Курсовая теория на тему Основные направления совершенствования транспортной безопасности России.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 5
1.1. Зона транспортной безопасности 5
1.2. Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности 13
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 22
2.1. Регулирование транспортной безопасности в некоторых странах восточной Европы и Балтии 22
2.2. Пробелы в законодательстве России в сфере транспортной безопасности 26
2.3. Совершенствование нормативного правового регулирования в сфере обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 37
Введение:
Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (п. 10 ст. 1) определил транспортную безопасность как защищенность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Системный характер понятия транспортной безопасности включает в себя, прежде всего:
— реализацию целей национальной безопасности в сфере транспортного комплекса;
— обеспечение экологической безопасности транспортной системы;
— предупреждение на транспорте чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера;
— предупреждение, противодействие и пресечение преступлений в транспортной сфере;
— противодействие террористическим актам и диверсиям на транспорте;
— ликвидацию и минимизацию материального и морального ущерба от чрезвычайных происшествий и преступлений в транспортном комплексе.
Основными задачами транспортной безопасности являются обеспечение:
— безопасности деятельности и эксплуатации объектов и средств транспорта;
— безопасность перевозок грузов, товаров, багажа и грузобагажа;
— безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
Таким образом, система транспортной безопасности включает в себя систему защиты транспортных коммуникаций (путей сообщения), объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (подвижного состава).
Специфика деятельности транспортного комплекса связана с наличием опасностей, возникающих при движении транспортных средств и даже при их стоянке. Не случайно транспортные средства характеризуются как источник повышенной опасности. Это обусловлено наличием целого ряда факторов, которые могут привести к возникновению аварий, крушений, транспортных происшествий, связанных с гибелью людей, или причинение вреда их здоровью.
Анализ основных угроз транспортной безопасности показывает, что на первом месте по частоте проявлений и тяжким последствиям находятся чрезвычайные происшествия, вызванные техническим состоянием транспортных систем (изношенность технических систем и транспортных средств, приводящих к авариям, конструктивные недостатки, нарушения правил эксплуатации транспортных средств, нарушения требований экологической безопасности в деятельности транспортного комплекса). Сюда же относятся и природные факторы, создающие аварийную обстановку и влекущие за собой материальные потери и человеческие жертвы.
На втором месте (на первом по общественному реагированию) — террористические и диверсионные акции (угон или захват транспортных средств — воздушных, морских и речных судов, автотранспорта, железнодорожного подвижного состава; взрывы в аэропортах, на железнодорожных вокзалах, портах, на транспортных средствах, на гидротехнических сооружениях и др.); криминальные действия в сфере грузовых и пассажирских перевозок.
Определенную угрозу представляют и иные случаи незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса: противоправное блокирование транспортных магистралей, блокирование аэропортов, железнодорожных и автомобильных вокзалов, морских и речных портов. В последнее время участились случаи телефонного «терроризма», разоборудование устройств железнодорожных путей, наложение посторонних предметов на рельсы, ослепление водителей транспортных средств лазерами. Популярность у молодежи приобрел «зацепинг» — езда на крышах вагонов, на прицепных устройствах, что всегда представляет угрозу для жизни и приводит к нарушениям деятельности транспорта. По-прежнему нередки случаи вандализма в отношении транспортных средств.
Для обеспечения транспортной безопасности и эффективной защиты транспортного комплекса в настоящее время в России выработан единый подход к реализации мер безопасности. Сюда, в первую очередь, относится усиление контроля за техническим состоянием систем транспортного комплекса, что является прямой обязанностью не только службы эксплуатации, но и службы транспортной безопасности. Для предупреждения террористических угроз и диверсий организована система рубежного контроля с целью выявления и определения тех или иных видов террористических угроз.
Таким образом, объектом исследования является транспортная безопасность, а его предметом – методы совершенствования транспортной безопасности в РФ.
Объект и предмет определили цель исследования – наметить пути совершенствования нормативно-правовой базы по обеспечению транспортной безопасности. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность зоны транспортной безопасности;
2. Рассмотреть компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности;
3. Изучить регулирование транспортной безопасности в некоторых странах восточной Европы и Балтии;
4. Рассмотреть пробелы в законодательстве России в сфере транспортной безопасности;
5. Определить пути совершенствования нормативного правового регулирования в сфере обеспечения транспортной безопасности Российской Федерации.
Заключение:
В обеспечении транспортной безопасности, конечно, огромную роль играют технические средства контроля и поиска запрещенных и опасных предметов. С этой целью применяются специальные технические средства, использующие различные физико-химические методы (рентгеновский, газоаналитический, ядерно-квадрипольный резонанс, нейтронный, спектрометр подвижных ионов и др.). Применение таких технических средств дает возможность идентифицировать взрывчатые вещества различного состава, включая жидкие взрывчатые вещества (типа нитроглицерина), кристаллогидраты (например, на основе нитрата аммония). В настоящее время появляются новые устройства, в которых используются терагерцовые волны для выявления скрытых взрывчатых веществ.
Однако несмотря на постоянное совершенствование технических средств контроля, одними техническими новшествами устранить террористическую угрозу невозможно. Вечный спор «брони и снаряда» — террористы постоянно предпринимают попытки опередить службы транспортной безопасности. Появляются новые виды взрывчатки, к примеру, так называемая «жидкая взрывчатка», которая помещается в естественные полости человеческого тела и не может быть обнаружена ни собаками, ни техническими средствами досмотра. Объемные взрывы могут возникать в помещениях, где скапливается пыль (взвесь) горючих веществ или смесь горючего газа и воздуха. Это газ, пары бензина, угольная пыль, обычные очень мелкие древесные опилки, мучная, сахарная пыль.
Высокотоксичные химические вещества также весьма малозаметны. Но они способны вызвать массовое отравление пассажиров. Современная тактика террористов расширяет сферу обеспечения транспортной безопасности, охватывая не только входы на железнодорожные вокзалы, порты, аэровокзалы, автовокзалы и автостанции, но и прилегающие территории (привокзальные площади), включая стоянки автотранспорта. Важное место в обеспечении транспортной безопасности отводится организации взаимодействия правоохранительных органов и служб транспортной безопасности в случае осуществления террористического акта и ликвидации его последствий.
Отсюда следует весьма важный вывод, что в системе транспортной безопасности на первый план выходит анализ поведенческой модели людей, находящихся на территории транспортного комплекса, не исключая при этом и превентивный сбор агентурной информации, и оперативно-поисковые мероприятия, нацеленные на обнаружение оружия и взрывчатых веществ. Службы транспортной безопасности должны ориентироваться, в первую очередь, на работу с пассажирами, а затем уже надеяться на технические средства контроля. Следовательно, возникает необходимость в специальной подготовке сотрудников транспортной безопасности.
Это касается и надежности операторов технических средств обеспечения безопасности, благонадежности сотрудников служб транспортной безопасности и сотрудников правоохранительных органов.
Особое внимание следует уделять эффективной организации предпосадочного контроля пассажиров и их оперативному сопровождению до посадки в транспортное средство.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
1.1. Зона транспортной безопасности
Зоной транспортной безопасности называют объект транспортной инфраструктуры (или его надводную, наземную, воздушную или подземную часть), а также транспортное средство (или его часть), в которых для обеспечения безопасности устанавливается особенный режим для провоза вещей и проезда (прохода) людей.
По сути, зона транспортной безопасности призвана предупредить терроризм на транспортных средствах. То есть такая зона безопасности представляет из себя систему противодействия, предупреждения и пресечения преступлений, в том числе терроризма, в транспортной области. Сюда же можно отнести систему минимизации или недопущения морального и материального ущерба от чрезвычайных происшествий и преступлений.
Зона транспортной безопасности предполагает использование специальных терминов, которые мы и рассмотрим. Акт незаконного вмешательства — это противоправное бездействие или действие, которое угрожает безопасности транспортного комплекса и влечет за собой причинение вреда здоровью и жизни людей, материальный ущерб или создает угрозу подобных последствий. Сюда же относится террористический акт.
Соблюдение транспортной безопасности — выполнение физлицами, которые находятся в зоне транспортной безопасности или следуют через нее, требований, установленных правительством нашей страны.
Аттестация сил обеспечения транспортной безопасности — это установление навыков, знаний, умений, а также уровня физической подготовки и личностных качеств в целях принятия решения о допуске или невозможности такового сил обеспечения безопасности транспорта к выполнению работы, которая связана с предоставлением этой самой безопасности или отстранением от такой работы [4].
Зоной транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры называют:
• Метрополитены.
• Автовокзалы и железнодорожные вокзалы, а также станции.
• Мосты, тоннели, эстакады.
• Акватории морских портов и морские терминалы.
Порты, расположенные на водных внутренних путях, в которых происходит высадка и посадка пассажиров, а также перевал грузов повышенной опасности. Для этого необходимо иметь спецразрешение, которое выдается в порядке, устанавливаемом правительством нашей страны.
Искусственные острова, сооружения и установки, которые находятся в территориальном море, внутренних морских водах, континентальном шельфе или исключительной экономической зоне нашей страны.
Аэропорты, аэродромы, объекты для навигации и управления движением ТС и объекты систем связи.
Участки автомобильных дорог, внутренних водных и железнодорожных путей, посадочные площадки и другие объекты, которые обеспечивают работу транспортного комплекса.
Зона транспортной безопасности — это транспортный комплекс, напрямую связанный с ТС. Поэтому необходимо понять, что называют транспортными средствами. ТС — это устройства, которые позволяют перевозить людей, багаж, личные вещи, животных, грузы и оборудование. Итак, к ним относятся:
Автомобильный транспорт, который используется для постоянной перевозки багажа или пассажиров. Сюда же относится перевозка пассажиров и багажа по заказу и перевозка опасных грузов. Для последнего необходимо специальное разрешение.
Воздушные суда гражданской коммерческой авиации.
Воздушные суда общего назначения, которое определяет правительство нашей страны.
Суда, которые используют в торговом мореплавание. Исключением являются спортивные парусные, прогулочные, искусственные сооружения и установки, созданные на морских плавучих платформах [18].
Транспортные средства наземного городского электротранспорта.
Железнодорожный состав, который перевозит пассажиров или грузы повышенной опасности.
Зоны безопасности транспортного средства делятся на сектора. Каждый из них имеет свои особенности проезда и прохода. Поэтому лучше их рассматривать по отдельности.
Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности — это участок, на котором физические лица перемещаются по объекту только по пропускам, которые соответствуют должностям. Материальные же объекты перемещаются по перевозочным документам, в которых учитываются вещества и предметы, ограниченные или запрещенные к перемещению. Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности — это стерильная зона. Сюда относятся первый и второй этаж аэровокзального комплекса, то есть накопители, пункты для досмотра и телетрапы.
Технологический сектор зоны транспортной безопасности — это участок, куда допуск ограничен пассажирам. А физические и юридические лица перемещаются внутри по пропускам, которые соответствуют занимаемым должностям. Технологический сектор зоны транспортной безопасности — это хозяйственная зона или зона ограниченного доступа. Сюда относятся перроны, внутренние пропускные пункты, объекты управления воздушным движением, административные здания, подвальный этаж аэровокзального комплекса, грузовой терминал. Сооружения и здания аэропорта тоже можно отнести к технологическому сектору [9].
Зона транспортной безопасности этого типа — это участок, для перемещения по которому не нужен пропуск. Сюда можно отнести привокзальную площадь на расстоянии в пятьдесят метров от стен автовокзального комплекса, помещения внутри комплекса, зал ожидания, место выдачи багажа и регистрации пассажиров, места общего пользования, магазины.
Зоны транспортной безопасности ТС чаще всего имеют пропускной режим. Руководит разработкой, внедрением и контролирует соблюдение внутриобъектового и пропускного режима заместитель генерального директора по Автобезопасности.
Практически же внутриобъектовый и пропускной режим контролирует начальник службы автомобильной безопасности. Кстати, другие организации тоже могут этим заниматься, но только если подписан договор на оказание услуг.
За обеспечение требований внутриобъектового режима и контроль за действиями подчиненных отвечает руководитель службы и подразделений. Руководители сторонних организаций, которые работают на территории, тоже несут ответственность за свои действия.
Чтобы понять, что такое пропускной режим в зоне транспортной безопасности ОТИ, рассмотрим, как работает аэропорт Домодедово.
В аэропорту есть следующие зоны ограниченного доступа:
• Воздушное судно.
• Аэродромный диспетчерский пункт.
• Перрон.
• Объекты обслуживания пассажиров.
• Здания администрации.
Также существуют стерильные зоны для пассажиров, которые уже прошли досмотр перед полетом. В пропускных пунктах через границу страны в аэропорту установили зоны дополнительных ограничений режима. Это:
Международный сектор. Это служебные помещения контрольно-пропускного пункта аэропорта. Там осуществляется пограничный контроль граждан от кабин паспортного контроля до выхода к перрону.
Аэровокзальный комплекс. Служебные помещения контрольно-пропускного пункта в аэропорту, где проходит пограничный контроль физлиц от паспортного контроля до выхода к перрону.
Пропуска в зону транспортной безопасности получают только те люди, кто работает на предприятии. Пропуск имеет цветные полосы, которые разграничивают зоны доступа для работника. Например, оранжевая полоса набивается на пропуск для работников Домодедовского аэропорта. Кроме полос, разрешенная зона еще и прописывается на самом пропуске. Такие документы выдаются только после издания приказа о приеме на работу [10].
Постоянные пропуска для работников таможенного поста, аэропорта, сотрудников контрольно-пропускного пункта и военнослужащим воздушных сил выдаются с письменного заявления, которое должно быть подписано руководителем непосредственной организации. Пропуск действует три года, после чего его необходимо менять.
Что касается этих документов, то они выдаются тем, кому необходимо единожды посетить зону безопасности. Они имеют срок действия, который ограничен временем, прописанным в бумаге. Когда время закончилось, человек, который заказал пропуск, отмечается и сдает его на контрольно-пропускной пункт в момент выхода из зоны.
Временный пропуск получают те лица, которые не работают постоянно, например, в аэропорту, но им необходимо время от времени там появляться для решения служебных вопросов. Временный пропуск выдается после заявления с подписью начальника службы предприятия. Действия такого пропуска не может превышать год. Временный пропуск также получает сотрудник, который проходит испытательный срок.
Для членов экипажа воздушных судов пропуски не предусмотрены. Они проходят в контролируемую зону аэропорта по своим удостоверениям. Выходят же они для полета через аэродромно-диспетчерский пункт предполетного досмотра персонала.
Пропускные пункты. Они существуют для того чтобы контролировать персонал, транспортные средства, работников других организаций и других служб.
Первый пункт регулирует проход в зону транспортной безопасности персонала предприятия, представителей сторонних организаций и их досмотр. На контрольно-пропускном пункте стоит турникет, имеется радиосвязь и телефон, а также есть тревожная сигнализация и технические средства досмотра. Внутри и снаружи пункта есть освещение. В смене работают полицейский и инспектор по досмотру.
Второй пункт регулирует доступ автотранспорта, персонала предприятия и представителей сторонних организаций в контролируемую зону. Имеются сдвижные механические ворота с автоматической системой открытия и закрытия. Управление этой системы осуществляется из помещения пункта. Кроме ворот, имеется шлагбаум, турникет, смотровая площадка, радиосвязь и телефон, тревожная сигнализация. На КПП есть технические средства досмотра, как ручной металлоискатель, МИС, РТИ. Внутри и снаружи пункта имеется освещение и установлено видеонаблюдение. Контрольно-пропускной пункт оборудован системой принудительной остановки транспорта. В смену работает два полицейских и один инспектор по досмотру [9].
Третий пункт предназначается для пропуска персонала предприятия, транспортных средств в контролируемую зону. Пункт оборудован сдвижными механическими воротами с автоматической системой закрытия и открытия. Имеется также смотровая площадка с турникетом и шлагбаумом. В помещение пункта есть телефон и радиосвязь, а также тревожная сигнализация. Имеются средства досмотра и видеонаблюдение.
На каждом контрольно-пропускном пункте есть стенды, на которых можно посмотреть образцы пропусков и удостоверений, а также образцы подписей должностных лиц. Это касается только тех должностей, которые вправе подписывать пропуски, служебную документацию и должностные инструкции.
Границы зоны транспортной безопасности охраняются строго, поэтому был введен особый порядок выдачи пропусков.
Сначала их подразделяют на виды:
По срокам действия. То есть пропуска делятся на разовые, постоянные и временные.
По назначению. Транспортные, личные и материальные.
Пропуск дает право прохода или проезда людей и транспортных средств. А также разрешает вывозить или выносить материальные ценности. Постоянные пропуска могут быть двух видов. Один выдается сотрудникам предприятия, а другой представителям сторонних организаций.
Пропуск-удостоверение выдают для того, чтобы человек мог пройти на территорию. Он действует три года и имеет магнитную основу. документ является двусторонним. На одной стороне информация указана на английском языке, а на другой — на русском. И там, и там есть номер доступа, фотография сотрудника, номер пропуска, занимаемая должность, срок действия пропуска. Пропуск выдается после того, как генеральный директор издаст приказ о приеме человека на работу. Заявку на пропуск обязан подписать руководитель подразделения.
Чтобы человек имел доступ в зону транспортной безопасности, это надо согласовать с начальником службы, производственные помещения которой находятся в этой зоне. Почему? В противном случае ему будет запрещено в зону транспортной безопасности входить.
Точно такой же пропуск получают представители сторонней организации, которые работают в зоне безопасности на постоянной основе. Отличие заключается в том, что пропуск имеет односторонний вид и выдается всего на двенадцать месяцев. Так как титульная страница одна, то на ней все данные написаны на русском языке. Информация указывается такая же, как и в пропуске-удостоверении.
Основанием для выдачи считается заявление на выдачу пропуска с указанными зонами доступа. Заявление должно быть подписано начальником организации. Также необходимо согласование с руководителем подразделения ОТИ, который взаимодействует со сторонней организацией. Кроме того, нужна копия документа, который подтвердит необходимость допуска представителя. Это может быть договор или иной подтверждающий документ. Если этого будет недостаточно, то служба безопасности имеет полное право потребовать дополнительную информацию о сотруднике, цели получения пропуска или организации, которую работник представляет. Что касается разовых пропусков, то они изымаются у человека при выходе с контролируемого предприятия. В конце рабочего дня они сдаются в бюро пропусков. Разовый пропуск действует только то время, что указано на самом документе [12].
Как видим, зона транспортной безопасности должна быть хорошо защищена. Это важно, так как сейчас в мире существует большое количество террористических группировок, которые не останавливаются ни перед чем, чтобы достичь своих целей. Транспортная безопасность же призвана предупредить возможное совершение преступлений или прекратить его. Такие меры могут показаться чересчур жесткими, но это точно гарантирует безопасность как людей, так и материальных ценностей.
Проблема еще и в том, что именно в многолюдных местах чаще всего совершаются преступления и противоправные действия, в том числе и теракты. Если не уделять должное внимание безопасности зон общественного пользования, то закончится все может очень печально.
И пусть для обычных людей такие меры безопасности не совсем удобны, но зато они минимизируют преступления и их последствия. Каждый человек должен понимать, что гораздо проще простоять в очереди на досмотр, чем взлететь потом на воздух от взрыва. Конечно, случается и так, что подобные меры не помогают, но это происходит все реже, ведь технологии не стоят на месте. Это значит, что сейчас человечество может позволить себе то, о чем двадцать лет назад даже не мечтало. Это касается и оснащения пропускных пунктов и самих зон транспортной безопасности.