Курсовая теория на тему Основные принципы построения эффективной команды
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие и роль командообразования в современной организации 5
2. Командная сплоченность как условие эффективного тимбилдинга 8
3. Основные принципы эффективного командообразования 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
Введение:
В условиях современной реальности системная эффективность деятельности каждого коллектива по выполнению поставленных целей в существенной мере детерминирована именно его команднообразованием и сплоченностью. К настоящему времени в менеджменте уже не подлежит сомнению то положение, что именно слаженная команда способствует формированию и дальнейшему развитию оптимальных условий для совместных действий коллективов, а кроме этого, является значительным фактором продуктивности и эффективности их совместной деятельности на системном уровне. Формирование командообразования начинается с комплексного анализа того, какие именно особенности позволяют конструктивно развивать и поднимать сплоченность в коллективе.
Таким образом, актуальность и практическая значимость проблемы эффективного формирования командообразования и групповой сплоченности коллектива современной организации обуславливается тем, что данной проблеме уделяется пристальное внимание на протяжении длительного времени, т.к. от данного фактора зависит личностное, психологическое, физическое здоровье не только самих членов коллектива, но и всего современного общества в целом.
Теоретико-методологическая основа настоящей работы состоит в том, что в современной науке проблемам коллектива, формирования и развития в нем различных взаимоотношений посвящено довольно большое количество работ. Так, например, в практических исследованиях таких авторов как Л.Д. Столяренко, О.В. Евтихова, В.И. Шуванова анализируются проблемы воздействия команды на формирование личности; в исследованиях Л.И. Уманского – влияние личности на формирование коллектива как команды с выраженной групповой сплоченностью. Кроме этого, в трудах А.А. Грачева, А.С. Калюжного, Ю.В. Макарова, А.В. Петровского нашли свое отражение некоторые аспекты вопросов межличностных отношений в командах.
С основной проблемой эффективной команды, ее формирования и развития как социальной группы тесно связано и понятие сплоченности, которое исследуется А.В. Петровским, Р.С. Немовым, А.И. Донцовым – как итог ценностно-ориентационного единства членов социальных групп; Н.В. Бахеровым, Р. Мокшанцевым, А.Л. Журавлевым, А.С. Леонавичус – через некоторую специфику эмоциональных взаимоотношений в группе, а также наличие взаимно обусловленных симпатий и предпочтений.
Таким образом, цель настоящего исследования состоит в следующем: определить и проанализировать основные принципы построения эффктивных команд.
Поставленная цель обусловила формулирование следующих задач исследования:
1. Осуществить исследование вопроса о командообразовании коллектива.
2. Определить характерные особенности межличностных отношений в коллективе.
3. Проанализировать основные принципы формирования в командообразовании коллектива.
Теоретическая значимость настоящей работы детерминируется совокупностью поставленных задач, сочетающих теоретико-методологическое и подробное психолого-педагогическое рассмотрение проблемы формирования командообразования коллектива с помощью социально-психологического тренинга. Практическая значимость настоящей работы может состоять в том, что результаты исследования могут быть применены в деятельности кадровых служб и служб психологического сопровождения в организациях для формирования и укрепления командообразования.
Заключение:
В настоящем исследовании были рассмотрены и проанализированы основные особенности совершенствования командообразования в коллективе. В отечественной науке в настоящее время существует три направления, которые исследуют основные вопросы и проблематику феномена командообразования. Первое направление включает в себя исследования, в которых командообразование изучается в основном с позиции эмоционально-психологической привлекательности членов малых групп, а само командообразование детерминируется через определенный характер и специфику эмоциональных отношений в самой группе, а кроме этого, наличие взаимных симпатий.
Второе направление изучения командообразования в коллективе имеет связь с пониманием ее как определенного ценностно-ориентационного единства. Такой поход нашел свое отражение в исследованиях А.В. Петровского, который трактует коллектив как группу, в которой межличностные отношения определяются социально ценным и личностно значимым для индивида содержанием совместной деятельности.
Третье направление командообразование связывает с определенными поведенческими аспектами, которые способствуют наиболее оптимальному внутригрупповому взаимодействию и ориентированы на решение тех задач, которые стоят непосредственно перед группой в процессе коммуникаций и совместной деятельности.
Таким образом, командообразование являет собой единство эмоциональной, когнитивной и поведенческой сфер в процессе группового поведения. При этом внешними функциональными проявлениями командообразования являются следующие особенности:
1) благоприятный морально-психологический климат в коллективе или группе;
2) отношения взаимопомощи в коллективе, взаимный обмен знаниями и практическим опытом;
3) самоорганизационная динамичность всего коллектива.
Командообразование коллектива представляет собой непрерывный системный целенаправленный и многоаспектный процесс, который состоит в увеличении степени и уровня единства поведения его членов, базирующимся на принятии каждым членом коллектива его целей, ценностей и стандартов поведения, на формировании и стабильном укреплении чувства принадлежности к коллективу.
Проведенное исследование показало, что на практике наиболее результативным методом, который применяют практические психологи при развитии и укреплении командообразования членов коллектива, является социально-психологический тренинг.
Приведем следующие обоснования в пользу применения тренинговой работы в командообразовании:
1) такой практический тренинг представляет собой ряд последовательных занятий с определенной группой из коллектива. Для этого специально для каждой группы определяются конкретные цели, задачи и подбираются практические упражнения по развитию навыков и формированию командообразования;
2) основная специфика подобного тренинга состоит в комплексном целенаправленном применении основных аспектов групповой динамики, т.е. всего комплекса взаимоотношений и взаимодействий, которые могут возникать между членами коллектива.
3) использование социально-психологического тренинга с целью формирования и укрепления командообразования даст практическую возможность проанализировать все компоненты, оказывающие влияние на эффективность взаимоотношений в коллективе, и организовать продуктивную совместную деятельность.
Фрагмент текста работы:
1. Понятие и роль командообразования в современной организации
Прежде всего необходимо обратить внимание на то, что к настоящему времени существует множество определений понятия команда. Можно обратиться в первую очередь к одному из классических определений И. Саласа, который рассуждает о том, что команда – это малая группа, состоящая из 5 – 7, реже из 15 – 20 человек, которые разделяют цели, ценности и общие подходы к реализации совместной деятельности; имеют взаимодополняющие умения; принимают на себя ответственность за конечные результаты деятельности; способны исполнять любые внутрикомандные роли и определяют себя и своих партнеров принадлежащими к команде [4, с.16].
В свою очередь командообразование – или, тимбилдинг – представляет собой на практическом уровне важнейшую необходимость для прагматичного руководителя или владельца бизнеса. Когда весь коллектив действует сплоченно, когда сотрудники не «подсиживают» друг друга, а вместе, плечом к плечу, решают поставленные руководителем цели и задачи, тогда резко возрастает эффективность всех бизнес-процессов, а также повышается конкурентоспособность и общая оптимальность совместной работы коллектива. И при этом важно, что рост происходит не за счет привлечения каких-либо новых ресурсов, а за счет внутренних резервов, за счет сплоченности и общей вовлеченности сотрудников организации.
Командообразование на современном предприятии позволяет создать не просто сплоченный и вовлеченный в общее дело коллектив, а сделать абсолютно каждого работника, в первую очередь, «командным игроком». Заслуживает при этом внимания тот факт, что при сходстве этих понятий есть и принципиальное различие [22, с.9].
Практика отечественного концерна «Калина» показывает, что зачастую различные тренинги и игры направлены на формирование и развитие трудового коллектива, на то, чтобы работники лучше узнали и поняли друг друга в процессе сотрудничества. Это является конструктивным фактором, когда неформальная группа положительно влияет на общий социально-психологический климат. Быстро «ставит на место» оступившегося и становится довольно эффективным инструментом воздействия на умы и настроения сотрудников коллектива. Однако один единственный выбывший сотрудник может оказать такое воздействие, что вся группа может «развалиться» буквально на глазах, при этом вполне закономерно, что резко снижается производительность и эффективность работы.
Тренеры по командообразованию корпорации «Газпром» утверждают, что практически важно научить сотрудников не просто быть единой командой, а сформировать у них общие навыки работы в такой команде. При этом командообразование в коллективе – это часто не только взаимодействие внутри одного отдела, оно предполагает многоаспектные взаимоотношения в рамках всей организации, а также и во внешней среде [7, с.16].
Командообразование и принципы качественной и успешной командной деятельности при правильном применении неразрывно связаны с новыми бизнес-возможностями современных корпораций. Во многих компаниях уже неоднократно убедились в том, что затраты на командообразование персонала сопоставимы с расходами на обучение и стимулирование труда. И при этом результат часто дают значительно больший, а главное, его эффект сохраняется долгое время [6, с.32].
Необходимо также отметить, что командообразование по своей основной сути и характеристикам противопоставляется жесткому администрированию, при котором значительная оль принадлежит тотальному и регулярному контролю, а также системе поощрений и наказаний в работе с персоналом. Организация действенного контроля – дело недешевое, впрочем, как и система стимулирования. Именно формированию работоспособной эффективной команды, созданию коллективной мотивации и посвящены все игры и тренинги по командообразованию [11, с.63].
Следует отметить, что основными принципами формирования слаженной эффективной команды являются следующие:
1) совместное решение общих целей и задач, когда каждый член команды вкладывает свои таланты, возможности и практические умения, оказывается более эффективным, чем простое, и порой – лишь формальное, подчинение лидеру;
2) стремительно увеличивается креативность различных производственных решений, поскольку на основную проблему существует столько взглядов, сколько членов команды с ней знакомо и разбирается в деталях решения;
3) растет общая работоспособность и дисциплина в трудовом коллективе;
4) существенно снижается определенный риск возникновения критических ошибок, т.к. каждый член команды несет собственную должностную и персональную ответственность за конечный результат, а не только за свой отдельный участок работы;
5) наиболее рационально перераспределяются силы, т.к. предполагается, что в самой команде развита взаимопомощь и поддержка;
6) нет необходимости тратить дополнительные средства и усилия, чтобы «подтянуть» отстающих членов команды – эти вопросы решаются в команде как будто сами по себе;
7) в команде отмечается значительно меньше споров и конфликтов, которые негативно отражаются на итоговом результате, т.к. каждый участник ориентирован в первую очередь достичь своих собственных целей за счет цели общей;
8) увеличивается лояльность и вовлеченность среди сотрудников, растет общая мотивация, причем без дополнительной оплаты и стимулирования на материальной основе.
Эффективный процесс формирования и развития команды базируется на понимании целей, для которых нужна команда, систематической и регулярной оценке профессионализма и основных должностных компетенций персонала, а также укреплении навыков практического разрешения и предупреждения конфликтов.