Курсовая теория на тему Основные подходы к решению проблемы готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты решения проблемы готовности детей  к обучению в школе 8
1.1. Проблема психологической готовности детей к школе 8
1.2. Мотивационная готовность к школе 13
Глава 2. Особенности  готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе 20
2.1. Психологические особенности детей с  ограниченными возможностями здоровья 20
2.2. Мотивационная готовность к школе детей с  ограниченными возможностями здоровья 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 39
Введение:
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности такого феномена как «готовность ребенка к школе» 
Поступление ребенка в школу является переломным моментом в его жизни. Меняется место ребенка в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми  и малым числом общественных обязанностей он переходит совсем в другой мир. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; меняются социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка. 
Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Поэтому крайне важно насколько ребенок подготовлен к систематическому обучению в школе. От этого может зависеть его адаптация к условиям школьной жизни, которая будет сопровождать ребенка на протяжении долгих лет.
Проблемы школьной адаптации широко освещены в работах отечественных и зарубежных авторов: Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В. Штерн, А. Бине, А. Анастази.
Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований или не готовые к школьному обучению, составляют так называемую «группу риска» возникновения школьной дезадаптации.
Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учебе достаточно хороших результатов, но дается ему это дорогой ценой, чем одноклассникам, которые более подготовлены к школьному обучению.
Актуальность исследования: Проблема готовности ребенка к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Большинство детей приходят в первый класс неготовыми к обучению. Основной причиной, так называемой неготовности ребенка к школе, является низкий уровень функциональной готовности, т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур задачам школьного обучения. 
Готовность ребенка вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному обучению. Переход ребенка от дошкольного к школьному образу жизни является большой комплексной проблемой , которая широко исследовалась в отечественной и зарубежной психологии.
Первые исследования в области психологической готовности детей к школьному обучению были опубликованы во второй половине XIX века ( А. Нечаев, А. Павлов, Э. Мейман и др.) Уже в это время определяется сущность проблемы, связанная с началом систематического обучения и возможностью детей усваивать знания (К. Ушинский, А. Нечаев, Дж. Селли и др.) [20,23].
В исследованиях второй половины XIX века готовность ребенка к обучению в школе не была самостоятельной проблемой и рассматривалась в контексте общих проблем педагогической и возрастной психологии [14]. В то время само понятие «готовность к обучению в школе» не использовалось, но вопросы, составляющие современное содержание проблемы активно исследовались, формировались теоретические предпосылки для современных подходов к изучению школьной готовности.
Отечественные и зарубежные психологи и педагоги этого периода: К.Д. Ушинский, А.П. Нечаев, Дж. Селли, Ст. Холла, Э. Меймана и др. [23] , отмечают необходимость подготовки детей к систематическому школьному обучению, необходимость учитывать особенности и значение дошкольного возраста, роль семьи в подготовке ребенка к школе, непрерывность в обучении и воспитании детей дошкольного и школьного возраста, содержание и методы работы с маленькими детьми в семье и в дошкольных учреждениях по обеспечению всестороннего развития и подготовки к школьному обучению. Отмечается необходимость детального психологического обследования детей, поступающих в школу и в процессе их обучения, рассматриваются различные методы исследования индивидуальных особенностей, начинающих школьное обучение [14,27].
Проблема готовности детей к школьному обучению, прежде всего, рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка требованиям учебной деятельности.
В отечественной педагогике и психологии одним из первых к данной проблеме обратился К.Д. Ушинский. Противопоказаниями к началу школьного обучения он обоснованно считает « …слабость внимания, отрывистость и бессвязность речи, плохой выговор слов». Наиболее подробно проблему психологической готовности к обучению начинает исследовать А.Н. Леонтьев. Ученый видит содержание и значение данного вида готовности в развитии у детей способности управлять своим поведением и прослеживает становление данного качества во всем дошкольном детстве. «Проходит некоторое время, знания ребенка расширяются, увеличиваются его умения, растут его силы, и в результате деятельность в детском саду теряет для него прежний смысл, и он все больше «выпадает» из жизни детского сада», - отмечает А.Н. Леонтьев. Происходит внутреннее созревание, подготавливающее смену ведущего вида деятельности ребенка. Игровая деятельность дошкольника постепенно сменяется учебной деятельностью школьника [18].
В этой связи весьма существенны наблюдения Д.Б. Эльконина, касающиеся значения игры для развития школьной готовности детей [27]. Ученый подчеркивает, что произвольное поведение рождается в коллективной ролевой игре. Коллектив корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, одному же ребенку осуществлять подобный контроль сложно. К настоящему времени однозначной точки зрения на вопрос о психологической готовности ребенка к школе нет. Существует несколько подходов к определению понятия, сущности и структуры данного психологического феномена. Отталкиваясь от ключевого понятия «готовность», ученые считают, что психологическая готовность к школьному обучению состоит скорее в том, что дети овладевают предпосылками к последующему их усвоению. Еще Л.С. Выготский не считал необходимым наличие полностью созревших психических функций к моменту начала школьного обучения [11]. По его мнению, недостаточно определить уровень актуального(имеющегося) развития детей, надо учитывать еще и созревающие функции, развивающиеся посредством обучения. Главную роль в процессе обучения Л.С. Выготский отводит «зоне ближайшего развития ребенка». Она определяется как расстояние между уровнем  актуального развития ребенка, определяемым с помощью задач, решаемых самостоятельно, и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.
Заметим, что Л.С. Выготский разделяет понятия «готовность к школьному обучению» (готовность к специфическим условиям и организации школьного обучения) и готовностью к предметному обучению» (готовность к усвоению специальных знаний соответствующих разделов школьной программы). В первоначальный период обучения на этой основе формируется вторичная готовность к школьному обучению [12]. На основе учебной деятельности развиваются и перестраиваются психические функции, составляющие основу обучения чтению, письму, счету и др. Проведенное нами исследование литературных источников показывает, что в современных определениях психологическая готовность к школе трактуется или как достигнутый уровень психического развития ребенка, или как целостное состояние его психики.
Цель работы – изучение  основных подходов к решению проблемы готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе
Данная цель предполагает решение целого ряда задач:
1.Провести анализ психолого-педагогической литературы по избранной теме.
2.   Исследовать психологическую готовность детей к школе.
3. Изучить психологические особенности детей с  ограниченными возможностями здоровья 
4.  Изучить мотивационную готовность к школе детей с  ограниченными возможностями здоровья
Объект исследования –  готовность детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.
Предмет исследования –  основные подходы к решению проблемы готовности детей с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.
Гипотеза исследования – мы предположили, что существует положительная взаимосвязь между уровнем психологической готовности ребенка к школе и уровнем его адаптации к школьному обучению: при высокий показателях развития памяти, школьной зрелости, положительном отношении к школе, низком уровне тревожности адаптация ребенка будет происходить более успешно. 
Теоретическая значимость – рассмотрены ключевые понятия, а именно психологическая готовность ребенка к школе и адаптация к обучению и их компоненты. Систематизированы теоретические источники в связи с изучаемой проблемой.
Заключение:
Проблема готовности ребенка с ОВЗ к школе была актуальна всегда. В настоящее время актуальность проблемы обуславливается многими факторами. Большинство детей приходят в первый класс неготовыми к обучению. Основной причиной, так называемой неготовности ребенка с ОВЗ к школе, является низкий уровень функциональной готовности, т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур задачам школьного обучения.
Цель исследования достигнута путем реализации поставленных задач. В результате проведенного исследования нами были реализованы все поставленные задачи, а именно – проведен анализ психолого-педагогической литературы по теме; исследована психологическая готовность к школьному обучению; продиагностирована адаптация к школе; выявлена зависимость адаптации ребенка с ОВЗ к школе от его психологической готовности к школьному обучению.
В представленной работе сделана попытка показать ценность дошкольного периода развития ребенка с ОВЗ как самостоятельного возрастного этапа, а не как периода подготовке к школе. Парадокс заключается в том, что очень часто дошкольники, которых систематически готовят к школьному обучению в ущерб традиционным детским занятиям, оказываются не только психологически не готовы к школе, но и недостаточно хорошо психически развиты. Это и определило актуальность нашего исследования.
Подготовка детей к школе является одной из проблем, интерес к которой со стороны исследователей разных стран не иссякает. Постоянное совершенствование системы школьного образования, новые данные о потенциальных возможностях развития ребенка с ОВЗ в дошкольные годы, углубление понимания самоценности дошкольного детства и его значимости для всего последующего развития личности, социально-культурные процессы, происходящие в современном обществе, – все это оказывает самое непосредственное влияние на осознание сущности такого феномена как «готовность ребенка с ОВЗ к школе»
Поступление ребенка с ОВЗ в школу является переломным моментом в его жизни. Меняется место ребенка с ОВЗ в системе общественных отношений: из дошкольного детства с играми и малым числом общественных обязанностей он переходит совсем в другой мир. Поступление в школу – это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, новым взаимоотношениям со взрослыми и сверстниками; меняются социальные условия, определяющие развитие и саму жизнь ребенка с ОВЗ.
Психологическая готовность к школе включает качества личности ребенка с ОВЗ, помогающие ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Поэтому крайне важно насколько ребенок подготовлен к систематическому обучению в школе. От этого может зависеть его адаптация к условиям школьной жизни, которая будет сопровождать ребенка с ОВЗ на протяжении долгих лет.
Готовность ребенка с ОВЗ к систематическому обучению в школе является одним из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства и залогом успешного обучения в школе.
Несформированность одного из компонентов психологической готовности к школе является неблагоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе, в учебной и социально-психологической сфере .
Наше исследование подтвердило существование значимой положительной связи между уровнем готовности к обучению и адаптацией к школе. У психологически готовых к обучению детей адаптация проходит более успешно.
При проведении сравнения подвыборок и установленного соотношения параметров внутри них, мы установили, что существует прямая связь между такими психологическими характеристиками младшего школьника, как память, школьная зрелость и характеристиками адаптации такими, как школьная мотивация, эмоциональное отношение к школе. Это говорит о том, что память ребенка с ОВЗ и школьная зрелость влияют на его адаптацию к школе. Мы определили, чем выше показатель психологической готовности, тем выше показатель адаптации. Тем самым мы доказали, что существует положительная взаимосвязь между психологической готовностью и адаптацией. Определено, что наиболее сильно на адаптацию ребенка с ОВЗ к школе влияет школьная зрелость.
А также обнаружилась обратная взаимосвязь, такой психологической характеристики, как тревожность с такими показателями адаптации, как школьная мотивация, эмоциональное отношение к школе. Это говорит о том, что показатель тревожности существенно не влияет на адаптацию ребенка с ОВЗ к школе.
Таким образом, гипотеза нашего исследования подтверждена частично.
Также необходимо сказать о том, что нами выявлена группа дезадаптированных учащихся, которые требуют особого внимания. С данными детьми следует немедленно проводить коррекционно-развивающие мероприятия, иначе дезадаптация в дальнейшем может сказаться на психическом и физическом здоровье детей.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты решения проблемы готовности детей  к обучению в школе
1.1. Проблема психологической готовности детей к школе
Готовность ребенка с ОВЗ вступить в новые отношения с обществом в конце дошкольного возраста находит свое выражение в готовности к школьному обучению. Переход ребенка с ОВЗ от дошкольного к школьному образу жизни является большой комплексной проблемой, которая широко исследовалась в отечественной и зарубежной психологии.
Характерной чертой, указывающей на возможную задержку психического развития у детей старшего дошкольного возраста, является рассеянность внимания. Как правило, они не могут сосредоточиться на чем-то одном в течение длительного времени, а также быстро переключать внимание при смене деятельности. Они могут плохо запомнить сказанное учителем или прочитанное вслух. Но при этом такие дети легко отвлекаются от дела, особенно на словесный раздражитель. Они быстро утомляются, действуют импульсивно и их деятельность, в основном, носит нецеленаправленный характер. В других случаях зачастую можно встретить проявления инертности, когда ребенок с трудом переключается с одного дела на другое .
Для детей с ЗПР характерна недостаточная сформированность способности к произвольной регуляции деятельности и поведения, что, в свою очередь, затрудняет выполнение заданий учебного плана. Качественным своеобразием отличается и сенсорное развитие: зрение и слух физиологически сохранны, но при этом снижен темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия, как зрительного, так и слухового и тактильно-двигательного.
Для детей с ЗПР свойственно снижение скорости выполнения перцептивных операций, то есть они воспринимают меньший объем информации в единицу времени, чем их нормально развивающиеся сверстники.
Они испытывают трудности с ориентировочно-исследовательской деятельностью, которая направлена на исследование свойств и качеств предметов. Им требуется совершить большее количество практических действий для того, чтобы решить наглядно-практические задачи, связанные с обследованием предмета. 
Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей планируются с учётом результатов их психолого-педагогического обследования и соотносятся с общеобразовательными требованиями программы.
Учитывая неврологический и речевой статус детей, уровень их интеллектуального развития, психологические особенности фронтальные занятия проводятся по подгруппам.
Организация обучения детям с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития (ЗПР), расстройствами аутистического спектра, сложными и/или комплексными и другими нарушениями имеет ряд отличительных особенностей, одной из которых является ориентация на развитие их коммуникативной деятельности, способности общаться с разными людьми при различных ситуациях социального взаимодействия .
Система комплексного сопровождения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития (ЗПР), расстройствами аутистического спектра, сложными и/или комплексными и другими нарушениями
Психологическая готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего, у ребенка должно быть желание идти в школу, т.е. мотивация к обучению.
Должна быть сформирована социальная позиция школьника: он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение [7, c. 73].
Основным новообразованием дошкольного детства считается умение играть в ролевые, сюжетные и что самое важное для школы - в игры с правилами. Он моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные ситуации - в одних лидирует, в других подчиняется, в третьих, осуществляет совместную кооперативную деятельность с другими детьми и взрослыми. И самое главное - у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками, а также для поддержания оптимального темпа интеллектуальной деятельности, что бы ребенок успевал работать вместе с классом [12, c. 113].
Психолого-педагогическое сопровождение — это профессиональная деятельность взрослых людей, которые взаимодействуют с детьми в школьной среде. Сопровождающая работа должна концентрироваться на формировании благоприятных социальных и психологических условий для успешного обучения, социального и психологического развития детей. Особенности сопровождения детей с ограниченными возможностями Дети с ограниченными возможностями здоровья включают детей инвалидов или других лиц в возрасте от 0 до 18 лет, которые не признаны в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеют временные или постоянные отклонения физического и (или) психического развития . Таким детям необходимо создание специальных условий обучения и воспитания.
Первые исследования в области психологической готовности детей к школьному обучению были опубликованы во второй половине XIX века ( А. Нечаев, А. Павлов, Э. Мейман и др.) Уже в это время определяется сущность проблемы, связанная с началом систематического обучения и возможностью детей усваивать знания (К. Ушинский, А. Нечаев, Дж. Селли и др.) [20,23].
В исследованиях второй половины XIX века готовность ребенка с ОВЗ к обучению в школе не была самостоятельной проблемой и рассматривалась в контексте общих проблем педагогической и возрастной психологии [14]. В то время само понятие «готовность к обучению в школе» не использовалось, но вопросы, составляющие современное содержание проблемы активно исследовались, формировались теоретические предпосылки для современных подходов к изучению школьной готовности.
Отечественные и зарубежные психологи и педагоги этого периода К.Д. Ушинский, А.П. Нечаев, Дж. Селли, Ст. Холла, Э. Меймана и др. [23], отмечают необходимость подготовки детей к систематическому школьному обучению, необходимость учитывать особенности и значение дошкольного возраста, роль семьи в подготовке ребенка с ОВЗ к школе, непрерывность в обучении и воспитании детей дошкольного и школьного возраста, содержание и методы работы с маленькими детьми в семье и в дошкольных учреждениях по обеспечению всестороннего развития и подготовки к школьному обучению. Отмечается необходимость детального психологического обследования детей, поступающих в школу и в процессе их обучения, рассматриваются различные методы исследования индивидуальных особенностей, начинающих школьное обучение [14,27].
Проблема готовности детей к школьному обучению прежде всего рассматривается с точки зрения соответствия уровня развития ребенка с ОВЗ требованиям учебной деятельности.
Проведенное нами исследование литературных источников показывает, что в современных определениях психологическая готовность к школе трактуется или как достигнутый уровень психического развития ребенка с ОВЗ, или как целостное состояние его психики.
Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько определяют психологическую готовность как целостное состояние психики ребенка с ОВЗ, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой в целом и учителем, успешное овладение новой для него деятельностью, и новыми социальными ролями [16].
Н.И. Гуткина считает, что психологическая готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка с ОВЗ для овладения им школьной программы в условиях обучения в группе сверстников [12].
Н.И. Нижегородцева и В.Д. Шадриков утверждают, что психологическая готовность – это сложное структурно-системное образование, которое включает личностно-мотивационную и волевую сферы, элементарные системы обобщенных знаний и представлений, некоторые учебные навыки, способности и другое [20].
Е.А. Груденко определяет психологическую готовность к школе как целостное состояние психики ребенка с ОВЗ, обеспечивающее успешное принятие им системы требований, предъявляемых школой в целом и учителем, успешное овладение новой для него деятельностью, и новыми социальными ролями .