Логопедия Курсовая теория Педагогика/Психология

Курсовая теория на тему Основные направления коррекционно-педагогической деятельности в современной России

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 6
1.1Диагностика нарушений
психофизического развития. 6
1.2 Коррекционные мероприятия для
детей с отклонениями в развитии. 11
ГЛАВА 2.ОСОБЕННОСТИ КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА
СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. 20
2.1Тенденция развития коррекционной педагогики в
отечественной педагогике  20
2.2Диагностико-мониторинговая
и консультативная составляющие коррекционно-педагогического процесса. 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 28
Список используемой литературы.. 31

  

Введение:

 

Призвание
педагога заключается в создании условий для развития каждого ребенка с учетом
его возможностей. В современном мире значительно возросло количество детей с
нарушениями нормального развития: если в середине XX в. 60-70% новорожденных
были практически здоровыми, то сегодня до 40-50% детей имеют определенную
склонность к изменениям в развитии. Количество детей со сложными нарушениями
развития за это время почти не изменилась (4-5%), однако значительно больше
детей с «ограниченными возможностями». Их развитие может быть приближенно к
нормальной только при условии правильного воспитания и специального обучения.

К детям с
проблемами развития относятся дети с нарушениями интеллекта (умственно
отсталые) с отклонениями в познавательном развитии (с задержанием психического
развития); с нарушениями слуха с нарушениями зрения; с нарушением
опорно-двигательного аппарата; с нарушением речи; с эмоциональными
расстройствами, в том числе с ранним детским аутизмом (болезненным состоянием
психики) с нарушениями поведения и деятельности; с тяжелыми комплексными
нарушениями.

Детям с
врожденными и приобретенными пороками развития нужны специальные условия
воспитания и обучения, направленные на корректировку их недостатков,
продвижение в общем развитии и социализации. Работают с ними педагоги,
специалисты в области коррекционной педагогики, ранее называлась дефектология.

Систему
специального обучения применяют относительно детей следующих категорий:

— С
нарушениями в развитии. Они отстают в психофизическом развитии вследствие
нарушения деятельности одного или нескольких анализаторов (зрительного,
слухового, двигательного, речевого), а также вследствие органического поражения
центральной нервной системы;

— С
отклонениями в психофизическом развитии. Имеют отклонения в развитии
анализаторов, выраженность которых не так резко ограничивает их возможности,
как у детей с нарушениями в психофизическом развитии;

— С
ограниченными возможностями здоровья. Нарушения в развитии этих детей оказывают
им особый статус, то есть определенные льготы (по традиционной терминологии —
дети-инвалиды)

— С
особыми образовательными потребностями. Для этой категории детей необходимы
специальная коррекционная поддержка и специфические методы обучения, которые
могут быть обеспечены и в общеобразовательном дошкольном учреждении, и в
дошкольных учреждениях компенсирующего типа.

Дети с
нарушениями развития имеют общие и специфические трудности, связанные с
характером и выраженностью первичных нарушений, особенностями вторичных.

Первичные
нарушения обусловлены непосредственно болезнью, вторичные возникают вследствие
первичных нарушений, подвергаются воздействию ранней коррекционной помощи.
Специфические трудности, с которыми сталкиваются больные дети, обусловленные
характером и степенью выраженности отклонений, условиями
социально-педагогического окружения на ранних этапах развития. Общими
проблемами этих детей является социальная дезадаптованность: низкий уровень
психических процессов (внимания, восприятия, мышления, памяти); не сформированность
мотивационной и эмоционально-волевой сфер; снижена произвольность психических
процессов, деятельности и поведения; трудности овладения языком; отклонения в
восприятии, осмыслении и использовании информации из окружающей среды.

Коррекционная
педагогика изучает особенности физического и психического развития,
закономерности организации коррекционного учебно-воспитательного процесса,
разрабатывает специальные средства обучения и воспитания детей с особыми
потребностями. Актуальной проблемой воспитания является их интеграция в
общество в соответствии с определенными международными законодательными
документами прав каждого ребенка на жизнь, защиту, образование и т.

Многие
дети с серьезными и устойчивыми патологиями развития находятся под постоянным
наблюдением и опекой врачей, психологов, дефектологов в специальных дошкольных
учреждениях компенсирующего или коррекционного типа. Дети с нерезко выраженными
отклонениями в развитии по желанию родителей могут воспитываться в детских
садах общеразвивающих типа.

Актуальность
и значимость этой работы очень важна, поскольку социально-педагогическая
поддержка и реабилитация детей с особыми потребностями развития, создание
условий для их успешной социальной и психофизиологической адаптации, развитие
их жизненной компетентности является принципиальной признаком демократического
образования и общественной жизни.

Цель
исследования: изучить основные направления коррекционно-педагогической
деятельности в современной России.

Объект
исследования: коррекционная педагогика.

Предмет
исследования: Основные направления
коррекционно-педагогической деятельности в современной России

Задачи
исследования:

-изучить
диагностику нарушений психофизического развития.

-рассмотреть
коррекционные мероприятия для детей с отклонениями в развитии.

-изучить тенденции
развития коррекционной педагогики в отечественной педагогике.

-определить
диагностико-мониторинговую и консультативную составляющие коррекционно-педагогического
процесса.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Общими
направлениями психологической коррекции с детьми с отклонениями в развитии
будут: коррекция чувства неполноценности, формирование социального интереса,
коррекция установок и мотивов с целью выработки нового стиля жизни. В этом
случае психолог организует работу по формированию у детей положительных
установок на занятия, анализирует и прорабатывает личностную позицию ребенка,
подбадривает и поощряет детей. Следовательно, при организации психологической
помощи необходимо учитывать, как общие, так и специальные направления работы,
что позволяет варьировать подходы коррекции в зависимости от конкретных целей
развития, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.

Поскольку
коррекционная педагогическая деятельность является составной частью единого
педагогического процесса, она должна иметь определенное «рабочее поле», быть
очерченным «кругом влияния», сферой своего влияния, иметь определенную
структуру и направления (векторы) влияние.

Во-первых,
в рамках концепции коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей и
подростков коррекционно-педагогическая деятельность занимает центральное
(стержневое) место в едином педагогическом процессе.

Во-вторых,
коррекционная деятельность, являясь одной из составляющих общего образования, в
то же время имеет свою специфическую направленность в реализации
образовательного процесса.

В-третьих,
по объему и значимости коррекционно-воспитательного процесса в системе общего
образования ему отводится достаточно заметное место на стыке составляющих
образовательного процесса (обучение, воспитание, развитие).

В-четвертых,
коррекция как самостоятельная единая единица педагогического процесса должна
иметь самостоятельный выход, взаимодействовать с социальной средой, поскольку
для коррекционно-педагогического процесса это не составной элемент, а элемент
окружающая сфера, самая граница поля взаимодействия и взаимовлияния компонентов
единого педагогического процесса.

Социальная
среда влияет на все этапы педагогического процесса, определяет социальные цели
общего образования; формирование и разностороннее развитие личности студента;
его социализация и компенсация недостатков в общем развитии; усвоение
социального опыта человечества в доступной форме. Словом, система
коррекционно-педагогической работы направлена ​​на реабилитацию и социальную
адаптацию школьника с ограниченными возможностями в развитии и поведении к
реалиям окружающего мира, делая его полноценным и активный член общества. — педагогическая деятельность и ее ведущие
составляющие, обозначим ведущие стратегические направления этого процесса.
Основные направления коррекционной работы можно обозначить как стратегические:

корректирующее
воздействие на ребенка факторов среды (природных, социальных) — то есть
«средовая терапия»;

конкретная
организация учебного процесса (его корректирующая направленность);

целенаправленный
подбор культурно-развлекательных мероприятий;

психогигиена
общения и семейное воспитание.

В
коррекционно-педагогической работе с детьми и подростками с отклонениями в
развитии и поведении выделяют следующие направления коррекционной деятельности:

нормализация
и обогащение взаимоотношений ребенка с окружающим миром, прежде всего с
учителями и детским коллективом;

компенсация
пробелов и недостатков в его общем развитии, усиление деятельности в той сфере,
которую он любит, в которой он может достичь хороших результатов (компенсация в
сфере интересного бизнеса, увлечения спортом, техника, музыка и др.);

восстановление
положительных качеств личности ребенка, получивших незначительную деформацию
(отклонение);

постоянное
стимулирование положительных качеств, не утративших своей социальной
значимости;

интенсификация
позитивного развития личности, формирование ведущих положительных качеств;

усвоение и
накопление общественно ценного жизненного опыта, обогащение практической
деятельности в различных сферах жизни;

накопление
навыков нравственного поведения, здоровых привычек и потребностей на основе
организации деятельности учащихся для удовлетворения их интересов;

коррекция
как преодоление негатива, то есть устранение пробелов в формировании
положительных качеств, искоренение отрицательных качеств и вредных привычек.

Можно
сделать заключение о том, что в последнее время в России вопросам помощи детям
с инвалидностью и/или ОВЗ уделяется приоритетное значение. Положительные
трансформации Российской системы специального образования обусловлены
следующими факторами: совершенствование государственно-общественных отношений;
социально-экономические и технические достижения в области помощи детям с ОВЗ;
совершенствование законодательства в сфере образования; поступательное развитие
дефектологии, как науки, сочетающей в себе медицинские основы отклоняющегося
развития, специальную психологию и специальную педагогику; международное
взаимодействие.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.1Диагностика
нарушений психофизического развития Субъектом
коррекционного образования, на который направлено изучения, воспитания,
обучения и коррекционная психолого-педагогическая помощь, является личность
ребенка с недостатками психофизического развития.

В
нормативно-правовой документации и практике коррекционного образования
используются различные термины для обозначения этой категории учащихся.
Приведем некоторые из них.

В
понятийно-терминологическом словаре по специальной педагогике дается следующее
определение: «Аномальные дети (дети с недостатками психофизического развития) —
это дети, которые имеют существенные отклонении от нормального физического или
психического развития, обусловленные врожденными или приобретенными дефектами и
требуют специальных условий обучения и воспитания »[3, с 25-26]. Заметим, что
не каждый ребенок с проблемами здоровья или нарушениями физического и (или)
психического развития считается аномальной, а лишь та, недостатки которой
отражаются на всем развитии ребенка (сложная структура аномального развития по
Л. С. Выготским) и препятствуют усвоению культурного опыта (и традиционного
образования одновременно) в обычных условиях жизни и воспитания. Именно поэтому
для этой категории детей созданы учреждения системы коррекционного образования.

Наиболее
распространенными синонимами к термину «аномальные дети» пора являются: дети с
недостатками (нарушениями) психофизического развития; дети, нуждающиеся в
коррекции психофизического развития; дети с особыми образовательными
потребностями; дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, инвалиды.
В сфере образования РФ наиболее приемлемыми являются два первых срока.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы