Курсовая теория на тему Основные разделы этических кодексов психологов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Общая характеристика профессиональной этики 4
2. Личные качества и профессиональная этика психолога 11
3. Профессиональный кодекс психолога 20
4. Несоблюдение кодекса профессиональной этики 28
Список литературы 33
Введение:
Профессиональная этика относится к разряду до сих пор мало исследованных сторон этического знания. Разные аспекты профессиональных требований к различным видам деятельности человека рассматривались в основном представителями этих профессий. Поэтому возникли и развивались такие дисциплины как этика журналиста, адвокатская этика, этика бизнеса, медицинская этика и др.
Профессиональная деятельность психолога, в какой-либо области он ни работал, отличается особенной ответственностью его перед клиентом. Что бы оказать действенную помощь психолог нуждается в доверии со стороны клиента, которое может быть достигнуто только при соблюдении определенных профессиональных этических принципов.
Целью данной работы является рассмотрение этических кодексов психологов в плане личностных качеств и профессиональных этических норм, последствия и проблемы, возникающие при их нарушении. При этом необходимо решить ряд задач: рассмотреть историю становления этики и ее принципов, понятие морали общества, содержание моральных кодексов как ее составляющей, изучить требования, предъявляемые к личности и профессиональной подготовке психолога.
Актуальность и практическая значимость работы обусловлена возрастающей ролью профессиональной этики и морали в современном обществе. Особые требования морали проявляются в тех сегментах деятельности человека, которые связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности. В работе использованы методы анализа, синтеза, классификации, обобщения и описания.
Результатом является рассмотрение основных разделов этических кодексов психологов, систематизация знаний в области профессиональной этики психолога, выделение проблем профессиональной морали и нравственности, рассмотрение последствий их нарушений.
Заключение:
Из всего выше изложенного мы видим, что психология — это сложная область профессиональной деятельности, требующая специального образования, знаний, навыков, профессионального мастерства, зачастую затрагивающая судьбы людей. Поэтому психолог в своей деятельности обязан руководствоваться определенными этическими требованиями. Большую часть мы рассмотрели в данной работе, часть требует дополнительного обсуждения. Среди них – соблюдение тайны, научная обоснованность, ненанесения ущерба, открытость результатов обследования для обследуемых, объективность выводов и эффективность предлагаемых практических рекомендаций.
Но есть два момента, без учета которых невозможно поступательное развитие общества в целом – во-первых, это профессиональное совершенствование личности, основанное на последних научных достижениях, и, во-вторых, нравственная, духовная высота человека, его морально-этические ценности.
Воспитание, социально-нравственное становление профессионально и нравственное совершенной личности является одной из сложнейших задач современности.
Эволюция человечества невозможна без выбора человеком критериев моральных ценностей и поступков. При этом особую роль играет профессиональная этика, представляющая собой слаженное взаимодействие профессионализма и моральных ценностей.
Фрагмент текста работы:
1. Общая характеристика профессиональной этики
Этика – это философская наука, объектом изучения которой является мораль. В переводе с греческого (ethos) означает «совместное жилище». В дальнейшем термин «этос» использовался в толковании «обычай, темперамент, нравы», поскольку нравы человека формируются именно в течение совместной жизни.
Понятие морали, в свою очередь, включает в себя обычаи, поступки, законы, высшие ценности, с помощью которых индивидуум проявляет себя как разумное, самосознательное и свободное существо.
В IV в. До н.э. древнегреческий философ Аристотель применяет так же прилагательное «ethicos» — «этический». Им он характеризует основные человеческие добродетели – особенности темперамента людей.
Этические нормы профессиональной деятельности формировались еще в эпоху Античности, в качестве примера можно привести клятву Гиппократа, которая явилась исходной точкой для формирования прочих профессионально-моральных кодексов.
Одним из старейших кодексов этики так же является «Афинская клятва» :
— Мы никогда не покроем позором наш город, совершив бесчестный или трусливый поступок, никогда не покинем товарищей по оружию в беде.
— Мы будем сражаться за идеалы и святыни города все вместе и каждый в отдельности.
— Мы будем чтить и выполнять законы города и сделаем все возможное, чтобы заставить относиться к ним с таким же уважением и благоговением тех, кто с ними не считается.
— Мы будем непрестанно бороться, чтобы оживить в обществе чувство гражданского долга.
В средние века существовало множество уставов, определяющих жизнь цехов в городах Европы. Они содержали ряд правил касаемых закупок, обучения, распределения заказов и т.д. За экономической составляющей ярко проступал и моральный аспект. Например, существовали ограничения на яркое украшение товара на витрине с целью переманивания покупателя, количество «зазывал» в лавку, регламентировались обязанности мастера по отношению к ученикам. Однако почти никто из философов и представителей других наук не уделял должного внимания развитию данного направления.
Мыслители Нового времени достаточно негативно оценивали нравы людей и идеалы добродетели на тот момент времени. Это дало толчок к поиску других методов обеспечения нравственности и преодолению человеческого эгоизма. Над этим работали Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах и многие другие. Одним из главных результатов этики Нового времени является попытка примирить интересы отдельного индивида и общества в целом на основании невозможности существования их друг без друга.
Особо стоит отметить идеи И. Канта и Г. Гегеля. В их трудах этика основывалась на нравственном совершенствовании личности как его духовном самопринуждении, самообуздании, ограничении непосредственных склонностей, интересов и выход за социально-природные границы живого человека.
Конец девятнадцатого – начало двадцатого века характеризовался отделением психологического познания от философии и религии, накоплением индивидуального профессионального опыта оказания психологической помощи населению, формированием внутрицеховой потребности в соблюдении определенных правил взаимодействия между специалистом и клиентом (пациентом).
У истоков этого процесса в России стояли известные специалисты, среди которых можно назвать И.М. Сеченова (поставил проблему формирования навыков), В.М. Бехтерева, И.П. Павлова, Г.И. Челпанова, Г.И. Россолимо, М.Я. Басова, А.Ф. Лазурского, А.П. Нечаева, И.Н. Шпильрейна и др.