любой из нас, но вы можете назвать средний. Частные лица могут ме-няться, но процент остается постоянным». Социальная психология сталки-вается с двумя противоречивыми критическими замечаниями.
Во-первых, это тривиально, поскольку добавляет очевидное, а во-вторых, это опасно, потому что его результаты могут быть использованы для манипулирования людьми. Самый интересный в этой главе «ошибка задних сторон», или, другими словами, феномен «я знал это!» с точки зрения только представления информации и «ходьбы», то есть объясняют последствия этого явления. Давать достаточно убедительных примеров из различных источников, даже из политики Д. Майерс не только мотивирует проблему, но и заставляет задуматься. Способы представления материала очень восприимчивы к запоминанию, поскольку он подкреплен, как уже упоминалось выше, «убедительным рядом убедительных примеров».
Большинство социально-психологических исследований относится либо к корреляционным, либо к экспериментальным.
Корреляционные исследования, для которых иногда используют ме-тод систематического опроса, выявляют взаимосвязь между переменными, такими как уровень образования и доход.
Ставя опыты социальных психологов, иногда создают ситуации, влияющие на эмоции людей. В этом случае они обязаны следовать про-фессиональным правилам и правилам: получить согласие от людей, зна-комых с предметами, следовать принципу «не навреди», когда экспери-мент завершен полностью, следует воспрепятствовать любому временному обману.
Социальные психологи объединяют свои идеи и экспериментальные данные в теории. Лабораторные эксперименты позволяют нам проверять идеи – опираться на факты из жизненного опыта, а затем применять прин-ципы и результаты в реальном мире.
Одним из наиболее важных столпов этой науки является понятие са-мооценки. «Кто я?» «Почему я должен?» «Однако, с кем я живу?». Как культура формирует по-вашему чувство «я»? Кто ты? Вы — уникальное и сложное творение и можете завершить предложение «Я …», элементы ва-шей самооценки, то есть конкретные убеждения, с помощью которых вы определяете, кто вы есть, являются вашей Я-структурой.
Структуры — это ментальные модели, с помощью которых мы орга-низуем нашу жизнь. Они влияют на то, как мы принимаем, запоминаем и оцениваем других людей и самих себя. Осмысление как я влияю на па-мять, явление, известное как «эффект от обращения к себе».
Когда информация применима к нашим Я — концепциям, мы быстро ее обрабатываем и хорошо запоминаем. Эффект отсылки к себе иллю-стрирует наиболее значимый факт жизни: ощущение себя лежит в основе нашего мира.
Отношение к себе обычно является центральным элементом, мы пе-реоцениваем степень, в которой поведение других людей направлено на нас. И часто берут на себя ответственность за события, в которых мы иг-раем лишь небольшую роль. [12]
Наша самооценка включает в себя не только нашу веру в то, кем мы являемся сейчас, но и в то, кем мы можем стать — в наши возможные Я. Они воплощают то, как мы видим себя в наших снах — я богат, я худ, я страстно любил и любил Я.
Они также содержат меня, которого мы боимся стать безработным, я болею, я отстала в школе Я, что у меня есть мотивация для достижения конкретной цели — жить, к чему мы стремимся.
Д. Майерс поднимает вопрос «делает ли я-концепцию более индиви-дуальной, когда Восток встречается с Западом».
У японских студентов, которые пошли на обмен и пробыли семь ме-сяцев в университете Британской Колумбии, повысилась самооценка. У выходцев из Азии, проживающих в Канаде длительное время, самооценка выше, чем у недавних иммигрантов и тех, кто живет в Азии.
Самооценка — всесторонняя самооценка которая влияет на то, как мы оцениваем, — выявление ее собственных характеристик и способностей. Самопознание, однако, имеет слабые стороны. Мы часто не знаем, почему вы так себя ведете, а не иначе. Люди различаются в своих самооценках.
Некоторые, особенно в индивидуалистических западных культурах, принимают концепцию, независимую от других. Другие, часто в Азии и культурах стран третьего мира, взаимозависимы с другими. Эти противо-положные идеи способствуют культурным различиям в социальном пове-дении. Высокая самооценка также приносит дивиденды.
Дополнительные исследования локуса контроля и приобретенной беспомощности включили Альберта Бандуру в концепцию, называемую концепцией самоэффективности.
Люди с высоким коэффициентом полезного действия более стойкие, менее тревожные и менее склонные к депрессии, учатся лучше. Хотя пси-хологические исследования и интерпретация эффективности являются но-выми, сфокусируйтесь на личной ответственности за свою жизнь, и рас-крытие их потенциала не ново.
Тема «Ты можешь это сделать» — бессмертная американская идея. При обработке информации, относящейся к самому себе, вторгается в предложение. Мы готовы простить его неудачи, принять наши успехи и во многих отношениях считаем себя выше среднего.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы