Курсовая теория на тему Основные свойства личности безопасного типа поведения, формируемые в процессе обучения курсу ОБЖ.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ 6
КАК ВНУТРЕННЯЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 6
1.1 Деятельность по обеспечению безопасности 6
1.2 Потребность в безопасности по теории А. Маслоу 7
ГЛАВА 2 ТИПЫ ЛИЧНОСТИ, ХАРАКТЕРИСТИКИ ИХ ПОВЕДЕНИЯ, 10
РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА 10
2.1 Типы личности и поведения 10
2.2 Конструктивный и деструктивный режимы функционирования человеческого сообщества 11
ГЛАВА 3 ЛИЧНОСТЬ БЕЗОПАСНОГО ТИПА ПОВЕДЕНИЯ 16
3.1 Понятие личности безопасного типа поведения, основные компоненты, характеризующие ее поведение. Типологические черты личности безопасного типа поведения 16
3.2 Социальные и психофизиологические характеристики личности безопасного типа поведения 21
ГЛАВА 4 ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ 26
4.1 Возрастные особенности безопасного поведения дошкольника 26
4.2 Особенности формирования личности безопасного типа поведения, характерные для учащихся школ и студентов 28
ВЫВОДЫ 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 43
Введение:
Полноценное развитие и самореализация личности невозможны без реализации одной основных потребностей человека – потребности безопасности. Сегодня современный мир человеку для самореализации предоставляет огромные возможности. Однако наличие массы проблем и рисков, к которым незрелая, формирующаяся личность ребенка особенно чувствительна, также является отличительной чертой современного мира. Нарастание явлений отчуждения и одиночества, психологический стресс, нарушение социальных взаимодействий, снижение энергичности и жизнестойкости у подрастающего поколения имеют причиной различные факторы. К ним можно отнести и повсеместное распространение современных технологий, и информационную избыточность, и экологические проблемы больших городов.
Чувство беспомощности при необходимости самостоятельно решать жизненные проблемы, выстраивать отношения у детей и подростков связаны с тем, что многие нравственные ориентиры были дискредитированы, а межличностные отношения, имеющие в своей основе потребительские ценности, отличаются неоднозначностью и противоречивостью.
При этом возникают следующие риски:
• продолжающаяся утрата влияния традиционных социальных институтов, в том числе семьи, замещение ее интернет — сообществом и детско-подростковыми субкультурами;
• усиление агрессивных проявлений в межличностных отношениях, в частности в образовательных учреждениях;
• поведение взрослых деструктивного образца;
• ухудшение показателей здоровья детей.
Необходимой средой существования человека являются комфортные и удобные условия проживания в цивилизации, а одним из главнейших факторов обеспечения личной безопасности каждого человека и общества в целом в современном мире является безопасное поведение. Непрерывный ход формирования способов безопасного поведения сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Важный период в жизни каждого – период обучения в школе имеет огромное значение в связи с тем, что становление человека как личности, а также формирование основ здорового образа жизни происходит именно в этом возрасте.
Задача формирования навыков безопасного поведения школьников — одна из важнейших задач, решение которой возложено на педагогическое сообщество. Большая ответственность, возлагаемая на общеобразовательную школу не только за процесс обучение детей и подростков, но и за формирование у них культуры здоровья, здорового образа жизни, предполагает как результат формирование целостной личности с активным творческим отношением к миру.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на формирование у учащихся:
сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
усвоение знаний и умений распознавать и оценивать критические ситуации;
вырабатывать верные алгоритмы действий в них, оказывать само- и взаимопомощь.
Данный курс призван сформировать у школьников стремления и потребности в заботливом отношении к своему здоровью, имуществу, окружающей среде, национальной безопасности. Его изучение также должно способствовать организации здорового и безопасного образа жизни, закреплению знаний о технических и социальных системах безопасности.
Несомненно, выбранная тема курсовой работы является актуальной на сегодняшний день и представляет научный и практический интерес, так как оздоровление как физическое, так и моральное современного человека и общества в целом является необходимым условием укрепления государства, выступает гарантом процветания общества.
Предметом исследования являются основные свойства личности безопасного типа поведения, формируемые в процессе обучения ОБЖ. Целью курсовой работы является выявление сути понятия деятельности по обеспечению безопасности, всесторонний анализ поведения безопасного типа, а также свойств личности с данным типом поведения.
В соответствие с целью исследования в данной работе поставлены следующие задачи:
дать определение понятию деятельности по обеспечению безопасности;
раскрыть теоретическое содержание понятия личности безопасного типа поведения;
проведение анализа основных свойств личности с данным типом поведения.
Для решения поставленных задач использовались общенаучные методы теоретического исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы, учебно-программной и нормативной документации.
Заключение:
Условия обеспечения индивидуальной безопасности каждого жителя страны, национальной безопасности государства, безопасности мирового сообщества в XXI веке, обуславливают основные задачи содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Основное предназначение процесса обучения курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» — это воспитание и формирование личности безопасного типа поведения (ЛБТП), являющейся личностью, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни.
Наиболее значительными составляющими модели личности безопасного типа поведения являются:
общественно-коллективистские мотивы поведения гражданина;
заботливое отношение к окружающему среде;
грамотность во всех областях обеспечения безопасности жизнедеятельности;
наличие правовых навыков защиты от угроз природы, людей, самому себе, исходящих от внешних источников и от самого себя.
Безопасное поведение предполагает предвидение опасности, уклонение от опасности, преодоление опасности, оказание помощи.
Предвидение опасности как от природной, техногенной, социальной и прочей среды обитания, так и от собственного «я», то есть причиняемой себе, среде обитания, другим людям, является основной составляющей модели личности безопасного типа поведения.
Предвидение опасности подразумевает:
правильную оценку ситуации. Оценивается вид опасности, характер развития опасности и ее последствия, правовая направленность поведения;
организацию и планирование действий в целях недопущения влияния конкретной опасности;
формирование материальной и психологической основы для оказания содействия пострадавшим.
В весомой степени изучение дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» способствует значительному уменьшению влияния негативных факторов на жизнедеятельность личности посредством подготовки ее к преодолению отрицательных сторон реальной жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
КАК ВНУТРЕННЯЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Деятельность по обеспечению безопасности
При определенных обстоятельствах периодах потребность в безопасности приобретает первостепенное значение и начинает определять линию социального поведения человека. При этом зачастую траектория поведения человека изменяется и перестраивается. Также подвержены изменению некоторые базовые группы потребностей, психические особенности и характеристики личности. Стихийные бедствия, преступные посягательства, катастрофические явления природы и прочие чрезвычайные обстоятельства диктуют потребности в безопасности активно мобилизовать ресурсы организма человека.
Эволюционный кризис человечества, возможный, по заключениям ученых, в первой половине XXI века, также определяет обеспечение безопасности как важнейшую цель и внутреннюю потребность человека, общества, цивилизации в целом. Развитие нового мировоззрения, системы идеалов и ценностей, формирование качеств личности безопасного типа, создание общества, государства и мирового сообщества безопасного типа в целом видятся как пути достижения этой цели.
Содержание деятельности государства по обеспечению безопасности раскрывает Федеральный закон от 28.12.2010 года N 390-ФЗ (в редакции от 09.11.2020) «О безопасности».
Согласно статье 3 вышеназванного закона деятельность по обеспечению безопасности включает в себя:
• прогнозирование, выявление, анализ и оценку угроз безопасности;
• определение основных направлений государственной политики и стратегическое планирование в области обеспечения безопасности;
• правовое регулирование в области обеспечения безопасности