Курсовая теория на тему Основные приоритеты внешней политики Казахстана в 21 веке
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1 Становление государственного суверенитета РК 7
1.1 Обретение независимости Республики Казахстан 7
1.2 Исторические предпосылки формирования внешней политики Казахстана 12
Глава 2 Современный внешнеполитический курс РК 25
2.1 Отношения Казахстана с США и странами АТР 25
2.2 Отношения Казахстана с Россией и Китаем, взаимодействие в рамках ШОС 31
2.3 Политика Казахстана по отношению к ЕС 37
Заключение 42
Список использованных источников и литературы 44
Документы 44
Литература 45
Введение:
Актуальность темы. Исследования внешнеполитической линии Казахстана занимают ведущее место в списке трудов многих отечественных и зарубежных учёных. Несмотря на это в рамках данной области исследований остаётся значительное количество тем, которые не стали предметом изучения в России, несмотря на то, что они представляют интерес для формирования внешней политики нашей страны в рамках системы международных отношений. Одной из таких тем является политика Казахстана на современном этапе.
Казахский интерес к этому региону исторический: общая история и самобытная культура. Бурный процесс экономического развития превратил эту страну в важного актора. Теперь РФ не единственная страна мирового значения, которая активно действует в регионе больше 25 лет. Отношения между двумя столь значимыми для региона Центральной Азии странами, несомненно, требуют пристального внимания и более глубокого осмысления. За последние 25 лет развитие отношений между Казахстаном и остальным миром прошло несколько периодов. Во многом этот процесс определялся общими тенденциями регионального развития конца 90-хх годов, но на протяжении всего этого длительного пути между сторонами существовали взаимные интересы, которые и стали основой для принципиально нового этапа отношений.
В связи с этим актуальным является изучение особенностей казахской практики взаимодействия с другими членами мирового сообщества в условиях глобализации. Специфика политики Астаны в Центральной Азии отличается от других направлений, что требует отдельного изучения. Круг задач, как методы их решения в данном случае самые разнообразные. Где-то преобладают экономические интересы, где-то интересы безопасности, существуют различия по темпам развития объединений, по близости и степени доверительности участников. Именно поэтому проблема анализа внешней политики Казахстана в контексте трансформации региона требует отдельного исследования.
Научная разработанность. Тема политики Казахстана по отношению вызывает живой интерес. Мы можем особо подчеркнуть важность авторского вклада Парамонова В.В, который обобщил политику Казахстана за 20 лет. Лузянин С.Г. сделал особый вклад в анализ китайской политики безопасности в регионе по отношению Китая к Казахстану. Важные положения о безопасности дополнила работа Д. Эйвазова. Представитель Узбекистана Галямова В.В. подчеркнула достижения в регионализации внешней политики. В этом же направлении вел свои исследования Сыроежкин К. В.. Проблематику сотрудничества в рамках ШОС раскрыли такие авторы как Матвеев В.В., Абрамова В.В., Чунг М., Лаумулин М., Штолленверк Ф., Комиссина С. и Мокрецкий А.Ч.. Китайские авторы в работе представлены сотрудниками центра CNPpolitics, которые внесли свой вклад в понимание векторов политики Китая в рамках построения на территории Казахстана инфраструктуры.
Объектом исследования выступает система международных отношений в Центральной Азии.
Предмет исследования – внешнеполитическая деятельность Казахстана.
Целью исследования является изучение исторических обстоятельств и политических характеристик внешней политики Казахстана как ведущей региональной державы.
С учетом современного состояния проблемы изучения особенностей внешней политики Астаны, в соответствии с основной целью, объектом и предметом исследования были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить историю политических отношений между Казахстаном и странами центральной Азии за последний 20 лет.
2. Исследовать основные направлений внешней политики Казахстана
3. Систематизировать знания про сотрудничество Казахстан с странами региона АТР.
4. Обозначить место и роль Казахстана в организации ШОС
5. Выявить основные механизмы участия Казахстана с странами ЕС.
Методы исследования. Комплексный характер поставленной исследовательской цели и задач обусловил использование комплексного методологического подхода, основанного на использовании возможностей системного подхода. Этим предполагается целостное рассмотрение политики Казахстана в сочетании концептуального и прикладного аспектов.
Ведущим методом исследования выбран метод системного анализа. Под системным анализом автор понимает проведения определенных аналитических процедур, которые представляют собой последовательность действий по установлению структурных связей между переменными или компонентами исследуемого набора данных. Следует отметить, что выбор в оценке квалификации между системами и агрегатами в работе носит авторский характер или относительный характер, что означает возможность изменения их места в зависимости от подходов и задач.
Для лучшего понимания природы системы отношений в Центральной Азии мы рассмотрены их строение и структуру. Строение системы характеризуется теми компонентами, из которых она состоит. В зависимости от того, какие единицы принимаются за основу, можно выделить разное строение системы. Автор взял за такую единицу часть системы, которая сама обладает системными свойствами — подсистему. В курсовой — это экономическая политика и политика безопасности. Такие компоненты, обладая определенной автономностью, одновременно подчинены общей системе. Для более тщательного исследования в работе Казахстан рассматривается в рамках глобальных процессов.
Методологический принцип, который представлен во всех подразделениях данной работы является принцип диалектики, который позволил исследовать внешнюю политику и интеграционные процессы с учетом их внутренней противоречивости и изменчивости. В частности, закон перехода количественных изменений в качественные является фундаментальным для объяснения влияния КНР на внешнюю политику Казахстана.
Важно отметить, что в подразделениях, посвященных рассмотрению проблематики безопасности были применены элементы структурно-функционального анализа. Используя идеи Э. Дюркгейма, А. Рэдклифф-Брауна, Мертона автор рассматривал системы безопасности как адаптивную систему, в которой все части служат удовлетворению потребностей системы как целого, обеспечивая ее существование во внешней среде.
Одной из основ исследования были положения теории политического реализма, которые указывают на то, что основным субъектом системы международных отношений является национальное государство.
С помощью проблемно-хронологического метода определенные события и явления международной жизни были систематизированы во временной последовательности.
Исторический метод исследования, как способ изучения сущности и содержания природных и социальных объектов, когда основное внимание уделяется формированию, развитию и динамике исследуемых объектов, был использован для анализа эволюционной составляющей позиции Казахстана относительно процессов в Центральной Азии.
Источники для исследования: в основу были положены документы и соглашения, подписанные Казахстаном в рамках двухсторонних и многосторонних отношений. Также были взяты речи послов и лидеров государств ШОС.
Структура данной работы обусловлена целью и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Исследования внешнеполитической линии Казахстана показывает механизмы реализации казахских интересов для своего собственного развития. Регион Центральной Азии занимают ведущее место в списке приоритетных для Астаны. Без ресурсов и рынков сбыта Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Кыргызстана, РФ и Китая политическая стабильность Казахстана будет находиться под угрозой. Наличие в регионе других крупных игроков (США, Китая и РФ) вынуждает Астану действовать осторожно. Кахазстан действует в основном через мягкую силу экономической политики.
На современном этапе она продолжает основываться на концептуальных подходах, в основе которых лежит задача обеспечения благоприятных внешних условий для дальнейшего развития Казахстана. На сегодняшний день Астана действует на направлении активно, инициативно и наступательно, грамотно связывая в одно целое весь набор экономических, политических, военных и других инструментов как в рамках ШОС и ОДКБ, так и в двусторонних отношениях с другими государствами.
В рамках инфраструктуры политика направлена на создание транзитного коридора, связывающего Китай с Европой и Западной Азией с целью создания выхода в Европу. В таком случае Казахстан будет играть для Китая туже самую роль что и Панама для США. В таких условиях для Пекина важно чтобы регион как стратегический узел международных транспортных линий стал свободным от влияния ведущих держав и удобным для усиления китайских позиций, что одновременно делает более влиятельными страны транзитеры.
Выполнение задач Казахстана в рамках ШОС превращает организацию в реально действующий, авторитетный международный институт, с существованием которого считаются многие государства и политические деятели. Растущее перспективы этой организации связаны с тем, что основными принципами ШОС являются взаимное дополнение потенциалов друг друга. ШОС имеет все шансы стать не Азиатским ЕС, но достаточно успешной организацией, которая будет завязана на Китай как на самый крупный рынок сбыта.
ШОС политическая организация имеющая также достаточно ярко выраженные функции экономического характера. Соответственно основные механизмы участия Казахстана – финансовые и инфраструктурные проекты (например, дороги). Казахстан через ШОС активно встраивается в мировые региональные и глобальные проекты. Основной механизм взаимодействия экономический. Таким образом, Астана в ШОС пытается реализовать свой политический потенциал в экономическом измерении.
Указанное позволяет Казахстана расширить свои экономические связи и выходить на новые рынки что способствует снижению его зависимости от России. Последнее имеет для Астаны особо важное значение в условиях усиления политических и экономических противоречий с Россией.
При этом, членство в Таможенном союзе и работа с европейцами имеет для Казахстана преимущественно тактическое значение в плане решения текущих экономических проблем страны.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Становление государственного суверенитета РК
1.1 Обретение независимости Республики Казахстан
Особенностью исторического развития СССР, было то, что толчок к реформам или революций шел не снизу, с периферии, а сверху — из центра. Так произошло и в середине 1980-х годов. Инициатором стал избранный на апрельском Пленуме ЦК КПСС Генеральным секретарем М. Горбачев. Процесс реформирования социалистической системы в СССР получил название «перестройка». В условиях невозможности перестроить советский строй она привела к его краху.
23 апреля 1991 г. в подмосковной резиденции Президента СССР Ново-Огарево состоялась встреча с руководителями РСФСР, Украины, Казахстана, Белоруссии, Узбекистана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении. Эта встреча получила название «9+1» — девять союзных республик СССР и Президент СССР. После девятичасовых переговоров было подписано заявление о безотлагательных мерах по стабилизации обстановки в стране и преодолению кризиса. Документ признавал суверенность государств, принятие новой Конституции Союза и необходимость перевыборов союзных органов власти. Примечательно, что в тексте заявления понятие «СССР» по отношению к будущему союзу не упоминалось.
События августа 1991 года и подписание Беловежских договоренностей способствовали дальнейшей суверенизации Казахстана. В этой ситуации в половине второго ночи из Белого дома стали звонить Президенту Казахстана Н.А.Назарбаеву. С.Филатов сказал ему, что стреляют уже рядом и что надо вмешаться. Н.А.Назарбаев подробно расспросил его о том, что происходит, где Б.Н. Ельцин, и пообещал связаться с Кремлем. Через некоторое время Президент Казахстана перезвонил и сообщил, что Г.И.Янаев дал ему обещание — «крови не будет» .