Социология Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Основные парадигмы в социологии

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ ПАРАДИГМЫ И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИОЛОГИИ 5

1.1Понятие парадигмы 5

1.2Роль парадигмы в социологии 8

ГЛАВА II СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ 12

2.1Теория социального научения 12

2.2Бихевиоризм 13

2.3Теория социального обмена 15

2.4Структурный функционализм 17

2.5Этнометодология 18

2.6Конфликтологическая парадигма 21

2.7Символический интеракционизм 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 28

  

Введение:

 

В массовом сознании социология часто связана с проведением опросов населения и опросами общественного мнения. Этому способствуют многочисленные телевизионные передачи, статьи в газетах и журналах, в которых приводятся результаты социологических исследований, характеризующих распределение мнений людей о том или ином событии, данные о степени поддержки избирателей различными политическими партиями, об удовлетворенности или неудовлетворенности респондентов работой, уровнем жизни, государственной политикой и т. д.

Все это создает картину социологии как прикладной науки, которая способствует решению самых вопиющих проблем нашей социальной жизни.

В последние годы социология получила широкое признание и заняла прочное место среди других наук. Она доказала свое право на существование как самостоятельная научная дисциплина. И это не случайно, потому что социология изучает человека и общество в ряде точек их взаимного контакта.

Она проливает свет на человеческий опыт, приглашает нас исследовать аспекты социального мира, которые мы часто игнорируем, упускаем из виду или принимаем как должное. Изучая социологию, мы можем лучше понять, как работает человеческое общество, где сосредоточена сила, какие чувства управляют нашим поведением и как наше общество стало тем, чем оно является сегодня.

Если первая стадия развития социологии связана с существованием и преференциальной теоретической социологией, вторая характеризуется, наряду с продолжением этого процесса, появлением и развитием эмпирической социологии.

Второй, современный этап развития социологии определяется взаимодействием (в том числе в форме противостояния, конфронтации, взаимного отвержения) теоретической и эмпирической социологии.

Важной особенностью современной фазы является то, что в ее ходе происходит процесс глубокой структурной и значимой дифференциации социологической науки. Появляются отдельные направления, течения, движения, ветви социологии. Особенно тесно связанная с» раздавливанием » социологии оказалась ее прогрессивной промышленной дифференциацией.

Цель работы – изучить основные парадигмы в социологии.

Задачи работы.

1)Дать понятие термину парадигма.

2)Рассмотреть роль парадигм для социологической науки.

3)Дать характеристику основным парадигмам социологии.

Предмет работы – социология.

Объект работы – парадигмы в социологии.

Актуальность работы – каждая наука постоянно развивается, если хочет сохранить свое значение для человечества. В ходе своего развития она претерпевает изменения, эволюционирует. Среди проявлений такой эволюции происходит смена парадигм. Знать парадигмы необходимо, поскольку они дают понятие об истории науки.

Практическое значение – материалы данной работы могут применяться для проведения лекций по истории социологии.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Появление парадигмы в науке оказывает революционное влияние на развитие последнего. Уникальная система теоретических взглядов, методологических принципов, методологических методов и эмпирических результатов, общих для научного сообщества, подтвержденная десятками и сотнями публикаций в серьезных академических журналах, регулирует процесс обучения и подготовки социологических кадров.

Создание парадигмы завершается выпуском стандартных учебников, систематизирующих историю, теоретические подходы, методологию и методологию исследования. Учебники дисциплинируют научное сообщество, известные и непризнанные, старые и новые кадры ученых.

Если раньше, до появления концепции «парадигмы», каждый исследователь, подающий заявку на получение докторской степени, должен был изобрести теоретическую модель, концептуальный язык, методы и стандарты при составлении программы своих исследований, то теперь учебники освободили его от необходимости такой деятельности.

Парадигма предоставляет студентам и будущим ученым готовую систему знаний, изложенную в лекциях и семинарах. Социологи, которые получают приказы от бизнесменов или местных властей провести исследование, уверены, что оно обязательно закончится успехом.

В Западной социологической мысли сегодня выделяются пять основных парадигм: теория конфликтов, теория обмена, символический интеракционализм, этнометодология, феноменологическая социология. Сторонники теории конфликта рассматривают конфликт как естественное явление социальной жизни. Его основой является объективно существующая дифференциация в обществе.

Конфликт-это процесс развития и разрешения противоречий целей, отношений и действий людей, определяемый объективными и субъективными причинами и происходящий в двух диалектически связанных формах-противоречивых психологических состояниях и открытых противоречивых действиях сторон на индивидуальном и групповом уровнях.

Теория социального обмена. Согласно этой теории, наше публичное поведение во многом обусловлено ожиданием того, что наши действия по отношению к другим людям будут вознаграждены так или иначе. Отношения между людьми основаны на взаимовыгодном обмене. Символический интернационализм развивался в американских социологических школах Джоан Роулинг. Основой символического интернационализма является утверждение о том, что человеческое взаимодействие происходит путем интерпретации символов и знаков.

Представители интеракционизма утверждают, что человек создает свои объекты на основе значения, которое он им дает. Этнометодология. Направление в социологии, которое занимается изучением повседневных норм, правил поведения, значения языка в рамках повседневного социального взаимодействия. Это направление универсализирует методы этнографии, распространяя их на повседневное поведение людей во всех, а не только архаичных культурах.

Феноменологические социологи считают, что объектом их исследования являются прежде всего повседневные представления (мир человеческой повседневной жизни, идеи о добре и зле, судьбе и загробной жизни и т. д.), которые действуют в обществе людей, а не в классе, как в марксизме. Кроме того, они подчеркивают интерсубъективные значения повседневных представлений, составляющих суть человеческой деятельности. Наконец, анализируя интерсубъективные значения человеческой деятельности, феноменологические социологи определяют объективное значение деятельности многих людей, как это понимают сами ученые.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I ПОНЯТИЕ ПАРАДИГМЫ И ЕЕ РОЛЬ В СОЦИОЛОГИИ

1.1Понятие парадигмы

Основная концепция парадигмы (греч. «paradeigma» — пример, образец) в самом общем смысле означает набор явных и неявных (и часто бессознательных) предположений, которые определяют научные исследования и признаются на этом этапе развития науки.

Концепция восходит к древней и средневековой философии, в которой она понималась как сфера вечных идей, как, образец, согласно которому Бог демиург создает мир существования.

В методологии науки парадигма определяется как набор ценностей, методов, подходов, технических навыков и средств, принятых в научном сообществе в рамках установленной научной традиции в течение определенного периода времени. Эта концепция, в современном смысле этого слова, была введена американским физиком и историком науки Томасом Куном.

Этапы развития научной дисциплины: — предпарадигмальный (предшествует установлению парадигмы); — верховенство парадигмы (т. н. «нормальная наука»); — кризис нормальной науки; — научная революция, которая заключается в смене парадигмы, переходе от одного к другому.

Предпарадигмальный период в развитии науки характеризуется наличием большого количества школ и разных направлений. Каждая школа по-своему объясняет различные явления и факты, лежащие в основе конкретной науки, причем различные методологические и философские предпосылки могут лежать в основе этих интерпретаций.

Предпарадигмальный период, по словам Куна, характерен для рождения любой науки. Описанная выше ситуация типична для развития каждой науки до того, как эта наука разработает свою первую общепризнанную теорию вместе с методологией исследования-то, что Кун называет парадигмой.

На ранних этапах развития любой науки разные исследователи, столкнувшись с одинаковыми категориями явлений, не всегда описывают одно и то же и интерпретируют одни и те же явления.

На смену допарадигмальной науки приходит, по мнению Куна, зрелая наука. Зрелая наука характеризуется тем фактом, что на данный момент существует не более одной традиционной парадигмы.

Первоначальные различия, характерные для ранних стадий развития науки, с появлением общих теоретических и методологических предположений и принципов, постепенно исчезают, сначала в значительной степени, а затем и окончательно.

Существование парадигмы также предполагает более четкое определение области исследований в зрелой науке (или профессионализм). Именно с принятием парадигмы школа, ранее заинтересованная в изучении природы из простого любопытства, становится довольно профессиональной научной школой, и объект ее интереса превращается в научную дисциплину.

В наши дни такие парадигмы или научные достижения, которые определенное научное сообщество давно признает основой для развития своей дальнейшей деятельности, цитируются в учебниках.

Учебники проясняют суть принятой теории, иллюстрируют многие ее применения и сравнивают эти приложения с типичными наблюдениями и экспериментами. Они определяют справедливость проблем и методов исследования каждой области науки для последующих поколений ученых.

До того, как такие учебники получили широкое распространение, аналогичную функцию выполняли известные классические произведения ученых.

Их создание было достаточно беспрецедентным, чтобы надолго отговорить ученых от конкурирующих концепций, и в то же время они были достаточно открыты, чтобы новые поколения ученых могли найти в своих рамках нерешенные проблемы любого рода.

Парадигма-это классическое научное развитие, которое представители дисциплины воспринимают как образец. Это становится основой научной традиции. Работа ученых-это работа в рамках парадигмы. Он заключается в дополнении, уточнении, углублении сформулированных принципов, распространении на новые предметные области.

Формирование новой парадигмы начинается в условиях, когда возникают проблемы (аномалии), которые не могут быть решены и объяснены в рамках существующей парадигмы.

Переход от одной парадигмы к другой может охватывать десятки и даже сотни лет. Кун назвал этот период научной революцией. Смена парадигмы-это не просто изменение теорий и концепций, выдвинутых определенными авторами. Это изменение отношения к исследовательскому объекту, которое включает изменение методов и целей исследования, а иногда и изменение самого объекта исследования.

Следующие черты определяют парадигму в куновском смысле:. Система отношения должна быть привлекательной, широко признанной среди большого числа сторонников, но не тривиальной. То есть парадигма не может иметь ровно одного представителя: сторонники должны быть, если они клянутся, «достаточно много». Теория и даже вся дисциплина могут стать парадигмой из-за ее привлекательности в данную эпоху. И привлекательность идей заключается в их производительности.

Сторонники одной и той же парадигмы должны полагаться на одни и те же «правила и стандарты научной практики». Таким образом, создаются предпосылки для того, что Кун называет «нормальной наукой», главной характеристикой которой является прогрессивное развитие и преемственность в традиции того или иного направления исследований.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы