Курсовая теория на тему Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 5
1.1. Исторические аспекты развития земельных правоотношений 5
1.2. Понятие, субъекты, объекты и виды земельных правоотношений 9
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ОСНОВАНИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 14
2.1. Основания возникновения земельных правоотношений 14
2.2. Основания прекращения земельных правоотношений 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Введение:
Земельные правоотношения — это общественные отношения, урегулированные нормами земельного права, участники которых являются носителями субъективных прав и обязанностей. Права и обязанности участников и субъектов земельных правоотношений, предусмотренные нормами земельного права, составляют содержание земельных правоотношений.
Успешное и поступательное развитие общества в различных его компонентах требует ясной, продуманной правовой политики в отношении земельных правоотношений, определения возможностей по ее использованию, обеспечению сохранности, а также создания такой нормативно-правовой базы по вовлечению земельных участков в оборот, которые бы гармонично учитывала публичные и частные интересы.
По вполне понятным причинам в советский период внимание к земельным правоотношениям фактически отсутствовало, так как не было предпосылок для активной практической деятельности, так и научно-теоретических исследований, связанные с данной тематикой.
Процесс становления законодательства, регулирующие земельные правоотношения не завершен, перманентно принимаются новые нормативные правовые акты, вносятся изменения и дополнения в уже имеющий правовой массив. При этом сами нормы, подчиняясь сложившимся взглядам о системе права, часто формируются под знаком отраслевой принадлежности и изначально не гармонизированы, в частности, нормы гражданского и земельного законодательства порою противоречат друг другу, если не прямо, то в контексте правового механизма. При этом не представляется возможным утверждать, что законодательные новеллы последних лет осмыслены с должной полнотой в юридической науке.
Целью курсовой работы является комплексный анализ оснований возникновения и прекращения земельных правоотношений.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи курсовой работы:
— изучить исторические аспекты развития земельных правоотношений;
— раскрыть понятие, субъекты, объекты и виды земельных правоотношений;
— рассмотреть основания возникновения земельных правоотношений;
— проанализировать основания прекращения земельных правоотношений.
Объектом исследования в курсовой работе является совокупность правовых отношений, складывающихся в сфере возникновения и прекращения земельных правоотношений.
Предметом исследования в курсовой работе является правовые нормы, устанавливающие основания и порядок возникновения и прекращения земельных правоотношений.
Теоретическую основу курсовой работы составляют научные положения, содержащиеся в трудах правоведов по проблемам оснований возникновения и прекращения земельных правоотношений.
Методология и методы курсовой работы. При исследовании оснований возникновения и прекращения земельных правоотношений использовалась совокупность общенаучных (анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия) и частнонаучных (формально-юридический, системный, функциональный, сравнительный) методов познания. Кроме того, использовались специально-юридические методы познания: формально-логический метод толкования права, сравнительно-правовой метод.
Нормативно-правовую базу курсовой работы составили: Конституция Российской Федерации, а также другие нормативно-правовые акты.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать следующие основные выводы и положения.
Исследование исторического опыта отчуждения земли позволяет более широко взглянуть на природу этого правового явления, в том числе понять, что в настоящее время были существенно расширены права собственников по распоряжению земельными участками, также был увеличен круг субъектов, способных приобретать эти объекты. Можно отметить, что правовое регулирование сделок менялось в зависимости от характера вмешательства государства в экономическую среду. В настоящее время сформированы основные положения правового регулирования сделок с земельными участками: определены признаки земельного участка как предмета сделок, установлен круг субъектов, которые имеют право заключать сделки с земельными участками, подробно указаны условия заключения сделок с земельными участками и т.д.
Земельные правоотношения следует рассматривать как урегулированные нормами земельного права в целях обеспечения рационального и эффективного использования и охраны земель общественные отношения, участники которых являются носителями соответствующих субъективных прав и юридических обязанностей, гарантированных участием органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в этих отношениях».
Основаниями возникновения земельных правоотношений являются юридические факты — конкретные объективно выраженные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление определенных последствий.
Факты эти отражены в законе прямо либо косвенно и подразделяются на три основных вида: правоустанавливающие, правоизменяющие, правопрекращающие.
Каждый факт относится к событиям или поведению людей, т.е. обстоятельствам, зависящим либо не зависящим от воли человека.
Обстоятельства, не зависящие от воли человека – события, – подразделяются на абсолютные и относительные.
Поведение людей как юридический факт подразделяется на правомерное и неправомерное, т.е. противоречащее закону и не противоречащее ему.
Законодатель в настоящее время весьма подробно регламентирует не только основания прекращения прав на землю, но и саму процедуру прекращения. Анализ правовой природы вещных прав на землю позволяет заключить, что последние не могут быть прекращены по иным основаниям, которые не предусмотрены законом, что служит дополнительной гарантией защиты интересов собственников и иных правообладателей. Мы видим, что законодатель идет по пути совершенствования правовых норм касательно прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, но вместе с тем, в правоприменительной практике имеются сложности при применении нормативных актов касательно данного вопроса.
В настоящий момент требуется уже более детальная работа законодателя с привлечением специалистов как в сфере гражданского и земельного права, так и в сфере естественных наук, так как необходима выработка четких ответов на поставленные вопросы для дальнейшего успешного развития положений регулирующих прекращение права пользования земельным участком.
Подводя итоги можно сделать вывод, что земельные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться на основании правомерных и неправомерных действий. Если систематически нарушать земельное законодательство, то собственник может быть лишен права на земельный участок. Также земля может быть изъята или выкуплена для государственных, муниципальных или общественных нужд, даже при отсутствии правонарушений.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
1.1. Исторические аспекты развития земельных правоотношений
Земля как объект недвижимости и природный ресурс является важным объектом экономического оборота, поэтому особенно важно провести краткий анализ истории правового регулирования сделок с земельными участками в нашем государстве. Поскольку на протяжении развития истории России менялись системы и формы использования земли, менялось и ее правовое регулирование. Вероятно, обращая внимание на положительный опыт регулирования сделок с земельными участками в тот или иной исторический период, законодатель сможет преодолеть затруднения на современном этапе реформирования земельного законодательства .
Вплоть до XIII века все земли Руси закреплялись за князьями, которые после их смерти передавались в порядке очереди старшинства, а позже по отчинному наследству. Слугам военным, «над дворским» князь за службу давал участки земли в пользование.
Одной из первых форм частного землевладения, зародившейся в середине XVI века стала вотчина, которая предоставлялась служилым людям на основании жалованной грамоты князя личного характера. Владелец вотчины мог ее продать, заложить, передать по наследству .
Переход права владения по договору купли-продажи сопровождался вручением дерна, в присутсвиии пяти свидетелей. «…Издревле Продавец, вводя во владение покупщика, обходил свои владения по меже еясъ дерном на голове, в присутствии понятых, сторонних людей, что и выражалось в письменном акте купчей крепости: «Продал и землю завел» .
С середины XV в. на немецком дворе начали осуществлять письменное оформление сделок, их регистрацию в памятных книгах .
Новая форма землевладения — поместье появилась во время правления Ивана III (1462-1505 гг.). В отличие от владельца вотчины, владелец поместья имел только право пользования поместьем. Любой государственный служащий, получивший поместье мог произвести его отчуждение с разрешения Поместного приказа. С течением времени права помещика на отчуждение своего поместья стали расширяться . К началу XVIII в. и владельцы поместья получили права распоряжения.
Абсолютное право собственности в современном понимании этого слова появилось в период правления Екатерины II, которая разделила частное землевладение и государственную службу Манифестом от 18 февраля 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству».
До 1917 г. в России не существовало отрасли земельного права, земельные правоотношения регулировались в рамках общего гражданского законодательства. Наряду с правом собственности существовали ограниченные вещные права, особенно распространенны были сервитуты.
Особенно следует отметить чиншевое право, то есть право вечного и наследственного владения государственной землей.
Продажа земли была связана с понятием «оборотоспособность», в частности ряд земель были необоротоспособны по их «природе»; к числу таких относились: участки берегов судоходных рек, морские берега, другие участки, выделенные для общего пользования. Временное пользование земельными участками было срочным. По общему правилу срок составлял до 12 лет, также, в исключительных случаях допускалось пользование земельным участком до 30 лет .
В Советское время одним из первых законодательных актов, который заложил основы земельного регулирования был Декрет Второго Всероссийского Съезда Советов «О земле» от 26.10.1917 г. Все земли перешли в распоряжение волостных земельных комитетов, уездных Советов крестьянских депутатов для перераспределения между крестьянами. Положения земельного Декрета получили свое развитие в Декрете Всероссийского Центрального Избирательного Комитета «О социализации земли» от 19.02.1918 г., которые закрепили отмену частной собственности на землю без выкупа в пользование трудящегося народа. Предоставление земельных участков во временное пользование было возможно лишь в исключительных случаях, причем регистрация производилась в волостном или сельском Совете. Но, если в ГК РСФСР 1922г. земельные участки были объектами аренды, то в ГК РСФСР 1964 г. указание на них отсутствовало. Совместным Постановлением Центральной Избирательной Комиссии и Совета Народных Комиссаров от 4 июля 1937 г. заключение договора аренды было запрещено. В исключительных случаях допускалось предоставление прав на земельные участки, однако для этого требовалось соответствующее административное решение. А с 1949 года предоставление земельного участка на отчуждаемом праве было полностью исключено.
В послевоенное время возможность ограниченного использования земельными участками была предусмотрена распорядительным актом государственного органа. Согласно ст. 9 Закона СССР от 13.12.1968 № 3401¬
VII «Об утверждении Основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик» временное пользование землей может быть краткосрочным — до трех лет и долгосрочным — от трех до десяти лет .
С принятием Земельного кодекса РСФСР от 25 апреля 1991 г. было разрешено приобретать в собственность земельные участки путем заключения договора купли — продажи. Продажа земельного участка осуществлялась государством у граждан, и гражданами у государства (ст. 7, 8, 9,11). В последующем право на отчуждение только расширилось.