Специальное дефектологическое образование Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Основные подходы к изучению проблемы социализации детей с ЗПР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы проблемы социализации детей дошкольного возраста 5

1.1 Сущность процесса социализации дошкольников 5

1.2 Условия полноценной социализации детей дошкольного возраста 8

Глава 2. Особенности социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 12

2.1 Характеристика детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 12

2.2 Средства социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития 18

Заключение 23

Список использованной литературы 24

  

Введение:

 

Актуальность. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из самых актуальных. Родители и воспитатели как никогда заинтересованы в том, чтобы ребенок, входящий в этот мир, становился уверенным в себе, счастливым, умным, любящим и успешным.

В детстве взрослеет человек, способный гармонично и эффективно приспосабливаться к меняющейся социальной среде, отличать свое «я» от других людей.

Особенности социализации детей с психическими отклонениями позволяют включить эту категорию детей в так называемую группа социального риска. Поэтому вопрос развития различных форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми у детей с задержкой психического развития, приобретения ими коммуникативных навыков и умений является особенно важным.

Умственная отсталость во многом связана с социальным фактором. Темпы и качество реабилитации во многом зависят от внешних факторов, особенно влияния социума.

Большинство ученых и практиков признают, что особое внимание необходимо уделять социализации детей с умственной отсталостью, чтобы успешно решать проблему воспитания и обучения детей с умственной отсталостью.

Некоторые аспекты рассматриваемой нами проблемы уже достаточно изучены. К проблеме социализации обращались следующие ученые: Дж. Дьюи, В. Кукарц, Э. Берн, А. Адлер, Р. Гарднер, А. Маслоу, Макаренко, П.Ф. Каптерев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, В.С. Мухина и др.

Проблемой социализации дошкольников занимались: А.М. Аскарин и А.И. Мышкис, В.Н. Гуров, Б.Д. Эльконина, Г.А. Гамезо, А.В. Запорожье и другие.

К проблеме социализации дошкольников с задержкой психического развития обращались: В.В. Ковалев, И.А. Коробейников, К.С. Лебединская, В.И. Любовский, Л. М. Шипицина.

Цель исследования: выявить особенности социализации дошкольников с задержкой психического развития.

Объект исследования: социализация детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: социализация детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задачи исследования:

1. определить сущность процесса социализации дошкольников;

2. изучить условия полноценной социализации детей дошкольного возраста;

3. рассмотреть характеристику детей дошкольного возраста с задержкой психического развития;

4.изучить средства социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Методы исследования: Основным методом нашего исследования является теоретический анализ научной и научно-методической литературы.

Теоретическая значимость исследования: заключается в том, что были рассмотрены и обобщены теоретические аспекты проблемы социализации детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Структура работы. Курсовая работа включает введение, 2 главы, заключение, список литературы, заключение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, можно констатировать, что процесс социализации представляет собой сложное явление, в ходе которого ребенок усваивает объективно заданные нормы человеческого общества и постоянно выступает, утверждает себя как социальный субъект и требует создания определенных условий организации жизни ребенка, насыщенных с положительными эмоциями, разнообразной деятельностью, высоким интеллектуальным потенциалом среды и общения.

Проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из самых актуальных. В детстве взрослеет человек, способный гармонично и эффективно приспосабливаться к меняющейся социальной среде, отличать свое «я» от других людей.

Социальное развитие сочетает в себе процессы социализации и индивидуализации, погружения ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и сверстниками. В связи с этим особое значение имеют ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей и отношений с обществом и происходит его социальное становление. Дети с задержкой психического развития являются одной из наиболее проблемных и многочисленных групп. В связи с этим проблема подготовки данной категории детей к школе, подбора адекватных программ обучения и воспитания стала одной из самых главных.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы социализации детей дошкольного возраста

1.1 Сущность процесса социализации дошкольников

Парадигма системы естественных и гуманитарных наук включает в себя ее гуманизацию и гуманизацию, которая всесторонне раскрывает место, сущность и смысл жизни человека в мире, обеспечивает доминирование личности в системе образования, ориентирует на воспитание человека-творца, носителя социальной культуры.

Реализация основных идей и целей системы естественнонаучного и гуманитарного образования предполагает необходимость совершенствования содержания и методов работы образовательных учреждений; модернизация и реформирование системы управления, организация педагогического процесса в соответствии с основными направлениями приобщения детей к различным аспектам социальной культуры, их своевременного социального развития.

Социальное развитие личности есть средство и результат, один из аспектов ее социализации, понимаемый в философии как процесс операционального освоения комплекса программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, как процесс интериоризация знаний. ценности и нормы, выражающие их индивидам как процесс усвоения и активного воспроизводства социального опыта индивида.

Функции социализации связаны с ее ролью в воспроизведении субъекта общественно-исторического процесса, в обеспечении преемственности развития культуры и цивилизации, в поддержании бесконфликтного существования общества как целостной системы путем приспособления индивидуального социального Окружающая среда.

Так, например, основоположники (Г. Тард, Т. Парсонс, Э. Эриксон) и современные социологи (Х. Лиймец, Т. Малковская, В. Ломов) справедливо считают, что социализация — это накопление социальных ролей, личностных норм, ценности, производимые обществом. Цель общественного развития в этом случае может быть представлена как приспособление личности к социальной действительности, а сам процесс социализации будет иметь однолинейную структуру, не обеспечивающую активности, характера, уровня, степени самостоятельности, творчества в воспроизведении культуры [9].

Более того, в ракурсе этого подхода человек выступает как объект, подверженный влиянию и влиянию уже существующей, устоявшейся культуры. Вопрос о том, как это влияет на ее развитие и как она развивается сама, остается открытым.

Одним из важнейших этапов формирования личности ребенка является период его социализации. Социализация необходима каждому человеку, потому что в процессе социализации человек познает окружающий мир, учится устанавливать связи и находит свое место среди людей. Нельзя всю жизнь сидеть за закрытыми дверями. Все мы знаем, что это невозможно, и если что-то подобное происходит с человеком, он находится на грани безумия. Развитие требует общения и знаний, что возможно только в процессе социализации.

Социализация дошкольников представляет собой многогранный процесс приобретения и усвоения социального и его интеграции в структуру личности. Можно сказать, что это первые шаги ребенка в мир вне семьи. Социализация дошкольников играет очень важную роль для всего последующего формирования личности.

В целом в истории психологии существует несколько трактовок процесса социализации [11]:

а) социализация как экстернализация (раскрытие изначальной природы человека в обществе);

б) социализация как гуманизация (обретение субстанции в обществе);

в) социализация как адаптация (сопряжение существенного и социального);

г) социализация как интериоризация (социальное овладение, его передача более глубоким личностям).

Само понятие «социализация» имеет определенное измерение — личность и социальная среда (коллектив, общество, другие люди). Суть процесса определяется тем, что, по мнению авторов, стоит за этими отношениями. Процесс социализации чаще всего понимается как процесс приспособления или приспособления. Эта интерпретация считается самой ранней. Он был основан во времена господства естествоцентризма, но до сих пор популярен за границей.

Но в современной психологии повседневности существует и взгляд на социализацию как на адаптацию. Рассмотрим определение Б.Г. Парыгина: «Процесс социализации входит в социальную среду, приспосабливается к ней, приобретает определенные роли и функции, которые, вслед за своими предшественниками, повторяет каждый индивид на протяжении всей истории своего становления и развития».

Многие известные педагоги и философы указывали на необходимость ранней социализации ребенка. Это Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервег, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, К.Н. Венцель, В.А. Сухомлинский и др. Особую роль в разработке теории социализации сыграл американский социолог Ф. Г. Гиббингс.

Социализация – это процесс становления личности. Существенное значение социализации раскрывается через процессы адаптации, интеграции, саморазвития и самореализации. Социализация – это непрерывный процесс, который длится всю жизнь [5].

По мнению большинства исследователей, главный результат эффективной социализации состоит в том, чтобы научить учащихся быть продуктивными членами общества, познакомить их со своими правами, социальными ролями и обязанностями, хорошо адаптироваться в социальной среде и интегрироваться в общество.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы