Курсовая теория на тему Основные этапы самостоятельной работы учащихся по изучению хорового дирижирования
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАД ХОРОВЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ 6
1.1. Слуховая и аналитическая подготовительная работа 6
1.1.1. Развитие внутреннего слуха и слухового внимания 6
1.1.2. Изучение жизни и творчества авторов. Работа с поэтическим текстом 9
1.1.3. Анализ музыкального текста произведения 13
1.2. Освоение музыкального текста на фортепиано и в пении 14
1.3. Дирижёрско-исполнительская подготовительная работа 17
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ДИРИЖИРОВАНИЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧАЩИХСЯ 20
2.1. Развитие основных приёмов дирижёрской техники 20
2.2. Методы самостоятельной (домашней) работы учащихся 23
2.3. Советы мастеров обучающимся хоровому дирижированию 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ 34
Введение:
Актуальность темы работы. Обучение хорового дирижёра распадается на три важных звена: занятия в классе, домашние самостоятельные занятия и работа с хоровым коллективом. На преобладающую долю самостоятельной работы учащихся и студентов-хородирижёров указывают современные авторы (Е.А. Дыганова, З.М. Явгильдина и др.) [4, с. 126]. Осложняет самостоятельную работу тот факт, что учащиеся дирижируют чаще всего лишь «воображаемым хором» и встречаются с настоящим коллективом лишь периодически. Это выдвигает особые требования к организации, методам и содержанию самостоятельной работы будущих хоровых дирижёров.
В самостоятельной работе учащихся необходимо выделить две стороны. Первая – развитие навыков дирижирования – актуальна на ранних этапах обучения. Вторая – анализ и освоение партитуры – непременная часть профессиональной и творческой работы хорового дирижёра. Не случайно профессиональная самостоятельность студентов – хоровых дирижёров – определяется Т.С. Богдановой как «…умение обучаемого проникнуть в эмоционально-смысловое содержание изучаемого хорового произведения и выразить его исполнительскими средствами с целью воздействия на воображаемый им реальный хоровой коллектив» [2, с. 40]. Вместе с тем, эти стороны неразрывно связаны между собой, составляют единое целое: интерпретация произведения воплощается в конкретных жестах, которые основаны на базовых дирижёрских навыках. Раскрытию этих двух сторон самостоятельной работы посвящены главы данной работы.
Степень изученности. В теоретико-методической литературе различные вопросы этапов освоения хорового произведения освещены неодинаково. В большей степени изучены вопросы: музыкально-теоретического анализа (Л.А. Мазель), вокально-хорового анализа и работы над элементами хоровой звучности (П.Г. Чесноков, В.А. Краснощёков, Л.И. Холупова и др.). Исполнительский анализ детально рассматривает В.Л. Живов: в центре внимания исследователя оказываются вопросы методики исполнительского анализа хоровой партитуры, анализа средств музыкальной выразительности, средств дирижёрского воплощения, стилистического анализ и др.
Развитие базовых хородирижёрских навыков и умений описывается в ряде авторитетных учебных пособий – Т.С. Богдановой, С.А. Казачкова, Н.А. Колесниковой, И.А. Мусина и др. И.А. Мусин описывает ряд ценных методов самостоятельной (домашней) работы дирижёра. Пособие Л.Т. Амировой включает комплексы упражнений для развития дирижёрских навыков, которые учащиеся могут применять в своей домашней работе. Рекомендации молодым дирижёрам представлены в работах П.Г. Чеснокова, С.А. Казачкова.
Современных работ, специально направленных на рассмотрение самостоятельной работы учащихся, немного – это пособие Е.А. Дыгановой, статьи этого же автора в сотрудничестве с другими дирижёрами-педагогами (З.М. Явгильдиной).
Труды перечисленных авторов стали теоретической основой нашей работы.
Объект исследования: российская теория и практика обучения хоровому дирижированию.
Предмет исследования: самостоятельная работа учащихся – будущих хоровых дирижёров.
Целью работы является изучение основных аспектов самостоятельной работы учащихся по изучению хорового дирижирования.
Для достижения данной цели в работе решаются задачи:
1. Охарактеризовать этапы и содержание самостоятельной работы учащихся над хоровым произведением: слуховая и аналитическая подготовительная работа; освоение на фортепиано и пении; дирижёрско-исполнительская подготовительная работа.
2. Рассмотреть теоретические основы и методические пути развития навыков хорового дирижирования в самостоятельной работе учащихся.
Теоретической основой работы стали:
классические труды выдающихся российских хоровых дирижёров (П.Г. Чеснокова, С.А. Казачкова, И.А. Мусина, В.Л. Живова);
учебные пособия по хоровому дирижированию (Л.Т. Амировой, Н.А. Колесниковой и др.);
учебно-методические издания для хоровых дирижёров (Т.С. Богдановой, Л.И. Холуповой).
Методы исследования: изучение и анализ литературы по теме работы, теоретическое сравнение и обобщение; эмпирические – обобщение опыта мастеров хорового дирижирования.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения её материалов в практике обучения учащихся класса хорового дирижирования, при подготовке программ и планировании самостоятельной работы учащихся.
Структура работы представлена введением, двумя главами и шестью параграфами, заключением, списком источников и литературы, приложением.
Заключение:
Итак, нами исследованы ключевые аспекты самостоятельной работы учащихся по изучению хорового дирижирования. Это: 1) самостоятельная работа над хоровым произведением; 2) развитие навыков дирижирования.
1. Детальное изучение музыкального и словесного текста хорового произведения – долг хормейстера (П.Г. Чесноков). Цель самостоятельной работы над произведением – наиболее полно и детально раскрыть образное содержание, характер произведения, постичь его авторский замысел, а также овладеть дирижёрско-исполнительскими навыками его воплощения.
Путь изучения хорового произведения проходит ряд этапов от момента первого знакомства к его полному осуществлению в хородирижёрском исполнении.
Самостоятельную работу над хоровой партитурой можно условно разбить на четыре основных этапа: аналитический, вокальный, инструментальный и дирижерский. Первый этап посвящен созданию музыкально-слухового представления о хоровой партитуре. Второй – постепенное углубление в сущность изучаемого произведения, третий необходим для создания общего представления об основных художественных образах произведения. И наконец, на четвертом этапе происходит отбор дирижерских жестов и овладение пластическими средствами выражения, необходимыми для реализации художественного содержания партитуры.
Первоначальный этап работы над хоровой партитурой предполагает её зрительный охват и изучение с помощью внутреннего слуха (мысленное вслушивание в текст, пропевание партий). Зрительный обзор помогает установить тип и вид хора, фактуру изложения, диапазон хоровых голосов, тональный план, основные каденции, размер, темп, характер звуковедения, музыкальную форму, авторские указания. Такой начальный анализ в процессе общего ознакомления с произведением даёт возможность осознать его идею, отметить особенности поэтического текста. Полезным является ознакомление с творческой биографией композитора, с общим анализом его творчества, с исторической эпохой создания произведения. Всё это будет способствовать пониманию стиля, более глубокому изучению музыкального сочинения.
Анализ охватывает словесный и музыкальный текст и выявляет взаимосвязи между ними. Освоение произведения происходит посредством пения и игры на фортепиано. К дирижёрско-исполнительскому воплощению (в жестах) следует подходить только после полного освоения идей и образов произведения, средств музыкальной и вокально-хоровой выразительности.
Таков в общих чертах путь аналитической работы дириже¬ра над хоровой партитурой, имеющий целью постижение за¬мысла композитора и поэта, создание на этой основе индиви¬дуальной исполнительской концепции и нахождение способов ее реализации в живом звучании. После того как все эти зада¬чи будут решены, дирижер может приступать к непосредствен¬ному разучиванию произведения с хором.
2. Учащиеся с помощью специально разработанных упражнений, апробированных методов могут развивать навыки дирижирования в самостоятельной (домашней работе). Это и освоение сеток тактирования, и достижение независимости рук. В качестве важнейшего элемента техники дирижирования нами рассматривается ауфтакт. Им предваряются не только вступления и снятия, но и наступление новой динамики, темпа, показ штрихов. Чем серьёзнее отношение учащегося к ауфтактам и более чёток их показ, тем успешнее затем будет практическая работа с хором.
В качестве эффективных методов домашней работы учащегося нами рассматриваются методы: раздельного освоения партитуры по голосам, сопоставления, сопоставления в сочетании с методом раздельного дирижирования, раздельного освоения выразительных элементов исполнения, временного упрощения исполнительских задач и др. Они направлены на усиление осознанности дирижирования, на освоение выразительной стороны дирижёрской техники. Также необходимо обращать внимание учащегося на развитие «ощущения звука в руке», что позволит избежать формального тактирования и невыразительного звучания.
Большое воспитательное значение имеют советы начинающим дирижёрам от мастеров-хормейстеров. Из них хотелось бы отметить советы: о применении «принципа экономии», о волевом содержании жестов, о наблюдении за мастерами на концерте с партитурой в руках, о применении средств видеозаписи, о необходимости самоконтроля и «работы над ошибками».
В заключение хотелось бы отметить, что вопросы самостоятельной работы учащихся по изучению хорового дирижирования требуют дальнейшего изучения и всесторонней разработки.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ЭТАПЫ И СОДЕРЖАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НАД ХОРОВЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ
1.1. Слуховая и аналитическая подготовительная работа
1.1.1. Развитие внутреннего слуха и слухового внимания
В самостоятельной своей работе учащийся – будущий хоровой дирижёр вынужден обходиться без хора (своего главного «инструмента»). Ко времени первой репетиции с коллективом он должен создать идеальную модель звучания, представленную: 1) внутренним «видением» образной сферы, пониманием художественного смысла; 2) исполнительской трактовкой произведения. Развитие этих умений происходит в процессе обучения и в опыте практической работы хорового дирижёра.
Учащийся осваивает новое произведение, проходя последовательно через этапы слухового и практического освоения. Психологическое содержание этапов освоения хорового произведения отражено на Рис. (Приложение).
Создание музыкального образа и интерпретация произведения будут неполноценными без ярких музыкально-слуховых представлений и творческого воображения дирижёра. Они создаются на основе такого важного профессионального свойства хорового дирижёра, как развитый внутренний слух.
Уже с первых дней обучения учащийся должен стремиться к внутреннему слышанию хорового звучания во всей его полноте. Ведущий принцип работы по развитию слуха с учащимися – будущими хоровыми дирижёрами – «от внутреннего к внешнему». Поётся и дирижируется лишь то, что предварительно услышано. Существует два вида музыкально-исполнительского слышания – ретроспективное и перспективное. Если первому научиться сравнительно легко, второе значительно сложнее [12].
Учащийся с развитым внутренним слухом удерживает в памяти услышанную ранее музыку, мысленно может представить себе мелодию, гармонию, фактуру, тембр голосов. На основе этого у него возникает звуковой образ, который затем он может воплотить в реальном хоровом звучании. Поэтому одна из важнейших задач музыкального воспитания будущего хородирижёра – развитие внутреннего слуха, на котором основаны и представление идеального звучания произведения, и само исполнение.