Курсовая теория на тему Основные подходы к типологии права
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВА И ЕГО ТИПОЛОГИИ 6
1.1 Основные концепции понимания права 6
1.2 Понятие и особенности типологии права 14
2. ТИПОЛОГИЯ ПРАВА: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ИХ КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ 19
2.1 Формационный, цивилизационный и аксиологический подходы 19
2.2 Другие подходы к типологии права 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
Введение:
Право принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Еще римские юристы обращали внимание на то, что оно не исчерпывается каким-либо одним признаком или значением. Чтобы составить общее представление о праве необходимо рассмотреть его все аспекты, концепции правопонимания и все его проявления.
По общепринятой дефиниции, право – это совокупность или особый комплекс общеобязательных правил поведения, санкционированных государством, за нарушение которых применяются различные меры государственного воздействия.
Сложно переоценить значение права в современном мире, где все очень динамично развивается. К сожалению, из-за динамичности общественных отношений государство не всегда успевает их урегулировать, в связи с чем появляются пробелы в праве. Поэтому полагается, что в условиях современного общества требуется большое внимание праву, степени его эффективности и динамичности развития.
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Ведь главное назначение права состоит в регулировании особенно важных общественных отношений, в организации управления обществом. И чтобы осуществить свое назначение право должно соответствовать тому обществу, которое оно регулирует. Из выше сказанного следует, право эволюционирует от простого (в первобытном обществе) к сложному (в современном обществе). Таким образом, на разных стадиях развития общества и государства были разные подходы к правопониманию, пониманию сущности, принципов, функций, ценности права.
В связи с этим можно определить актуальность темы, которая заключается в том, что право выступает важнейшим регулятором общественных отношений, особенно в условиях быстротечности развития общества и появления в нем все новых, неизвестных и неурегулированных до этого отношений. Динамизм происходящих в мире событий и возникающих, в связи с этим, правоотношений требует их структуризации, разделения с последующим изучением и применением с учетом потребностей жизни соответствующих норм права. Типология права из области научного познания помогает в дальнейшем совершенствовать и улучшать правовые нормы. А исторически накопленный опыт по данной теме позволяет избежать застоя и ошибок в данном процессе.
Степень научной разработанности. Комплексность и многогранность исследуемой темы предопределили необходимость обращения к трудам ученых, исследовавших вопросы классификации права, основных подходов к типологии права.
Право всегда оставалось и продолжает оставаться в центре внимания ученых с точки зрения не только научной теории, но и практической деятельности. Данная тема исследовалась в трудах Г. Гроцкого, Ж. Ж. Руссо, Е. Дюринга и других общеизвестных ученых-правоведов.
Что касается России, значительное внимание разработке учения о юридической норме было уделено видными представителями правовой науки в дореволюционной России: Ф.В. Тарановский, Н.М. Коркунов, Г.Ф. Шершеневич и другие.
Свое дальнейшее развитие данная тема получила в работах советских и современных российских ученых: С.С. Алексеев, В.К. Бабаев, М.И. Байтин, В.М. Баранов, А.С. Пиголкин, А.Ф. Шебанов, Н.И. Матузов, А.В. Малько. Их работы в значительной степени способствовали изучению данной темы.
Современные подходы к изучению права основываются на понимании права с позитивистских позиций, поэтому среди современных представителей юридической науки преобладает мнение, что право – это комплекс общеобязательных правил поведения, направленный на регулирование общественных отношений, установленный и охраняемый государством.
Объект исследования – право во всех его аспектах.
Предметом исследования являются подходы, посвященные изучению типологии права.
Цель данной работы – исследование основных подходов к типологии права.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные концепции правопонимания.
2. Изучить понятие и особенности типологии права.
3. Описать формационный, цивилизационный и аксиологический подходы.
4. Охарактеризовать другие подходы к типологии права.
При написании данной работы использовались методы исследования: системный анализ, формально-юридический анализ, синтез, сравнение, систематизация, классификация, обобщение.
Структура работы обусловлена поставленной целью и задачами. Она состоит из введения, основной части (две главы), заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Право является совокупностью исходящих от государства общеобязательных, формально определенных норм, которые выражают идеи справедливости, свободы, нравственности, гуманизма, прав человека и призваны осуществлять регулирование поведения людей и их коллективов с целью стабильного функционирования и развития общества.
Право является исторически обусловленным явлением, которое связано с политической и духовной жизнью общества, с формированием государства.
Разные школы дают праву различные определения. Но несмотря на то, что вопрос о понятии – дискуссионный, можно смело утверждать одно: без права жизнь общества сильно бы отличалась от того, что мы привыкли видеть каждый день.
Учитывая анализ всех аспектов права, подходы к изучению ее сущности, концепции его понимания, можно сказать, что право – это единый комплекс правовых норм, общеобязательных, формально-определенных правил поведения, санкционированных государством, за нарушение которых следует юридическая ответственность.
По своей формальной сущности право является социальным регулятором общественных отношений. Право представляет собой одну из нормативных систем, осуществляющих регулирование отношений в обществе, поведение и действия людей, функционирование общественных объединений, формирование и деятельность государственных органов.
Именно благодаря данному феномену существует порядок в обществе, урегулированы или в процессе урегулирования находятся всевозможные общественные отношения, ограничивается произвол со стороны власти. В этом и проявляется социальное назначение права. Для определения социального назначения права важно учесть все аспекты права, как правового феномена: понятие, признаки, принципы, функции и способы выражения права.
В юридической науке традиционно выделяется понятие права как в объективном, так и в субъективном смысле.
Объективное право – это юридические нормы, выраженные в тех или иных формах.
Субъективное право – это те конкретные юридические возможности, которые возникают на основе и в пределах права объективного.
Типология права – это его специфическая классификация, про-изводимая в основном с позиции следующих подходов.
Основные подходы к типологии права:
1. Формационный подход – объединение единичных государств в границах общественной формации на основании общих экономических интересов.
Формационно-стадиальная государственная типология:
— Рабовладельческое – рабы являются собственностью свободных людей, отсутствие прав и свободы действий в рамках государства.
— Феодальное – присвоение результатов труда крестьян феодалами и собственниками земли по типу диктатуры (отсутствие прав на трудовую деятельность крестьянского общества).
— Буржуазное – замена сословий социальным расслоением, поскольку у рабочего отсутствуют права на средства производства, в результате чего он продает мускульную силу капиталистам-диктаторам.
— Социалистическое – общественное право собственности на производственные средства, размывание общественных границ в рамках обширной социальной базы.
2. Цивилизационный подход – подход, в рамках которого производится типология права на основе конкретно-географических, национально-исторических, религиозных, специально-юридических и иных признаков.
Типология цивилизаций:
— Локальные – цивилизации, которые образовались в удаленных регионах или в рамках национального союза (шумеры, эгейцы).
— Особенные – объединение локальных культур на основании общности в той или иной сфере (Ислам, Европа, Китай).
— Современная – цивилизация, объединившая все виды культур в обществе.
3. Аксиологический подход (по доминирующей системе ценностей) различает типы права:
— восточный тип (право находится в синкретичном единстве с религией и этикой, религиозный тип права);
— западный тип (право есть автономная система, светское право);
— синтезный тип (смешение характеристик восточного и западного права).
4. По источнику происхождения права: естественное право и позитивное право.
5. По виду правовой системы (правовой семьи) выделяют романо-германский, англосаксонский, религиозный и традиционный типы правовой семьи.
Из вышесказанного понятно насколько велика роль права в расширении и углублении демократии, в управлении обществом, в укреплении правовых основ государственной и общественной жизни, в дальнейшем совершенствовании всей системы общественных отношений и воспитании их участников.
Благодаря типологии права у государств, несмотря на все многообразие правовых норм в каждом из них, много общего. К какой бы религии или уровню развития государство и народ, проживающий в нем, не относился, идеи справедливости, вера в общечеловеческие ценности приводят к тому, что различные правовые системы влияют друг на друга и развивают общество.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОНИМАНИЯ ПРАВА И ЕГО ТИПОЛОГИИ
1.1 Основные концепции понимания права
Право – это комплекс общеобязательных правил поведения, которые призваны урегулировать общественные отношения, за нарушение которых следует юридическая ответственность. Право – сложный общественный феномен. На протяжения всех этапов развития и всего существования права, начиная с прообразов норм права, не угасал интерес к изучению его сущности. Вопросы, связанные с пониманием права, его сущностью, всегда актуальны, поскольку общественные отношения всегда быстротечны и динамичны и необходимо их своевременно регулировать. Соответственно, с развитием общества обновляется и право . Иными словами, каждый новый этап в развитии человечества предполагает обновление права. В мире существует множество теорий, научных идей и точек зрения о том, что есть право, как понимать право. Появилась самостоятельная научная категория – правопонимание, которая стала широко использоваться в юридической науке и практике.
В юридической науке сформировалась дефиниция правопонимания. Правопонимание – это юридическая категория, которая отражает процесс и результат целенаправленной мыслительной деятельности человека, включающей в себя познание права, его восприятие или оценку и отношение к нему как к целостному социальному явлению .
Важно учитывать тот факт, что правопонимание всегда субъективно, поскольку субъектом данной деятельности выступает определенный человек. Соответственно, правопонимание может не совпадать у человека, группы людей и у целых классов.
Объектом правопонимания является право, как социальное явление, как результат жизнедеятельности человека, как право конкретного общества, взятое в совокупности отдельных элементов системы права (норм права, правовых институтов и отраслей права).
В современной юридической науке существует несколько концепций правопонимания, которые следует рассмотреть при изучении данной темы.
Естественно-правовая теория получила свое развитие в период буржуазных революций 17-18 вв. Основоположниками данной теории выступают Дж. Локк, А. Н. Радищев, Т. Гоббс и другие правоведы. Именно данные ученые-правоведы сложили общие идеи данной концепции, которые заключаются в следующем:
1) в рамках данной доктрины разделяется право и закон. Наряду с позитивным правом, то есть законами, которые санкционируются государством, существует высшее, «естественное» право, свойственное человеку от рождения. Это данные от природы неотъемлемые права человека: право на жизнь, свободу, собственность и другие. Они выступают критериями позитивного права;
2) право, по существу, отождествляется с моралью. По мнению представителей данной теории, такие абстрактные нравственные ценности, как справедливость, свобода, равенство составляют ядро права, определяют собой правотворческий и правоприменительный процессы;
3) источник прав человека содержится не в законодательстве, а в самой «человеческой природе», права даются либо от рождения, либо от Бога .
Непременно существуют как достоинства данной концепции, так и ее минусы. Среди достоинств можно выделить:
это прогрессивная доктрина, под флагом которой совершались первые буржуазные революции;
сторонниками естественно-правовой концепции справедливо замечено, что законы могут быть и неправовыми, но они должны приводиться в соответствие с такими нравственными ценностями, как справедливость, свобода, равенство и другие;
провозглашает источником прав человека либо природу, либо Бога и тем самым выбивает теоретическую почву у произвола чиновников и государственных структур.
Среди недостатков особенно выделяются следующие: данное понимание права в какой-то степени уменьшает степень его формально-юридических свойств, в результате чего теряется четкий критерий законного и противозаконного, ведь определить это с позиций нравственных ценностей весьма затруднительно. Поскольку у людей нет единого представления о справедливости, каждый судит его исходя из своего жизненного опыта.
Позитивистская концепция понимания права возникла в качестве оппозиционной естественно-правовой теории. В основе этой теории лежит анализ и оценка правовых норм с формальной точки зрения (их внешней формы). Она рассматривает право в качестве словесно символической формы, которая отождествляет право и закон .
Положительный момент в данной теории представлен тем то, что такое правопонимание устанавливает стабильный правопорядок. Догму права (закон) все должны понимать одинаково, что предполагает отточенность ее формулировок, определенность структуры норм права. Текстуальная форма права является необходимым атрибутом права.
Нормативистская теория права сформировалась как логически завершенная концепция правопонимания в XX в. Яркими представителями ее идей были Р. Штаммлер, П.И. Новгородцев, Г. Кельзен и другие. Основные идеи данного учения заключаются в следующем: