Курсовая теория на тему Органы внутренних дел как субъекты исполнительной власти в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Место и роль органов внутренних дел в системе исполнительной власти России 5
1.1. Правовые основы и структура деятельности органов внутренних дел в России 5
1.2. Характеристика основных целей и задач органов внутренних дел России 11
Глава 2. Механизм и реализация административно-правового статуса органов внутренних дел России 16
2.1. Реализация полномочий органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности 16
2.2. Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами исполнительной власти России 23
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Введение:
Введение
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации на государство возлагается обязанность по защите прав и свобод человека и гражданина . В целях обеспечения выполнения указанной обязанности государства осуществляют свою деятельность правоохранительные органы, которым наряду с иными силовыми структурами отведено важнейшее место в государственном аппарате современной России. Органы внутренних дел обеспечивают государственное управление внутренними делами, которые представляют собой одну из наиболее важных сфер жизни современного общества и государства, включающую в себя комплекс общественных отношений по защите общественно важных интересов граждан, государства и общества в целом от различного рода посягательств и иных угроз, а также по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
В зависимости от эффективности деятельности системы органов внутренних дел в обществе преобладает тот или иной социальный настрой, благополучие граждан и государства в целом, что предопределяет повышенный интерес к данной деятельности со стороны государства.
Государственное управление в сфере внутренних дел направлено на защиту прав, свобод и законных интересов личности, собственности, обеспечение общественного порядка и соответствующих условий для безопасности жизни людей.
Вышеизложенное позволяет утверждать об актуальности темы исследования.
Теоретическую разработанность следует охарактеризовать как недостаточную. Несмотря на достаточный интерес к рассматриваемой теме, значительное количество научных работ, существует множество вопросов, которые необходимо обосновать и осмыслить с научной точки зрения. Место, роль, структура органов внутренних дел, а также особенности реализации полномочий органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности и взаимодействие с иными органами исполнительной власти рассматривались многими российскими учеными, среди которых можно выделить Л.А. Алексееву, С.С. Анисину, Л.Н. Госсельбах, О.Д. Калашникова, Е.А. Матвиенко.
Целью работы является комплексное изучение правового положения органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти Российской Федерации.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
— проанализировать правовые основы деятельности и структуру органов внутренних дел России;
— дать характеристику основных целей и задач органов внутренних дел России;
— рассмотреть особенности реализации полномочий органов внутренних дел России в сфере обеспечения общественной безопасности;
— изучить вопросы взаимодействия органов внутренних дел РФ и иных органов исполнительной власти.
Теоретической основой работы послужили научные труды отечественных ученых и статьи в периодических изданиях таких авторов, как Л.А. Алексеева, С.С. Анисина, В.М. Атмажитова, Л.Н. Госсельбах, О.Д. Калашников, Е.А. Матвиенко, Т.М. Хлусова.
Структура работы предопределена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Текст работы:
Органы внутренних дел занимают важнейшее место в системе правоохранительных органов, что обусловлено обеспечением ими значительных объемов работы в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны законных интересов юридических лиц вне зависимости от их организационно-правовой формы, а также по борьбе с всевозможными видами преступности.
В качестве основы правовой системы организации и деятельности органов внутренних дел выступают нормы права. Помимо норм права для характеристики правовых основ деятельности органов внутренних дел необходимо принимать во внимание возникающие в данной сфере правоотношения и процедуры в процессе возведения их в статус нормативных предписаний, то есть речь идет о правотворческой деятельности и использовании правовых норм для формулирования и реализации правовых способов и средств.
Иными словами, в качестве правовой основы деятельности органов внутренних дел наряду с правовыми нормами и правотворчеством выступают правоприменительные акты, правоприменительная деятельность, правовые знания и правопорядок.
Под нормативно-правовой основой деятельности органов внутренних дел следует понимать систему нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел и их сотрудников, определяющих цели, задачи, функции и основополагающие начала работы органов внутренних дел. Большинство нормативных правовых актов регламентируют порядок формирования органов внутренних дел, полномочия, структуру, особенности взаимодействия с иными органами государственной власти, а также основные меры и формы осуществления поставленных перед органами внутренних дел задач.
В качестве приоритетной задачи органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности выступает защита жизни, здоровья, основных прав и свобод человека и гражданина. Для реализации установленных задач органами внутренних дел России выполняется совокупность скоординированных практических и организационно-правовых мер.
Уровень эффективности деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности зависит непосредственно от взаимодействия данного вида органов исполнительной власти с иными государственными органами исполнительной власти, которое проявляется в согласованности основных целей, места и времени реализации совокупности мер для достижения общих задач, стоящих перед взаимодействующими органами.
В качестве основной цели взаимодействия органов исполнительной власти выступает обеспечение единства действий, взаимопомощи и объединения усилий для эффективной реализации установленных задач.
Заключение:
Введение
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации на государство возлагается обязанность по защите прав и свобод человека и гражданина . В целях обеспечения выполнения указанной обязанности государства осуществляют свою деятельность правоохранительные органы, которым наряду с иными силовыми структурами отведено важнейшее место в государственном аппарате современной России. Органы внутренних дел обеспечивают государственное управление внутренними делами, которые представляют собой одну из наиболее важных сфер жизни современного общества и государства, включающую в себя комплекс общественных отношений по защите общественно важных интересов граждан, государства и общества в целом от различного рода посягательств и иных угроз, а также по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
В зависимости от эффективности деятельности системы органов внутренних дел в обществе преобладает тот или иной социальный настрой, благополучие граждан и государства в целом, что предопределяет повышенный интерес к данной деятельности со стороны государства.
Государственное управление в сфере внутренних дел направлено на защиту прав, свобод и законных интересов личности, собственности, обеспечение общественного порядка и соответствующих условий для безопасности жизни людей.
Вышеизложенное позволяет утверждать об актуальности темы исследования.
Теоретическую разработанность следует охарактеризовать как недостаточную. Несмотря на достаточный интерес к рассматриваемой теме, значительное количество научных работ, существует множество вопросов, которые необходимо обосновать и осмыслить с научной точки зрения. Место, роль, структура органов внутренних дел, а также особенности реализации полномочий органов внутренних дел в сфере обеспечения общественной безопасности и взаимодействие с иными органами исполнительной власти рассматривались многими российскими учеными, среди которых можно выделить Л.А. Алексееву, С.С. Анисину, Л.Н. Госсельбах, О.Д. Калашникова, Е.А. Матвиенко.
Целью работы является комплексное изучение правового положения органов внутренних дел в системе органов исполнительной власти Российской Федерации.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
— проанализировать правовые основы деятельности и структуру органов внутренних дел России;
— дать характеристику основных целей и задач органов внутренних дел России;
— рассмотреть особенности реализации полномочий органов внутренних дел России в сфере обеспечения общественной безопасности;
— изучить вопросы взаимодействия органов внутренних дел РФ и иных органов исполнительной власти.
Теоретической основой работы послужили научные труды отечественных ученых и статьи в периодических изданиях таких авторов, как Л.А. Алексеева, С.С. Анисина, В.М. Атмажитова, Л.Н. Госсельбах, О.Д. Калашников, Е.А. Матвиенко, Т.М. Хлусова.
Структура работы предопределена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, объединяющих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Список литературы:
Глава 1. Место и роль органов внутренних дел в системе исполнительной власти России
1.1. Правовые основы и структура деятельности органов внутренних дел в России
Прежде всего, органами внутренних дел выполняются одни из наиболее важных функций, возложенных на механизм государства в целом. При обеспечении соблюдения правопорядка и действующего законодательства в процессе реализации собственных задач органами внутренних дел, они также должны соблюдать российское законодательство, осуществлять свои функции и полномочия непосредственно в рамках правового поля.
Вопрос о сущности и правовой природы законодательной основы деятельности органов внутренних дел является одним из наиболее актуальных в современной правовой науке и вызывает оживленные дискуссии среди ученых и правоприменителей.
Представляется, что специфика правовых основ деятельности органов внутренних дел предопределяется местом и ролью данного вида органов исполнительной власти в механизме государства и общества.
Ввиду того, что органы внутренних дел относятся к системе органов исполнительной власти и имеют собственную разветвленную структуру, в их отношении нередко применяются термины «органы правоохранительного блока», «полиция общественной безопасности» и иные термины .
Каждый такой «блок» включает в себя определенный объем задач и функций в сфере правоохранительной деятельности, в том числе по охране общественного порядка, прав и свобод граждан, по борьбе с правонарушениями и различными видами преступности, по осуществлению оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности, обеспечению безопасности в сфере дорожного движения .
Обширность и разнообразность деятельности органов внутренних дел нередко порождает потребность реформирования, совершенствования данной системы органов, в том числе специализированных подразделений, деятельность которых направлена на борьбу с экстремизмом, терроризмом и по другим важнейшим направлениям.
Помимо прочего, существуют дискуссионные вопросы в части правовой основы функционирования государственных органов. Так, в данное понятие включается система неких правил, являющихся основополагающими началами, выражающимися в различных формах, либо качественно и организационно обособленную однородную деятельность, связанную с установлением соответствующих нормативных актов .
Некоторые ученые полагают, что в качестве нормативной основы деятельности органов внутренних дел выступает система нормативно-правовых актов, осуществляющих регулирование организации и непосредственно деятельности органов внутренних дел. При этом не дифференцируются такие понятия как «нормативная основа» и «правовая основа» .
Другие же ученые в системе нормативной основы деятельности органов внутренних дел выделяют несколько уровней: первый уровень, к которому относятся акты внешнего действия, и второй уровень, к которому относятся акты внутреннего действия, образующие ведомственное регулирование .
Ввиду того, что при осуществлении своей деятельности органы внутренних дел руководствуются, помимо прочего, правилами морали, правовыми обычаями и принципами, выводами правоприменительной практики, нормативные правовые акты занимают центральное место в системе правового регулирования, но не могут быть единственным элементом основы деятельности органов внутренних дел.
Существует также точка зрения о том, что правовые основы деятельности органов внутренних дел необходимо воспринимать как совокупность исходных правил, выражаемых в тех или иных формах, согласно которым осуществляется построение и функционирование системы органов внутренних дел. Ввиду того, что их источником выступает непосредственно право, проявляющееся, как правило, в правосознании, правовых нормах и правоотношениях, выражаемых в нормативно-правовых актах, правовых обычаях и прецедентах, которые преимущественно отражаются в законодательных актах .
В качестве основы правовой системы организации и деятельности органов внутренних дел выступают нормы права. Помимо норм права для характеристики правовых основ деятельности органов внутренних дел необходимо принимать во внимание возникающие в данной сфере правоотношения и процедуры в процессе возведения их в статус нормативных предписаний, то есть речь идет о правотворческой деятельности и использовании правовых норм для формулирования и реализации правовых способов и средств.
Иными словами, в качестве правовой основы деятельности органов внутренних дел наряду с правовыми нормами и правотворчеством выступают правоприменительные акты, правоприменительная деятельность, правовые знания и правопорядок.
Учитывая многоаспектность и сложность содержания различных элементов правовой основы деятельности органов внутренних дел, их можно дифференцировать на две группы :
— элементы, фиксирующие статику права;
— элементы, выражающие динамику права.
К правовым основам в статике относятся правовые нормы и принципы, которые регулируют вопросы организации и деятельности органов внутренних дел и содержатся в нормативно-правовых актах, а также правоприменительные решения; правовые учреждения, реализующие правотворческие и правоприменительные функции; правовые идеи, взгляды и представления .
Под правовыми основами в динамике понимаются процессы, возникающие в ходе правотворческой деятельности, реализации права, юридические факты и правосознание.
Нормы права выступают в качестве связующего звена, которое обеспечивает взаимодействие и взаимосвязь всех элементов, составляющих систему правовых основ деятельности органов внутренних дел.
Таким образом, под нормативно-правовой основой деятельности органов внутренних дел следует понимать систему нормативных правовых актов, регулирующих деятельность органов внутренних дел и их сотрудников, определяющих цели, задачи, функции и основополагающие начала работы органов внутренних дел. Большинство нормативных правовых актов регламентируют порядок формирования органов внутренних дел, полномочия, структуру, особенности взаимодействия с иными органами государственной власти, а также основные меры и формы осуществления поставленных перед органами внутренних дел задач.
На федеральном уровне к данной системе нормативных правовых актов, в первую очередь, относится Конституция Российской Федерации, а также система федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента России, акты палат Федерального Собрания РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты федеральных органов государственной власти и непосредственно Министерства внутренних дел России.
На региональном уровне в систему нормативно-правового регулирования деятельности органов внутренних дел относятся конституции республик и уставы иных субъектов РФ, законодательные акты субъектов РФ, которые регулируют правоотношения в данной сфере, подзаконные нормативно-правовые акты, которые приняты органами государственной власти субъектов России.
На местном уровне систему нормативно-правовых основ деятельности органов внутренних дел образуют акты, которые принимаются органами местного управления .
Помимо прочего, к нормативно-правовым основам деятельности органов внутренних дел относятся международно-правовые акты и принципы, входящие в национальную правовую систему России.
Как отмечалось, органы внутренних дел являются одними из центральных органов государственного механизма России и осуществляют свою деятельность на территории страны, соответственно, правовые основы организации и деятельности органов внутренних дел, в первую очередь, основаны на положениях Конституции РФ.
В качестве основной задачи органов внутренних дел выступает деятельность по борьбе с преступностью и иными правонарушениями, по охране законных интересов и прав граждан, юридических лиц, по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности .
В соответствии с нормативно-правовыми основами организации и деятельности органов внутренних дел структура данного вида органов исполнительной власти России базируется на предметно-функциональном и территориальном принципе и включает в себя :
— территориальные органы внутренних дел;
— органы внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
— органы внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных и особо важных объектах.
Таким образом, органы внутренних дел занимают важнейшее место в системе правоохранительных органов, что обусловлено обеспечением ими значительных объемов работы в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны законных интересов юридических лиц вне зависимости от их организационно-правовой формы, а также по борьбе с всевозможными видами преступности.
В качестве основы правовой системы организации и деятельности органов внутренних дел выступают нормы права. Помимо норм права для характеристики правовых основ деятельности органов внутренних дел необходимо принимать во внимание возникающие в данной сфере правоотношения и процедуры в процессе возведения их в статус нормативных предписаний, то есть речь идет о правотворческой деятельности и использовании правовых норм для формулирования и реализации правовых способов и средств.