Основы теории коммуникации Курсовая теория Гуманитарные науки

Курсовая теория на тему Основные методологические направления в исследовании социальной коммуникации.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования социальной коммуникации 5
1.1.Основные подходы к раскрытию понятия социальной коммуникации: теоретический аспект 5
1.2.Социальная коммуникация, как одно из самых значимых элементов в общественных отношениях 10
Глава 2: Методологические направления в исследовании социальной коммуникации 15
2.1 Классический позитивистский подход как направление в исследовании социальной коммуникации 15
2.2 Неклассическое методологическое направление исследования социальной коммуникации 23
2.3.Современные направления в исследовании социальной коммуникации 25
Заключение 30
Список используемой литературы 32

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. При решении многих международных проблем экономического, технологического, политического, идеологического ха-рактера актуальной остается проблема культуры общения. Эта проблема связана, с одной стороны, с современными условиями национальных, гос-ударственных, религиозных различий третьей индустриально-информационной волны, а с другой — с процессами интеграции и глоба-лизации. Следовательно, актуальным является социально-философский вопрос о формировании коммуникативной культуры личности как факто-ра гуманизации планетарного общества. Актуальность теоретического и практического значения данной курсовой работы заключается в поиске социокультурных, интеллектуальных, гуманистических инварианты разви-тия европейского экзистенциального мышления в условиях мирового гло-бального кризиса. Возникает возможность более адекватно рассмотреть философские проекты прошлого относительно решения проблемы гармо-ничного состояния человеческой цивилизации в корреляциях с модифика-циями основных течений современной философии.
Степень разработанности проблемы. Новейшая коммуникационная философия инициирует проблематику «согласование» процессов форми-рования глобального «общечеловеческого» жизненного пространства с процессами развития локальных культур, национального ренессанса. Ха-рактерной чертой новых методологических новаций является ориентиро-ванность на морально-ценностный подход к социуму с применением прин-ципа этнической определенности социокультурных феноменов. Весомыми в раскрытии нравственного аспекта человеческой коммуникации являются труды таких русских философов двадцатого века как Н. Бердяев, В. Вер-надский, Б. Вышеславцев, В. Соловьев, Л. Шестов, С. Франк, и работы та-ких философов современности, как Бы. Богомолов, В. Добреньков, В. Налимов, А. Назарчук тому подобное. Важное значение анализа философ-ских концепций коммуникации уделяется в трудах современных украин-ских философов: Г. Горак, В. Горского, С. Крымского, В. Ляха, М. Мокляка, В. Малахова, Л. Ситниченко, В. Шинкарука и тому подобное.
Теоретико-методологические основания исследования темы. Анализ научных источников и публикаций свидетельствует о том, что гипотеза об усилении роли коммуникации в глобализирующемся обществе приводит к тому, что исследовательский центр представляет собой область знаний о процессах, происходящих между феноменом коммуникации и общества, их взаимопроникновение взаимные переходы. Это открывает путь к ре-шению проблем общества в целом и отдельных проблем друг с другом в виде конкретных концепций социальной философии. Формулировка ос-новных проблем в данном контексте отражается в том, что какой-то суще-ственный аспект общества (коммуникации) рассматривается как один из его аспектов, обеспечивающий стимул для развития целого (общества), условие его развития. Подобная методология (выделение некоего суще-ственного ядра, которая служит основой для формирования концепции а) разработана в западной социальной философии, которая, по мнению Юр-гена Хабермаса, связана с возрастающей ролью «коммуникации как про-дуктивного силы »[1, с. 85]. Позиция Юргена Хабермаса, которая ставит проблему коммуникации в анализе общества в целом, является еще одним ярким подтверждением тематической и методологической актуальности этой проблемы.
Таким образом, в данной работе цель состоит в том, чтобы проана-лизировать направленность коммуникативных социальных процессов как определенных движущих сил развития общества, дополненных взглядами, превалирующими в этой области, на основе ретроспективного анализа по-нятия «коммуникация».
В связи с этим приведем общую характеристику понятий общения, исследуя генезис общения как социального явления, интерпретируем кон-цептуализацию понятия общения в социальной философии.
Объектом моего исследования являются социальные коммуникации как феномен, имеющий универсальный характер.
Предмет исследования: сущность, характерные черты основных ме-тодологических направлений исследования социальных коммуникаций .
Цель: дать характеристику специфике основных методологических направлений в исследовании социальной коммуникации.
Задачи:
1) Описать историю формирования социальных коммуникаций.
2) Рассмотреть отличительные черты методологических направлений в исследовании социальных коммуникаций.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Термин «социальные коммуникации» сейчас трактуют по-разному. Авторы журнала «Коммуникация» предлагают определять социальную коммуникацию как «обмен между людьми или другими социальными субъектами целостными знаковыми сообщениями, в которых отображен-ные информация, знание, идеи, эмоции и тому подобное, обусловленный целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, комму-никативных сфер и норм общения, принятых в данном обществе». Авторы статьи о коммуникации добавляют, что словосочетание «социальная ком-муникация» объясняется как: 1) «передача информации, идей, эмоций в виде знаков, символов; 2) процесс, который связывает части социальной системы друг с другом; 3) механизм, позволяющий определять поведение другого человека». Различные толкования терминологического словосоче-тания «социальные коммуникации», что связано с различными научными реалиями, сейчас формирует в молодых ученых (да и у тех, кто не являет-ся молодым по возрасту, но стремится разобраться с терминологической «путаницы») «семантическую растерянность».
В упомянутом мы видим насущную проблему, решению которой и посвятили свое исследование. Социальные коммуникации определяют и как собрание коммуникационных положений. Например, В.М. Холод предложил определять социальные коммуникации как «область знаний, изучающая организационно упорядоченную систему документов, их мас-сивы, продукты средств массовой коммуникации и информационные тех-нологии, обеспечивающие реализацию информационных процессов и намерений при непосредственном участии членов коммуникативного про-цесса» [12, с. 35].
Например, В.В. Резун считает, что «под социальными коммуникаци-ями необходимо понимать такую систему общественного взаимодействия, которая включает определенные пути, способы, средства, принципы уста-новления и поддержания контактов на основе профессионально-технологической деятельности, которая направлена на разработку, произ-водство, организацию, совершенствование, модернизацию отоли инициаторов общения чаще всего вы-ступают социальнокомуникативные институты, службы, а с другой – орга-низованные сообщества (социум, социальные группы) как полноправные участники социального взаимодействия» [8, с. 7]. Следует обратить вни-мание на ограничения в понятийном плане, которые предлагает учитывать В.В. Ризун: такие «коммуникации являются социально маркированными, поскольку предусматривают взаимодействие с социально определенными группами людей». Автор предупреждает о том, что «социальные комму-никации образуются по законам общения, но, как и любые технологиче-ские вещи, предусматривают использование научных знаний об общении и о все, что используется для организации общественно коммуникационной дела» [8, с. 7]. С другой стороны, социальная коммуникация понимается как обмен информацией между социальными субъектами». Обмен, соглас-но с автором, которая ссылается на Ф.И. Шаркова [15], может осуществ-ляться между индивидами, индивидом и обществом, сообществами, сооб-ществами и институтом, социальными институтами и тому подобное.
Таким образом, новая культурная реальность характеризуется тем, что общество начинает приобретать такие признаки, как ситуативность в реализации институциональных программ и культурное многообразие ин-ституциональных норм с их ориентацию на символическое отображение реальности. Современная культура, с одной стороны, способствует разви-тию личности, снимая существующие институциональные ограничения, с другой стороны – она изменяет тезаурус, размывая осознание социокуль-турной реальности как исторически сложившейся системы социальных ин-ститутов, поддерживаемых национальными традициями, правилами и цен-ностно-нормативной системой.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретико-методологические основания исследования соци-альной коммуникации
1.1.Основные подходы к раскрытию понятия социальной коммуни-кации: теоретический аспект

Понятие коммуникации возникло и распространилось относительно недавно, в середине ХХ века. Его введение в научный обиход было сдела-но благодаря исследованиям в области кибернетики и теории информации. Но давайте сначала взглянем на исторический процесс возникновения и развития средств коммуникации. Это позволит наглядно связать изменения в коммуникационной сфере с развитием цивилизации и понять место ком-муникации в обще-цивилизационном развитии.
В традиционных обществах возможности передачи информации ты-сячелетиями определялись уровнем технологий, связанных с физическим перемещением человека [11].
На суше эта задача решалась с помощью гужевого транспорта, на воде — с помощью различных плавучих средств. Соответственно и комму-никация ограничивалась возможностями конвенциональных видов транс-порта. Позже эта функция перешла к технике, работавшей на основе дви-гателей внутреннего сгорания: железная дорога, автомобили, авиация. Это изменило индивидуальные коммуникативные возможности человека, сте-пень свободы на маршрутах ее передвижения.
Только в середине XIX века ученые начали находить практическое применение открытия электрического тока и свойств электромагнитного поля. Первым и самым простым применением было использование элек-трического тока для создания и воспроизведения сигналов. Современный исследователь трансформационных изменений коммуникативного про-странства В. Назарчук отмечает: «Если предыдущие сигнальные системы удаленных сообщений опирались на визуальное восприятие (например, огня) и были способны нести код лишь из нескольких сигналов, то сигналы по кабелю быстро получили возможность предоставлять более сложные системы кодов, вплоть до самого воспроизведения речи» [6, c. 13]. В нача-ле ХХ века телеграфная связь обогатилась возможностью кодирования и воспроизведения звука, то есть трансформировался в телефонную связь.
В то же время были открыты формы безпроводной передачи сигна-лов, возник радиосвязь и открылись возможности эфирной коммуникации.
Следовательно, электромагнитные импульсы и волны вызвали рево-люцию в коммуникативных возможностях человечества. Коммуникация стала мгновенной на каких угодно расстояниях. Удаленность от партнера по коммуникации с использованием электронных сигналов стала мнимой, умом и контролируемой им. Причем революция электромагнитной ком-муникации касалась только сообщений. Электроэнергия меняла быт, но с точки зрения технологического базиса цивилизации ее применения ничего принципиально не меняло, кроме сверхскоростной передачи сообщений.
Лишь когда появилась возможность передавать в сообщении ком-плексный образ, аудиовизуальную передачу по радио или телевидению, или комплекс команд для удаленного управления системами открылось новое направление коммуникации — проектирование виртуальных миров.
Медиа-культура — отдельная сфера и тема общественной коммуника-ции. «Без задач экстра-территориальной коммуникации не существовало бы и не могло возникнуть целого пласта материальных носителей знако-вых сообщений, который отождествляется нами с наивысшим достижением человеческой культуры [4, c.122].
Ключевым событием, что прекратило вековое господство устной коммуникации, стало массовое и повсеместное распространение книги» [7, с. 79]. Добавим, что это произошло в Европе благодаря наступлению эпо-хи массовой грамотности городского населения уже во второй половине XIX века. Не меньший медиа-эффект имело радио, а еще большего эффекта и культурного значения приобрело телевидение. Итак, на протяжении бо-лее чем одного века на место устной коммуникации пришла сложная ме-диа-культура, основанная на комплексных сообщениях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы