Курсовая теория Гуманитарные науки История

Курсовая теория на тему Основные направления и ведущие тенденции дисциплины история как потенциал развития современной школы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ И ИСТОРИИ В ШКОЛЕ. ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ
7

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ
ПРИНЦИПОВ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЕ 13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

ПРИЛОЖЕНИЕ32

  

Введение:

 

факторами. Прежде всего — это направленность
образования и воспитания молодого поколения России — в духе патриотизма и
интернационализма, следования общенародным, общенациональным ценностям и
общечеловеческим ценностям.

Этот важный посыл связан с тем, что мир
интенсивно изменяется в идеологическом, духовно-культурном плане. Надо иметь в
виду, что проблемы: соотношения тоталитаризма и индивидуализма, расизма и
колониализма, канули в Лету. Эти темы давно исчерпали свой потенциал и
возможности.

Cегодняшний мир находится в состоянии
пролонгированных кризисов, связанных с новым глобализмом, серьёзными подвижками
в гео-политике, новыми конфигурациями в сфере трудовой занятости и миграции,
дальнейшей поляризацией регионов мира в связи с экономикой, социокультурной
жизнью, новейшими взаимоотношениями религий и духовных течений, наращиванием
военного могущества ведущими государствами мира, попытками — на основе терроризма
и других атак на общественность — расшатать общемировой политический и
социальный баланс.

Эти моменты определяют ход социализации современной
личности — человека общества, в котором разломы, особенно, социальные, достигли
пика. Эта личность находится в сфере влияния религии, мифов различной природы,
образования и воспитания, семейных и других социогрупповых отношений,
общегосударственной социокультурной политики, и, что особенно важно, в сфере
влияния СМИ, Интернета и социальных сетей. Этот фактор социализации личности,
по нашему мнению, сегодня есть наиболее влиятельный – на все сферы сознания
индивида.

В течение дня, школьник, студент,
постоянно обращаются ко всевозможным средствам аудио-визуальной коммуникации,
что в целом, создаёт фон социальной жизни. В этой связи развитие школьного
образования, и конкретно, истории как школьной дисциплины, есть важнейший
сегмент социализации личности школьника.

Мы понимаем, что ценности, убеждения,
мотивы общесоциальной деятельности, ориентиры общественно-социального порядка и
т.д., закладываются именно в школе. Здесь – знания, информация и ценности –
преподносятся ежедневно и систематизировано.

Через коммуникацию со всей системой
образования и воспитания, школьник овладевает как основами наук, так и системой
ценностей, коммуникативными умениями и навыками, способствующими приобщению
юного поколения к опыту общественно-социальной жизни, общему социокультурному
опыту.

Истории — в этой системе — отводится
особая роль. Именно история показывает молодёжи исторический опыт – мира,
России, во всех её проявлениях. Через информацию, знания и социокультурный
духовный опыт, личность приобщается к памяти – во всех её сегментах и
проявлениях – памяти народной, памяти семейной, памяти социальной и повседневной.
Так формуется как познавательный аппарат личности, так и её духовно-ценностный
базис.

Важный момент: сегодня методология истории
в школе приобрела новые характеристики, особенности, качества, направления и
т.д. Это и вопросы дидактики, вопросы воспитания личности, вопросы
социально-психологического становления личности. Это и вопросы новейших
аудио-визуальных средств подачи и восприятия материала. Сегодня преподавание
истории не ограничивается рамками книжного, бумажного массива – информации,
знаний, данных и т.д.

Технологии XXI века пришли в класс,
одновременно раздвинув рамки подачи и восприятия личностью истории во всех её
проявлениях – материальных и духовных. В наше время также трансформируется роль
и место учителя в этом процессе.

Дидактика столетней давности явно
неуместна – в смысле организации и содержания учебного процесса.

Хотя, следует заметить при этом, что формы
организации учебного процесса – в 1920-ых-1930-ых гг. в СССР — сегодня могут
быть применимы в качестве образцов коллективной деятельности учащихся. Именно коллективной,
позволяющей полноценно раскрыть общее направление образовательного процесса в
Российской Федерации – приобщить молодёжь к коллективному процессу усвоения и
закреплению в сознании – лучших, наиболее успешных, апробированных временем –
традиций коллективной деятельности – в труде, общежитии и т.п.

Деятельность А.С. Макаренко(1888-1939)[1], С.Т. Шацкого(1878-1934)[2] и П.П. Блонского[3](1884-1941) доказывает, что
коллективная сознательная деятельность индивида есть основа строительства
общества — без крайностей, в смысле демократии; в смысле великого
созидательного труда. Их ученики стали героями ВОВ, строителям поствоенного
общества в СССР – в 1950-1960-ых гг.

XXI век – в нашем аспекте – стал площадкой
испытания традиционных обшщечеловеческих ценностей: ибо ценности — Добра,
Надежды, Любви, Справедливости, Красоты, непоколебимы во времени и
пространстве.

Идеологические доктрины преходящи;
политические режимы трансформируются во времени; аудио-визуальная информация
всесильно овладела сознанием современного человека.

Поэтому, от школьной системы, и,
конкретно, истории — как дисциплины — в ней, сегодня зависит
систематизированный процесс полноценной социализации личности – без крайностей.

Сегодня учитель, вся образовательная
система — есть генераторы новой личности, человека, знающего и постоянно
познающего свои корни и основы истории Родины, Отчизны; человека, умеющего
сочетать в индивидуальном познавательном процессе новейшие достижении науки и
техники; человека, понимающего суть взаимоотношений традиций и инноваций;
человека, одновременно, доверяющего и знании, и Вере – в смысле когнитивистики,
процесса научного познания, в отношении оценки важнейших духовных культурных
феноменов – религии, искусства, литературы, образования, просвещения, воспитания,
духовных культурных традиций народа, нации, семьи и др.

Вся система — образования и воспитания, а
особенно, история как дисциплина, призвана своей сущностью — научить молодёжь
важнейшим коммуникативным навыкам и умениям; научить селективно – индивидуально
сообразно — пользоваться достижениями массовой культуры – в смысле её оценки и
отношения к ней.

Призвана воспитать в молодёжи любовь к
Отчизне и «отческим гробам»[4].

Объект
исследования:

Система
среднего образования.

Предмет исследования:

Методология и методика истории в школе как
фактор социализации личности.

Методы исследования:

1. Общефилософские методы мышления.

2. Общенаучные методы.

3. Методы истории, СИД, методы педагогики
и психологии.

Цель исследования:

Определить основные современные
направления и тенденции школьного исторического образования.

Задачи исследования:

1. Определить суть историографии по теме.

2. Показать значение нормативных и прочих
документов, материалов с точки зрения выявления основных современных тенденций
и направлений развития школьного исторического образования и воспитания.

3. Наметить основные тенденции и
направления развития истории в школе с точки зрения дидактики, проблем
воспитания, соотношения с Интернетом, СМИ и т.п.

4. Сделать выводы.

5. Составить список источников по теме.

Научные специальности в РФ по теме
исследования:

1. 07.00.02 Отечественная история; 07.00.03  Всеобщая
история (соответствующего периода); 07.00.07   Этнография,
этнология и антропология; 07.00.09 Историография,
источниковедение и методы исторического исследования; 07.00.10 История науки и техники; 07.00.15 История
международных отношений и внешней политики;

2. 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02 Теория и методика обучения и воспитания
(по областям и уровням образования).

3. 19.00.07 Педагогическая психология. [1]
Макаренко, Антон Семёнович /
Богуславский М. В. // Ломоносов — Манизер [Электронный ресурс]. — 2011. — С.
499. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ;
2004—2017, т. 18).; Минакова А. М. Макаренко Антон
Семёнович // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. —
М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 256–258; Фролов А. А. А.С. Макаренко в СССР,
России и мире: Историография освоения и разработки его наследия (1939–2005 гг.,
критический анализ). — Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии
государственной службы, 2006. [2] Шацкий С. Т. Педагогические
сочинения. В 4 т. Т. 1. (djvu) — М. : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962;  Этапы новой школы. Сборник статей и докладов
/ Под ред. С. Т. Шацкого. — М.: Работник просвещения, 1923. — 144 с.4 Революция
— искусство — дети. Материалы и документы. Часть 1. 1917-1923 / Сост. Н. П.
Старосельцева. М.: Просвещение, 1987. — 240 с. [3] Никольская А. А. Значение П. П.
Блонского в истории психологии // Вопросы психологии. — 1985. — № 1. — С.
121—125; Наумов Н. Д. П. П. Блонский: философ и педагог // Известия Уральского
государственного университета. — 2003. — № 27. — С. 97-107. [4] Два чувства дивно близки к нам:
любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам. Цитата из черновых
набросков (1830 г., опубликовано в 1855 г.) русского поэта Пушкина Александра
Сергеевича (1799 – 1837); Фраза "Два чувства дивно близки к нам: Любовь к
родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам" указана в Большом
толково-фразеологическом словаре Михельсона М. И. (1904 г.).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Вся образовательная система
Российской Федерации работает на государство и личность. Преподавание истории в
современной школе имеет ряд актуальных направлений:

1. Всемерное полноценное развитие
аксиологической составляющей в содержании и организации исторического
образования.

2. Всемерное развитие и поддержка
проблемного подхода в обучении и воспитании.

3. Соблюдение принципа
методологического и исторического плюрализма в дидактических подходах.

4. Соблюдение оптимального
соотношения традиций и новаций – как в дидактике, так и в организации занятий и
внешкольной работы.

5. Всемерное следование ценностям –
общечеловеческим, региональным, социально-групповым и защита права личности на
личное мнение, убеждение – если последние не противоречат общепризнанным
нормам, законам, морали и т.п.

6. Всемерное и полноценное,
проверенное наукой и практикой, использование системы интерактивных
коммуникативных эл. средств, форм, видов и т.д.

7. Полноценная и комплексная
разработка психолого-педагогической платформы для использования всех
современных форм обучения истории – как реальных, так и «облачных».

8. Дальнейшая стандартизация новейших
подходов – как историографических, так и нарративных – в целях обеспечения
полноценного приобщения личности к богатству истории – всемирной, российской,
семейно-индивидуальной.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТНОСИТЕЛЬНО ОБРАЗОВАНИЯ И ИСТОРИИ В ШКОЛЕ. ИСТОРИОГРАФИЯ
ПРОБЛЕМЫ

Сегодня в РФ применяется Закон «Об образовании
в Российской Федерации»[1].

В частности, в 1-ей статье говорится:
«…образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения,
являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах
человека, семьи, общества и государства…»; а во 2-ой: «…воспитание —
деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и
норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства,
формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения
к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и
правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального
народа Российской Федерации…».

Статья 16 Закона, регламентирует порядок
использования электронных средств и т.п.: »…1. Под электронным обучением
понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся
в базах данных и используемой при реализации образовательных программ
информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических
средств…

…Под дистанционными образовательными технологиями
понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии обучающихся и педагогических работников…»[2].

В статье: «Историческое образование в
России» Стожко Д. К. и Стожко К.П. определяют основные положения, касающиеся
исторического образования в современной России[3] . [1]Российская Федерация.
Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации. (с изменениями на 8
декабря 2020 года). (редакция, действующая с 1 января 2021 года)). Принят
Государственной Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26
декабря 2012 года. [2] Российская Федерация. Федеральный
закон Об образовании в Российской Федерации. (с изменениями на 8 декабря 2020
года). (редакция, действующая с 1 января 2021 года)). Принят Государственной
Думой 21 декабря 2012 года. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года. [3] Стожко Д. К. и Стожко К.П.
Историческое образование в России» // Herald of Vyatka State University Is., 2,
2017. – History and Archaelogy. C.84-91.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы