Курсовая теория на тему Основные мотивы и образы в рассказах Даниила Хармса
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
857687
Введение:
Введение
Литературное наследие Даниила Хармса включает в себя огромное количество
произведений.
Актуальность исследования обусловлена тем, что творчество Хармса
востребовано среди современных читателей. Его тексты с большим интересом читают
(как дети, так и взрослые), издают, изучают. Ряд его произведений ставятся на
сцене («Елизавета Бам»).
Творчество Хармса в последние тридцать лет интенсивно изучается, имеются
многочисленные работы, посвященные и поэзии.
Объект
исследования — прозаическое творчество Д. Хармса.
Предмет
исследования. Предметом изучения стали реализованные в
рассказах Даниила Хармсахудожественные стратегии автора и его поэтика.
Цель
—
исследование своеобразия художественного мира Д. Хармса и описание механизмов
создания этого мира.
Задачи
исследования:
— рассмотреть образы персонажей в
произведениях Хармса;
— проанализировать образ автора в прозе
писателя;
-выявить сквозные мотивы в творчестве
Хармса и определить их художественную функцию;
— раскрыть жанровое своеобразие
произведений писателя;
-описать характерные особенности
повествовательной манеры Д.Хармса;
Степень изученности. Хармсом занимаются, как отечественные, так и
зарубежные исследователи. Изучается биография писателя, разные аспекты его
творчества. Среди наиболее значимых работ следует выделить исследования Ж.-Ф.
Жаккара («Даниил Хармс и конец русского авангарда»), А. Кобринского («Проза
Даниила Хармса»), М. Ямпольского («Беспамятство как исток»). Большой научный
интерес представляют статьи В. Глоцера, Д.В. Токарева, Ю. Хейнонен и др.
Методологическую базу составили
труды Ж.-Ф. Жаккара, М.Б. Ямпольского, Д.В. Токарева, А. Кобринского. Мы
опирались также на статьи А.Г. Герасимовой, В. Гречко, Р.Б. Калашниковой, О.В.
Ширяевой, И.Ю. Малыгиной, В. Глоцера, Ю. Хейнонен и др.
Практическая ценность работы заключается в том, что ее материалы и выводы
могут быть использованы в вузовских и школьных курсах истории русской
литературы XX века, а также в дальнейшем изучении творчества Хармса.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух
глав, заключения, списка литературы.
Заключение:
Д. Хармс смог создать свой неповторимый стиль, не соответствующий
советской действительности. Он собрал вокруг себя людей, которые также были единственными
в своем роде. Сегодня в театрах вы можете увидеть постановки по повести
«Старуха», посмотреть фильм о жизни и творчестве писателя. услышать песни на
стихи Даниила Хармса. Его абсурдное, гротескное, комичное не всем дано понять,
но если постараться, то можно открыть для себя творчество Хармса, который
ощущал искусство как нечто вневременное и иррациональное.
Д. Хармс – писатель сложный и неоднозначный. Кто-то скажет, что за бред
он пишет, другие несомненно оценят творчество. Стихотворения Хармса сложны для
разбора, но не в этом ли вся прелесть русской литературы ХХ века? Ведь В.
Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин, А. Белый, И. Анненский, Н. Гумилев, А.
Блок не искали простых форм, они создавали новое, интересное, осмысленное,
модернистское. Для них стихотворчество стало платформой для изобретения новых
конструкций. И для Хармса, человека жаждавшего нового, литература – это
явление, где он смог раскрыть новые грани. Его новаторство показало, что в
искусстве есть место для необычного, смелого и дерзкого.
Подводя итог нашей исследовательской
работе, необходимо отметить некоторые трудности, с которыми мы столкнулись в
процессе. Во-первых, отсутствие достаточного количества полных сборников
произведений Даниила Хармса. Во-вторых, сложность абсурда как метода. Но все
эти трудности преодолимы, благодаря юмору автора, который не позволяет
утомляться в процессе анализа. Он сделал прорыв в природе юмора. Когда
начинаешь погружаться в глубины анализа рассказов, получается,что Д. Хармс
вовсе и не смешной автор. Даниил Хармс открыл новые горизонты смеха,куда вошел
и откуда он нас так смешит. Самое великое в этом авторе- юмор. Хотя подчас
смешное у него на поверхности, а в подтексте трагизм ситуации, объясняющий
трагизм эпохи.
Фрагмент текста работы:
Глава
1. Теоретические аспекты изучения произведений Хармса
1.1.Особенности
произведений Хармса Даниил Иванович Ювачев родился в семье известного народовольца Ивана
Павловича Ювачева, сосланного на Сахалин и занявшегося там религиозной
философией. Воспитание и все ближайшее окружение маленького Даниила было
исключительно женским: мать Надежда Ивановна – заведующая прачечной, тетя и крестная мать,
младшие сестры – Елизавета и Наталия. Отец разъезжал по российским губерниям,
воспитывая сына по переписке с женой. Даниил учился в привилегированной
петербургской немецкой Петершуле. По окончании ее он поступил в
электротехникум, но так и не смог его закончить.
С 1924 г. Хармс начинает называть себя Хармсом. Это был основной из его многочисленных
псевдонимов, происходивший, может быть, и от французского «charm» (шарм,
обаяние), и от английского «harm» (вред, напасть). Он достаточно точно отражал
сущность отношения писателя к жизни и творчеству: Хармс умел травестировать
самые серьезные веши и находить весьма невеселые моменты, казалось бы, в самом
смешном. Такая же амбивалентность была характерна и для его личности:
ориентация на игру, на веселый розыгрыш сочетались с подчас болезненной
мнительностью, с уверенностью в том, что он приносит несчастье тем, кого любит
[14,с.76].
В середине 1925 г. Хармс познакомился с «чинарями». Встречи в этом
литературно-философском кружке сыграли важную роль в жизни писателя.
Скандально известная группа была «допущена» только
в детскую литературу. Хармс выступал на эстраде со своими стихами, причём
нередко публика воспринимала его смысловые и формальные поэтические
эксперименты весьма неоднозначно. Нередко вспыхивали скандалы. Так, в