Курсовая теория на тему Основные признаки государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
1. Государство и его основные признаки: определение, способы выражения 6
1.1 Понятие территориально политического устройства государства н классификация его форм 6
1.2 Характеристика формы государства 9
2. Особенности н основные характеристики государственного устройства Российской Федерации 12
2.1 Развитие государственного устройства Российской Федерации 12
2.2 Федеративное устройство Российской Федерации 15
2.3 Принципы Федеративного устройства современной РФ 18
Заключение 27
Список использованных источников 29
Введение:
Государственное территориальное устройство России основано на принципе федерализма. Она обеспечивает единство страны, децентрализацию государственной власти, равенство и самоопределение народов в рамках федерации.
Эта фраза конкретизирует главную задачу федерализма: обеспечить эффективность управления единым государством с большой территорией и населением через рассеивание государственной власти, а также конкретную задачу для нас — обеспечить право народов на самоопределение.
Федерализм закреплен в одном из названий нашего государства — Российской Федерации. Первая статья Конституции Российской Федерации (Основного закона) с 1992 года отсылает ее к прочному фундаменту системы. Конституционная комиссия предложила закрепить его в статье 1 «Государственный суверенитет», статье 6 «Разделение властей», статье 7 «Федеративное государство» и отдельной главе. В Конституции Российской Федерации 1993 года этот подход в основном сохранен.
При федерализме сложное государство безболезненно и полезно для партий, чтобы в его состав входили несколько более мелких субъектов, обладающих достаточной независимостью. Федерализм позволяет реализовать на практике самоопределение различных этнических и территориальных общностей, более полно учитывать их культурные, исторические и регионально-экономические особенности, осуществлять местное самоуправление более эффективно и последовательно. Федерализм предполагает, что субъекты страны согласны с государственным единством Федерации. Статьей 77 Конституции Российской Федерации установлено, что система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. Совершенствование реализации принципа разделения властей по вертикали сегодня заключается в принятии таких мер, как расширение полномочий субъектов РФ с участием в федеральном законодательном процессе, детальное регулирование согласительных процедур в процессе разрешения споров между государственными органами Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, устранение пробелов в действующем законодательстве в субъектах Российской Федерации, возникающих в отношениях между субъектами Российской Федерации, в силу того, что Консолидация указанных мер приведет к эффективной реализации положений Основного закона страны, а также повысит качество взаимодействия между федеральными и региональными органами власти.
Проблема разграничения компетенции и полномочий между Центром и субъектами Федерации в связи с отсутствием правового регулирования была и остается доминирующей в сфере федеральных отношений и региональной политики.
Таким образом, выбранная тема работы является сегодня особенно актуальной, современной и требует дальнейшего исследования и изучения.
В отечественной правовой науке разработкой обозначенной проблемы занимались известные ученые как: С.С. Алексеев, С.А. Авакьян, М.В. Баглай, Е.Н. Каменева, И.Н. Кузнецов, М.А. Нудель, М.А. Свистунова, Б.В. Щетинин, Б.С. Эбзеев и др.
Объект исследования — признаки государства.
Предметом исследования являются нормы правового регулирования устройства государства.
Целью настоящей работы является теоретический анализ основных признаков государства.
— изучить понятие и основные признаки государства;
— рассмотреть особенности н основные характеристики государственного устройства Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, в том числе системный, конкретно-логический, комплексный, а также логико-юридический и сравнительно-правовой методы исследования.
Работа состоит из ведения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
Резюмируя исследуемый материал, можно сделать вывод, что
К числу основных признаков государства относятся характеристики, которыми обладают практически все государства. Отсутствие хотя бы одного из них означает по сути отсутствие государства как такового. Рассмотрим подробно основные признаки.
Территория. Государство обладает единым территориальным пространством. К территории страны относятся не только сухопутные участки, но и прибрежные воды, воздушное пространство, недра, континентальный шельф. Эти территории, как правило, активно используются для ведения хозяйственной деятельности.
Население. К населению государства относятся все граждане, постоянно проживающие на его территории. Это могут быть представители любой национальности, которых объединяет то, что все они живут в одной стране, подчиняются ее законам, платят налоги в ее бюджет и т.д.
Суверенитет. Государственная власть является высшей властью в стране – это внутренний суверенитет. При осуществлении внешней политики суверенное государство действует самостоятельно, подчиняться требованиям других стран оно не обязано – это внешний суверенитет.
Аппарат управления. Это система органов власти, которые наделены полномочиями в случае необходимости использовать силу государственного принуждения. Имеет четко выраженную иерархическую структуру. Такая власть действует на всей территории страны и распространяется на все население.
Правовая система. Государство осуществляет законотворческую деятельность, издавая нормативные акты, являющиеся обязательными для населения.
Система правоохранительных органов.
Сюда относятся органы правосудия и правопорядка, таможенная система, а также система государственной безопасности. Эти органы наделены обширными полномочиями по применению мер принуждения.
Единая система налогов Для содержания органов государственной власти, обеспечения безопасности страны, финансирования социальной сферы (здравоохранение, наука, образование), формирования резервного фонда на случай наступления непредвиденных обстоятельств или стихийных бедствий с населения любого государства взыскиваются обязательные платежи в виде налогов.
Армия. Вооруженные силы необходимы прежде всего для сохранения территориальной целостности государства. Подавляющее большинство стран мира имеют свои армии. Однако имеются и исключения, в том числе Андорра, Панама, Коста-Рика, Федеративные Штаты Микронезии.
В настоящее время одним из важнейших вопросов в Российской Федерации является вопрос дальнейшего реформирования федеративной системы, который включает, в первую очередь, решение многих накопившихся проблем, а именно:
— Создание благоприятных условий для развития различных регионов.
— Проводить национальную политику, направленную на защиту прав каждой этнической группы, языка, культуры и безопасности проживания народов.
— Укрепление федеральных отношений между «центром» и другими регионами.
— Стремление к реальному принципу равенства субъектов Российской Федерации.
Необходимость в федеративном устройстве России не ставится под сомнение, поскольку для такой территориально большой, многонациональной страны такая форма государственно-территориального устройства способна обеспечить целостность и устойчивость государства.
Фрагмент текста работы:
1. Государство и его основные признаки: определение, способы выражения
1.1 Понятие территориально политического устройства государства н классификация его форм
Основные признаки государства:
Территориальная организация государственной власти
Наличие определенной территории — юрисдикция государства (право вершить суд и решать правовые вопросы) определена его территориальными границами. В этих границах власть государства распространяется на всех членов общества (как обладающих гражданством страны, так и не обладающих им);
Публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;
Суверенитет — верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, и организациями. Внутренний суверенитет государства существует в двух основных формах: экономической и политической. Экономический суверенитет: своя национальная валюта,таможенная служба, система сбора налогов, законы, правила и нормы хозяйственной деятельности. Политический суверенитет: государственные границы, органы государственной власти и управления, карательные органы, органы правосудия, армия.
Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия.
Монопольное право на издание правовых актов, обязательных для всех граждан и лиц находящихся в данном государстве на данный момент.
Монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы
Содержание:
Введение. 2
Глава 1. Становление и развитие
теоретико-правовых взглядов на признаки государства. 4
1.1 Становление взглядов на признаки
государства в Древнем Мире и Средних Веках. 4
1.2 Развитие концепции признаков государства
в Новое Время. 7
1.3 Основные концепции признаков государства
в современных теориях. 10
Глава 2. Признаки государства. 16
2.1 Общая характеристика признаков
государства. 16
2.2 Основные признаки государства. 19
2.3 Вторичные признаки государства. 25
Заключение. 28
Список используемой литературы.. 29
Введение:
Государство
представляет собой основной общественно-политический институт. Посредством
государства, власть имеет возможность организовывать, направлять и
контролировать совместную деятельность и отношения индивидов, общественных
групп и классов. Термин «государство» принято употреблять в двух основных
значениях. С одной стороны, государством называется так или иная страна, народ,
например, российское государство, китайское государство и т.п., соотнося каждое
из них с тем или иным обществом и его социальной организацией. Достаточно
долгое время именно такое определение государства было основным. К 16 веку
появилось другое значение термина «государство», который был обозначен в трудах
Н. Макиавелли для обозначения особой, отличной от общества структуры власти.
Государство
изучается различными общественными науками. Среди них – правоведение,
политическая история, социология, философия и т.д. Политологический аспект
изучения государства заключается в анализе его политических характеристик, а
также целей, задач, функций в современном мире.
Государство
представляет собой первый политический институт. И определяется как основной
институт политической системы общества, который обладает верховной властью,
суверенитетом, определенной территорий и осуществляет управление обществом
посредством специального механизма – государственного аппарата.
В
политической науке принято определять государство как орудие власти класса,
нации, общества, как систему учреждений, которые обладают верховной властью на
определенной территории. Таким образом, государство являться особым институтом,
который обладает верховной властью на определенной территории и обеспечивает на
ней особый социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил жизни
человека и гражданина данного государства.
Целью курсовой работы является изучение основных
признаков государства.
Поставленная
цель предполагает необходимость решить следующие задачи исследования:
1.
Изучить становление взглядов на признаки государства в Древнем Мире и Средних
Веках.
2.
Описать развитие концепции признаков государства в Новое время.
3.
Выделить основные концепции признаков государства в современных теориях.
4.
Составить общую характеристику признаков государства.
5.
Охарактеризовать основные признаки государства.
6.
Описать вторичные признаки государства.
Объектом исследования выступает становление и развитие
теоретико-правовых взглядов на государство.
Предметом исследования являются признаки государства.
Структура
работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Заключение:
Государство — уникальное произведение
человеческой цивилизации. На протяжении всей своей жизни человек зависим от
государства, ведь видит в последний оплот защиты своих прав и свобод. В
качестве платы за это государство предъявляет к человеку требования по
соблюдению определенных, не всегда несложных правил и норм (от обязанности
платить налоги, например, к обязанности прохождения срочной военной службы). В
то время, когда все другие элементы политической системы могут при разных
условиях появляться и исчезать, выполнив свои функции, государство является
необходимым на всех этапах развития человечества, выступая объединяющим
элементом, согласовывает различные общественные интересы ради слаженного
решения общих дел и поступательного движения вперед.
С точки зрения обязательности для
признания того или иного явления государством все признаки государства можно
разделить на: обязательные, то есть те, которые присущи любым государствам
независимо от формы, типа, стадии развития и т.п., и факультативные, то есть
наличие которых не обязательно; отличные, то есть такие признаки, которые
отличают государство от других подобных и однородных социальных явлений
(институтов). Другими словами, это особенности, которые присущи исключительно
государству, как специфическом социальному явлению.
При этом следует заметить, что несмотря на
разнообразие подходов к пониманию государства по вопросам относительно
признаков государства, можно говорить о близости позиций различных авторов.
Всего в зарубежной научной литературе государство наделяют теми же самыми
признаками, в отечественной литературе. На основании изложенного можно
утверждать, что в зарубежной и отечественной научной юридической литературе
большинство авторов выделяет одни и те же признаки права. При этом взгляды
относительно признаков государства, господствующих сейчас в науке, достаточно
четко были сформулированы еще в конце XIX в., к ним относят: территорию,
население, гражданство, государственный суверенитет, публичную власть,
государственный аппарат, право, налоги и сборы.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Становление и
развитие теоретико-правовых взглядов на признаки государства
1.1 Становление взглядов
на признаки государства в Древнем Мире и Средних Веках
В науке существует несколько теорий о
возникновении (происхождении) государства. К ним относятся следующие:
· Теологическая (божественная);
· Космическая;
· Договорная;
· Патриархальная;
· Патримониальная;
· Теория завоевания (насилия);
· Социально-экономическая (классовая)[1].
Рассмотрим более подробно каждую из
вышеназванных концепций о происхождении государства.
Самой древней теорией можно назвать
теологическую, суть которой заключается в том, что государство возникло по
Божьей воле. Главным подтверждением этой теории являются тексты Библии, в
которых говорится о возникновении государства в Древнем Израиле, когда Моисей
выводил евреев из Египта. Данная теория имела успех в странах древнего мира 0
Дальний Восток, Египет, Вавилон, Сирия и др.
Космическая теория разрабатывается в
последнее время, основываясь на том, что возникшее государство рекомендовано
другими космическими цивилизациями как самая высшая организация управления
обществом. Суть этой концепции изучается и исследуется на данный момент и не
является подтвержденной научными обоснованиями.
Договорная теория о возникновении
государства представляет собой составную часть теории «естественного права»
(17-18 вв.). Основу данной концепции составляет то, что государство возникло
благодаря человеческим соглашениям. Другими словами, государства созданы по
воле людей путем общественного договора для защиты собственности, жизни и
свободы людей. Какие-то части этой теории можно было увидеть в процессе
возникновения государства в Старинном Риме, когда существовала борьба между
патрициями и плебеями за государственную власть, приведшая в итоге к
договоренностям между ними[2].
Следующая теория – патриархальная, говорит
о том, что происхождение государства зависит от семьи, которая путем своего
развития переходит в род, далее из рода в племя, и приводит к объединению
племен и возникновение народностей, как союза племен. Так, государственная
власть постепенно вырастает от власти отца в семье к власти Рады старейшин
племени и достигает власти князя, короля или вождя.
Суть теории «завоевания» заключается в
том, что государство возникает в результате насилия и завоевания одного племени
другим, одного народа другим. Другими словами, она рассматривается как
господство сильного над слабым, и раскрывает внешние, политические факторы
возникновения государства, но исключает социальные причины его происхождения.
Самой распространенной теорией
возникновения государства является социально-экономическая или классовая
(марксистская) теория. В своей концепции она объясняет причины распада родового
общества тем, что возникла моногамная семья, с общественным разделением труда и
переходом от родовой собственности к частной, а также возникновением
противоположных антагонистических классов. С возникновением антагонистических
классов и социальных групп, родовое сообщество не имело возможности
регулировать отношения между ними, в результате чего возникла необходимость
организации новой власти, а точнее – государственной власти и ее аппарата,
чиновников, для которых управление и принуждение стали основной единой
деятельностью[3].
Данная концепция подробно изложена в работе Ф. Енгельса «Происхождение семи,
частной собственности и государства», основываясь на анализе возникновения
государств в Афинах, Старинном Риме и у германцев. Так, возникновение каждого
конкретного государства имеет свои особенности и общей закономерности, среди
которых – возникновение моногамной семьи, частной собственности и
противоположных антагонистических классов[4].
Таким образом, из всех теорий
возникновения государства наиболее обоснованной можно считать
социально-экономическую теорию, так как она рассматривает социальные и
экономические факторы возникновения государства и частично политические. Данная
теория исходит из внутренних факторов, но при этом практически не учитывает
внешних, которые так же влияют на возникновение государств. Поэтому к вопросу о
происхождении государства необходимо подходить из разных позиций, рассматривая
как внутренние, так и внешние факторы, как причины, так и условия возникновения
государства, а также политические, экономические, социальные и естественные
факторы, влияющие на него.
Что касается определения понятия
государства, то следуя научному подходу необходимо разделять его от аналогичных
социальных явлений, таких как родовое или гражданское общество, политические
партии, колонии и т.п. От всех этих социальных явлений государство отличает ряд
признаков, присущих только ему, таких как:
· Государство имеет особые аппарат публичной
власти;
· Характеризуется территориальным признаком;
· Имеет суверенитет публичной власти;
· Наличие законов, которыми ведает
государство;
· Занимается стягиванием налогов, правом
взятия кредитов и займов[5]. [1] Гавриков В.
П. Теория государства и права. Смена парадигмы. М: Проспект, 2017 [2] Малько А.В.
Теория государства и права в вопросах и ответах. учебно-методическое пособие.
М: Дело, 2019 [3] Хабибулин,
А. Г. Теория государства и права: Учебник/Под ред. Хабибулина А. Г., Лазарева
В. В., 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2018 [4] Черногорцева,
Г. В. Правовые идеи в философии нового времени // Молодой ученый. — 2019. —
№12. — С. 877-880 [5] Павлов
С. Ю. Развитие сущностных характеристик государств в современных условиях
[Текст] / С. Ю. Павлов // Право и государство: теория и практика. – 2007. – №
9. – С.18–21