Курсовая теория на тему Основные функции государственной собственности в социально-экономической системе.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Государственная собственность: сущность, основные характеристики и функции 5
1.1 Определение государственной собственности. Взаимосвязь государственной собственности с функциями государства 5
1.2 Экономическая и юридическая стороны государственной собственности 6
1.3 Особенности государственной собственности 9
Глава II. Основные функции государственной собственности и их значение 11
2.1 Функции государства: взаимосвязь с функциями государственной собственности 11
2.2 Объекты государственной собственности и их функции в социально-экономической системе 16
Заключение 19
Список используемой литературы 21
Введение:
Государство осуществляет не только привычные для него в рыночной экономике регулирующие функции, но и делает проведение преобразований в рынке оптимальным с точки зрения права, экономики и общественной жизни. Кроме того, государственная собственность – это материальная база функционирования государства, и она трансформируется. С одной стороны, ее доля в общем объеме общенациональной собственности уменьшается. С другой стороны, понятие государственной собственности становится новым – она начинает коммуницировать с другими формами собственности.
Целью данной работы является рассмотрение основных функций государственной собственности в социально-экономической системе.
Задачи, поставленные нами:
1) Характеристика государственной собственности, ее экономической и юридической стороны;
2) Анализ основных функций государства в совокупности и связи с функциями государственной собственности;
3) Описание объектов государственной собственности и их функций.
Трансформация функций и задач государства в экономической сфере инициирует трансформации роли государственной собственности. Сегодня значение термина «государственная собственность» не находится в рамках только социума. Оно находится в пределах понятия «экономический рост». Государственная собственность принимает участие в сглаживании колебаний цикла экономики, развитии науки и инноваций, защите стратегических государственных потребностей.
В разных социальных и экономических обстоятельствах развитие государственной собственности характеризовалось своими специфическими особенностями, которые также были связаны с экономикой.
Несмотря на то, что существует колоссальный управленческий опыт государственной собственностью в рыночных условиях, структура ее во многих странах не дает ей реализоваться в полной мере. Поэтому так актуально глубокое изучение истории формирования сектора государственности, правил и направленности развития государственной собственности.
Новый этап реформы государственного сектора в нашей стране, осуществляющийся не так давно, говорит о масштабном сокращении уровня государственного участия в экономической жизни.
Особенный характер проблем управления государственной собственностью в нашей стране выявил важность применения системных мер для улучшения состояния государственного сектора в РФ, улучшения уровня прозрачности процесса вовлечения объектов государственной собственности в экономику и создание новой концепции управления экономикой. Все это делает актуальным рассмотрение функций государственной собственности в социально-экономической системе.
Изучение вопросов государственной собственности занимались огромное количество экономистов и ученых. Таких, как А. Смит, К. Маркс, Ф. Энгельс, Дж. М. Кейнс, В. Парето, А. Пигу, Ф. Хайек, Дж. Хикс, К. Эрроу и др.
Заключение:
Данная работа посвящена рассмотрению основных функций государственной собственности в социально-экономической системе.
На основе проведенного анализа мы можем сделать следующие выводы:
Государственная собственность – это материальная база функционирования государства. Значит, функции государственной собственности важно анализировать вкупе с теми функциями, которые выполняет в рыночной экономике государство. Но полностью приравнивать функции государственной собственности с государственными функциями не есть правильно, поскольку государственная собственность – это лишь один из способов регулирования государством экономико-социальных процессов.
Экономический аспект государственной собственности связан с присвоением благ, отражением процесса общественного воспроизводства. Этот аспект связан с объективностью и обусловлен историей.
Институционально-правовой аспект собственности также носит субъективность и говорит о юридическом оформлении действительного процесса присвоения.
Данные особенности говорят о том, что при помощи государственной собственности существует любая экономика. Можно дифференцировать области, в которых важно существование государственной собственности:
1) Сферы, которые являются базой для сохранения за государством функций и способов регулирования в экономике (ресурсы воды, земли, леса, недра и минералы, энергия);
2) Сферы капиталоемкости, работу которых определяет государство при помощи мобилизации ресурсов, которые недоступны для конкретных частных капиталов (производство железных дорог, водоснабжение и пр);
3) Сферы науки с долговременным эффектом, развитие которых – показатель инноваций;
4) Сферы социальной области (ЖКХ, образование, культура, здравоохранение).
В соответствии с целями и задачи государства государственная собственность представляется разными масштабами. Следовательно, можно дифференцировать варианты структуры государственной собственности:
1) Минимальная;
2) Расширенная;
3) Креативная;
4) Партнерская.
Минимальная структура говорит о наличии объектов собственности, которые могут произвести компенсацию рыночных провалов – это организации социальной инфраструктуры.
Расширенная структура говорит о том, что государственная собственность ответственна за развитие экономической активности в государстве. При помощи государства не только происходит ликвидация несовершенств механизма, но и приоритет его на рынке.
Партнерская структура объектов государственной собственности говорит о комбинации государственного и частного экономического секторов. Это дает возможность совершаться общественному воспроизводству непрерывно. Частная инициатива при этом не сдерживается. Государство и бизнес – партнеры.
Креативная структура характеризуется инновациями, бизнес-инкубаторами и другими областями инновационного экономического сектора.
В нашей стране сегодня существует расширенная структура государственной собственности, что выражает себя в присутствии огромного количества субъектов государственного сектора разных организационно-правовых форм. Одновременно с этим такая особенность объектов государственной собственности приводит к высоким издержкам мониторинга и контроля объектов собственности.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Государственная собственность: сущность, основные характеристики и функции
1.1 Определение государственной собственности. Взаимосвязь государственной собственности с функциями государства
Государственная собственность – это материальная база функционирования государства. Значит, функции государственной собственности важно анализировать вкупе с теми функциями, которые выполняет в рыночной экономике государство. Но полностью приравнивать функции государственной собственности с государственными функциями не есть правильно, поскольку государственная собственность – это лишь один из способов регулирования государством экономико-социальных процессов [2, с.117].
Изменила отношение на государственную роль в экономике Великая депрессия 1929-1933 гг, которая показала очевидность экономических проблем, которые есть у рынка. Великая депрессия инициировала формирование новых точек зрения в экономике. Общество увидело недостаточную адаптивность рынка к саморегулированию и обеспечению равновесия на макроэкономическом уровне в условиях экономики того времени. Об этом говорил Дж. М. Кейнс, который подверг обоснованному сомнению положения неоклассической теории экономики.
Развитие рыночной экономики во время индустриализации и монополизации показало, что базовые идеи классической теории экономики находятся в противоречии с реальностью. Например, идеи автоматического равновесия параметров спроса и предложения. Или идея о постоянстве объема национального дохода при неизменных возможностях производства в экономике. Или несостоятельность идеи того, что денежное обращение не влияет на процессы в экономике [2].
Дж. Кейнс классифицировал следующие важные функциональные зависимости:
1) Склонность к сбережению на уровне субъектов экономики – не регулируема. Она инициирует уменьшение потребительского спроса и увеличивает предложение.
2) Предыдущий эффект инициирует уменьшение инвестиций, увеличение предпочтения ликвидности. Итог критического анализа этих правил – идея регулирования государством, которое нацелено на стимулирование совокупного спроса. Это регулирование должно проводиться, как полагает Дж. Кейнс, при помощи инвестиций государства, низких ставок процента банков, разнообразия налоговых льгот [11].
Важно также перераспределение доходов в пользу субъектов экономик, которые проявляют направленность к потреблению и инвестированию (наемные сотрудники и предприниматели). Во внешнеэкономической политике рассматривалось смещение акцентов от фритредерства к протекционизму.
Данные способы могли бы осуществить помощь рыночной экономике выйти из периода Великой депрессии. Но технология Дж. Кейнса применялись в экономике многих государств долгое время. Экономическая теория пополнилась идеями кейнсианства – это привело к увеличению границ традиционных правительственных функций. Но для проявления отдельной ответственности и инициативы остаются широкие условия и обстоятельства.