Курсовая теория на тему Основные мотивы древнерусской ораторской прозы XI-XII вв.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности древнерусской ораторской прозы XI-XII веков 6
1.1. Ораторская проза и ее особенности 6
1.2. «Золотой век» древнерусского красноречия 12
Глава 2. Основные мотивы древнерусской ораторской прозы XI-XII веков 20
2.1. Ораторское искусство Кирилла Туровского 20
2.2. Мотивы ораторской прозы ХІ-ХІІ веков 23
Заключение 31
Список использованных источников и литературы 33
Введение:
Предшественником древнерусской литературы был фольклор, распространённый в Средневековье во всех слоях общества: от крестьян до княжеско-боярской аристократии.
В древнерусскую письменную эпоху фольклор и литература со своей системой жанров существовали параллельно, взаимно дополняли друг друга, иногда вступая в тесное соприкосновение.
Фольклор сопровождал древнерусскую литературу на протяжении всей её истории, хотя в целом слабо отразился в письменности.
Принятие христианства при великом князе киевском Владимире Святославиче ввело Русь в орбиту византийского мира. После крещения на территорию Руси была перенесена, от южных и, в меньшей степени, от западных славян богатая старославянская книжность, созданная солунскими братьями Кириллом и Мефодием и их учениками.
Огромный корпус переводных (в основном с греческого языка) и оригинальных памятников включал в себя библейские и богослужебные книги, патристику и церковно-учительную литературу, догматико-полемические и юридические сочинения и т.д.
Этот литературный фонд, общий для всего византийско-славянского православного мира, обеспечивал сознание религиозного, культурного и языкового единства на протяжении столетий. От Византии славяне усвоили преимущественно церковно-монастырскую книжную культуру.
Богатая светская литература Византии, продолжавшая традиции античной, за немногими исключениями не была востребована. Южнославянское влияние в конце X – начале XI века положило начало древнерусской литературе и книжному языку.
Древняя Русь последней из славянских стран приняла христианство и познакомилась с кирилло-мефодиевским книжным наследием. Однако, в удивительно, короткие сроки она превратила его в своё национальное достояние.
По сравнению с древними православными славянскими странами Древняя Русь создала значительно более развитую и жанрово многообразную национальную литературу и неизмеримо лучше сохранила общеславянский фонд памятников.
Ораторская литература и риторика как наука зарождается в древней период развития литературы. Выдающимися ораторами были Илларион, Кирилл Туровский.
Основы риторики изложил Й. Галятовский и развил в своих трудах Ф. Прокопович.
Митрополит Илларион – использовал афоризм и строил проповедь на антитезе, часто прибегал к инверсии. Синтаксис в докладе сложный, мало простых предложений.
Кирилл Туровский продолжает традиции Иллариона и предлагает свои доклады на противопоставление.
В «Ключе понимания» И. Галятовский отмечал: «используй понятное воображение, подбирай живые примеры иллюстраций, пиши и говори, чтобы тебя понимали другие, используй факты, будь образованным всесторонне»
Ф. Прокопович – выдающийся оратор ХVІІІ века совершенствует риторику Галятовского, учит как должен держаться проповедник во время речи, говорит о том, что опытный оратор должен уметь возбуждать различные чувства на основе фраз.
М. Ломоносов разрабатывает рекомендации по развитию личности оратора: это эрудиция, подражания мастеров, качественные знания других наук.
Через анализ риторики Древней Руси можно увидеть богатство приемов, которыми пользовались говорящие.
Цель исследования – определить и проанализировать основные мотивы древнерусской ораторской прозы XI-XII вв.
Объект исследования – теоретические особенности древнерусской ораторской прозы XI-XII веков.
Предмет исследования – основные мотивы древнерусской ораторской прозы XI-XII веков.
Задачи исследования:
— изучить и описать особенности ораторской прозы и ее особенности;
— рассмотреть основные аспекты «золотого век» древнерусского красноречия;
— проанализировать ораторское искусство Кирилла Туровского;
— охарактеризовать мотивы ораторской прозы ХІ-ХІІ веков .
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, списка использованной литературы и источников.
Заключение:
Памятники красноречия Древней Руси или, иначе говоря, речи, проповеди составили наряду с агиографическими (житийными), церковно-назидательными, историческими и богословскими сочинениями литературный фонд русского средневековья, являются его весьма важной в идейном и эстетическом отношении частью. Как и все остальные литературные жанры, красноречие в XI-XVII вв. развивается преимущественно в русле религиозно-символического мировоззрения, проникнуто духом христианства – официальной идеологии русского феодального государства, подчинено практическим деловым потребностям средневекового общества. В этом заключена одна из особенностей древнерусской литературы как литературы средневекового типа.
Тем не менее, памятники литературы Древней Руси подчас активно изучаются, а многие и лучшие из них издаются. Для современного общества чрезвычайно важно понимание преемственности культуры, ибо ценности прошлого должны стать активными участниками жизни настоящего.
Слово, проповедь – жанр, главная функция которого – воздействие на общественное мнение. Ораторское искусство Древней Руси публицистично в своей основе, ведь оратор, как и публицист, выражает и поясняет те потребности, которыми занято общество в данную минуту.
Лучшие ораторские сочинения Древней Руси отражают мысли и настроения целого общества или отдельных группировок его. Они предполагают и нередко в действительности имеют влияние на больший или меньший круг слушателей и читателей, они служат действенным способом пропагандой новым государственным идеям.
Церковнославянский язык и культовая предназначенность произведений ораторского искусства часто оказываются только как внешняя оболочка, под которой скрывается светское («мирское») содержание. Именно в форме ораторского слова в Древней Руси впервые были высказаны многие научные, политические идеи, сделаны открытия в области философии, психологии, эстетики и литературы.
Выдающийся проповедник, литературный деятель Кирилл Туровский отмечал, что в летописях сливается воедино, гармонично история писана, документальная и устная, легендарно-поэтическая. Отсюда и словесное искусство отмечается языковым богатством, красноречием, высокопарностью, драматизмом, образностью, эмоциональностью.
Летописи являются свидетельством высокой риторической культуры Киевской Руси, образцами политического, религиозного, бытового красноречия, характеризующие деятельность государственных деятелей, а также международный, политический, экономический, социальный, культурный развитие государства.
Таким образом, во времена Киевской Руси развивалось политическое, дипломатическое, военное красноречие могущественного государства, которое представлено в патриотических речах князей.
Социальное, светское красноречие находим в житиях святых, князей и в переводной светской литературе.
Народное словесное искусство – красноречие воспринимается как заповедь, закон, код народа, трансформированный через призму истории, времени, однако дарит новым поколением надежду в лучшее будущее, веру в правду, наполняет сердца любовью, несет энергию жизни.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ОРАТОРСКОЙ ПРОЗЫ XI-XII ВЕКОВ
1.1. Ораторская проза и ее особенности
С принятием христианства в Древней Руси возникает переводная литература византийского и южнославянского, или болгарского, происхождения.
Языческая Русь, как и другие страны, примкнувшие к христианству, должна была прежде всего воспользоваться давно выработанными видами церковно-христианской литературы, без которой невозможна была пропаганда нового вероучения и нового мировоззрения.
Такими были библейские книги «Ветхого» (старого) и «Нового завета» и приобщенные к ним апокрифические сказания, произведения житийной, или агиографической, литературы, религиозно окрашенные исторические хроники, преподавали исторические факты в свете церковно-христианской идеологии, сочинения по вопросам образования мира и строения вселенной, трактовались с позиций того же мировоззрения, произведения «отцов церкви», посвященные вопросам христианской догматики и морали, и тому подобное .
Древнерусская литература не могла не воспользоваться опытом старшей по возрасту христианской литературы.
Способность новообращенной Руси к широкому и очень интенсивному усвоению византийской книжности, а также живой интерес к ней – беспрекословное свидетельство высоты культурного уровня Древней Руси .
Древним посредником при переходе к нам византийской литературы была Болгария, что в X в. во времена царя Симеона переживала «золотой век» своей письменности. Некоторые произведения византийской литературы