Курсовая теория Юриспруденция Правоохранительные органы

Курсовая теория на тему Органы ,осуществляющие раскрытие и расследование преступлений

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. История развития органов, осуществляющих следствие 6
1.1. Советская милиция: от марксистской идеи всеобщего вооружения народа к профессиональной организации 6
1.2. Следователь в современной России 15
Глава 2. Органы дознания и следствия в современной России 23
2.1. Органы дознания 23
2.2. Формы взаимодействия следователя с органами дознания и их содержание 26
Заключение 32
Список использованной литературы 35

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования обусловлена, прежде всего тем, что за последние годы законодатель внёс большое количество изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее: УПК РФ) , связанные с регулированием правового статуса следователя.
Вместе с тем, остаются нерешёнными вопросы относительно функций, задач следователя в уголовном процессе, его прав и обязанностей.
Актуальности данной теме придают проблемы, касающиеся организации взаимодействия следователя с органом дознания, которые нуждаются в разрешении.
Кроме того, отдельно стоит отметить вопрос процессуальной самостоятельности следователя, являющийся предметом широких дискуссий среди учёных-правоведов.
Актуальными остаются проблемы, связанные с процессуальным статусом следователя-криминалиста как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения, созданием единого следственного органа, а также с внедрением в уголовный процесс института следственных судей.
В юридической литературе теме правового статуса и полномочий следователя уделено достаточно много внимания. Так, изучением различных аспектов, связанных с данной темой занимались В.М. Быков, С.А. Шейфер, Л.В. Головко, П.А. Лупинская, А.М. Багмет, Н.И. Ревенко, В.В. Колодко, Ш.Ш. Байрамов, Д.М. Берова, С.М. Даровских, В.Д. Дармаева, В.А. Середнев, В.Ю. Рытькова, С.Н. Хорьяков, С.Ф. Шумилин, Т.Б. Аресенова, В.В. Горюнов, А.П. Кругликов, И.В. Чернышев, И.А. Попов и др. Несмотря на такое внимание к данной теме, проблемные вопросы, связанные с правовым статусом следователя нуждаются в дальнейшем рассмотрении и определении новых подходов к их разрешению.
Целью исследования является рассмотрение и правовой анализ процессуального статуса и полномочий следователя в уголовном процессе, а также разрешение проблемных вопросов, связанных с реформированием предварительного следствия.
Для достижения указанной цели решались следующие задачи:
проанализировать понятие следователя;
рассмотреть уголовно-процессуальные функции и задачи следователя;
определить круг прав и обязанностей следователя;
изучить процессуальную самостоятельность следователя, а также проблемные вопросы, связанные с контролем и надзором за его деятельностью;
рассмотреть взаимодействие следователя с органом дознания;
выявить актуальные проблемы, связанные с реформированием предварительного следствия.
Объектом исследования являются уголовно-процессуальные правоотношения, которые складываются при реализации задач, функций и полномочий следователя.
Предметом исследования является уголовно-процессуальный статус следователя, его функции, задачи, права и обязанности, процессуальная самостоятельность, взаимодействие с органом дознания.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные методы познания общественных явлений и процессов, происходящие в правоприменительной сфере: формально-юридический, системный, сравнительно-правовой, анализа и др.
Теоретическую основу составили публикации и статьи, монографии учёных в области уголовного процесса, криминалистики, судебная практика.
В ходе написания работы использовался практический опыт, полученный в процессе прохождения практики.
Теоретическая значимость определяется тем, что сформированные в работе выводы и предложения могут быть использованы при совершенствовании нормативной правовой регламентации процессуального статуса следователя.
Практическая значимость работы заключается в разработке предложений, направленных на совершенствование деятельности органов предварительного следствия.
Структура и объём данной работы обусловлены её целями и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По результатам проведенного исследования правового статуса следователя в уголовном процессе можно сделать следующие выводы.
Понятие следователь необходимо изложить в следующей редакции: «Это должностное лицо, уполномоченное возбуждать уголовное дело и в пределах своей компетенции осуществлять предварительное расследование, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ».
В научных кругах нет единого мнения по вопросу функций и задач следователя в уголовном процессе. Мы полагаем, что следователь осуществляет функции обвинения и предварительного расследования.
Для их выполнения, следователь обладает достаточными полномочиями. Вместе с тем, в ст. 38 УПК РФ необходимо указать, что следователь:
1. Проверяет сообщения о преступлении и выносит по ним соответствующее процессуальное решение в порядке ст.ст. 144-145 УПК РФ.
2. Принимает решение о задержании лица в порядке ст. 91 УПК РФ, а также привлекает лицо в качестве обвиняемого в порядке ст.ст. 171-172 УПК РФ.
3. Приостанавливает, возобновляет, прекращает уголовное дело в порядке и по основаниям, предусмотренным гл.гл. 28-29 УПК РФ.
4. Составляет документы, завершающие предварительное расследование по уголовному делу и направляет их прокурору в порядке гл. 30 УПК РФ.
Анализ уголовно-процессуального закона позволяет сделать вывод, что отсутствие порядка обжалования указаний руководителя следственного органа, на наш взгляд, влияет на процессуальную самостоятельность следователя.
В связи с этим, мы считаем необходимым внести следующее дополнение ч. 3 ст. 39 УПК РФ: «Вышестоящий руководитель следственного органа рассматривает письменные возражения следователя на указания руководителя следственного органа в течении 5 суток и требует от руководителя следственного органа отмены незаконного или необоснованного указания либо изымает и передает уголовное дело другому следователю».
Кроме того, большинство учёных-процессуалистов считают, что следователь не должен получать согласие руководителя следственного органа на обжалование указаний прокурора.
На наш взгляд, освобождение следователя от этой обязанности позволит существенно расширить процессуальную самостоятельность следователя.
По нашему мнению, процессуальный порядок обжалования действия (бездействия) и решения следователя позволяет защищать права и законные интересы, лиц, обращающихся в суд.
На наш взгляд, контроль за деятельностью следователя должен осуществляться исключительно в порядке, предусмотренном ст. 125 УПК РФ, что положительно скажется на эффективности и качестве предварительного расследования.
В ходе проведенного исследования, были выявлены ряд недостатков в правовой регламентации взаимодействия следователя с органом дознания. В связи с чем, нами было предложено внесение следующих изменений и дополнений в ст. 38 УПК РФ:
1. Следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения отдельные поручения о производстве следственных действий при невозможности выполнить их самостоятельно.
2. Сроки исполнения поручения следователя органом дознания устанавливаются, исходя из сложности и обстоятельств конкретного уголовного дела.
Данные изменения, на наш взгляд, позволят избежать конфликтных ситуаций между следователем и сотрудниками органов дознания, а также сделают взаимодействие более качественным и эффективным.
В научных кругах ведутся дискуссии относительно роли и места следователя-криминалиста в уголовном процессе. Очевидно, что требуется законодательное закрепление его правового статуса путём дополнения УПК РФ отдельной статьей, в которой необходимо изложить его права и обязанности.
В научных кругах остаётся нерешённым вопрос создания единого следственного органа. По-нашему мнению, его создание может повлечь ряд неблагоприятных последствий:
1. Ухудшение качества и снижения эффективности предварительного расследования, так как разграничение компетенции ведомств, обеспечивает узкую специализацию следователей.
2. Понижение качества организации взаимодействия следователей с органом дознания, так как сегодня они осуществляют свою деятельность в том же ведомстве, где и сотрудники органа дознания (кроме следователей Следственного комитета РФ), что позволяет эффективнее расследовать преступления.
На наш взгляд, следственные аппараты должны сохраняться в трёх отдельных ведомствах (СК РФ, МВД РФ, ФСБ РФ).
Проведенное исследование показало, что предложения учёных о создании института следственных судей представляются спорными, так как в настоящее время отсутствует механизм таких масштабных преобразований.
Кроме того, стоит отметить декларативность предложенных проектов, отсутствие в них чёткой стратегии таких реформ, поскольку это потребует значительных финансовых затрат, подготовки новых и переподготовки уже имеющихся кадров, что несомненно, скажется на эффективности и качестве предварительного следствия.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. История развития органов, осуществляющих следствие

1.1. Советская милиция: от марксистской идеи всеобщего вооружения народа к профессиональной организации

История создания системы органов полиции восходит своими корнями ко второй половине XVII века, то есть периоду утверждения в России абсолютной монархии. Именно тогда, впервые за всю российскую историю, полиция стала самостоятельным звеном государственной власти.
В 1649 году был принят Наказ о градском благочинии, который поначалу действовал только на территории Москвы, а затем распространился на всю Россию . Так называемым «объездным головам» было велено осуществлять паспортный контроль, наблюдение за порядком и чистотой. Из этих же людей формировалась местная полиция, осуществляющая патрулирование улиц.
А вот с начала XVIII века появились уже регулярные полицейские формирования. В 1702 году были упразднены органы губного самоуправления, функции которых перешли к воеводам. После образования в 1710 году губерний функции полиции были возложены также и на губернаторов . Согласно воеводскому наказу 1719 года в их обязанности входила забота об охране прав и безопасности местных жителей, исправности дорог. Эти же функции, наряду с воеводами, выполняли земские комиссары. Они, ко всему прочему, наблюдали за состоянием и безопасностью постоялых дворов и путей сообщения, заботились о нравственности и религиозности обывателей, преследовали беглых преступников.
В городах эти обязанности ложились на плечи магистратов – органов государственного самоуправления, учрежденных Петром I. К слову сказать, полиция как постоянно действующий орган была создана в России именно в результате реформ этого российского правителя. Своей главной целью он видел замену прежней системы – Разбойного приказа и Губных изб. Для этого был проведен ряд преобразований, в частности, в 1817 году в Петербурге была учреждена должность генерал-полицмейстера, которую по праву можно считать первой полицейской должностью в России. К 1722 году полицмейстеры появились почти во всех крупных городах.
Кроме того, были созданы канцелярии полицейских дел, осуществляющие деятельность по охране порядка, розыска преступников, решению вопросов городского благоустройства, проведения продовольственных и противопожарных мероприятий. Регламент главного магистрата 1821 года учредил регулярную полицию.
В соответствии с кругом полномочий, очерченных Петром I, в задачи полицейских органов входили осуществление прав правосудия, защита населения от разбойников, воров, надзор за домостроительством и благоустройством улиц и дорог, обеспечение санитарной безопасности. Не зря первый российский император называл созданные в первой четверти XVIII века специализированные органы внутренних дел «душой гражданства и фундаментальным подпором человеческой безопасности и удобности». Они действительно сыграли заметную роль в отечественной истории.
После смерти Петра I в системе полиции произошли изменения: был упразднен Главный магистрат, органы городского самоуправления стали подчиняться губернаторам и воеводам. В 1732 году была образована канцелярия, работу которой осуществляли советники, секретари, роты драгунов для разъездов. Появилась должность обер-полицмейстера. Годом позже были учреждены конторы полицмейстеров. Каждому полицмейстеру были даны канцелярские служители.
В 1746 году возникла экспедиция по делам воров и разбойников. В 1746 и 1747 годах в свет вышли указы, устанавливающие правила поведения в общественных местах . Указом 1750 года была регламентирована борьба с проституцией и притонами.

Примечательно, что к началу 60-х годов XVIII века число полицейских учреждений сократилось. В целом, полиция в XVIII веке работала плохо. Причиной этому было то, что преобразования, начатые в эпоху Петра I, проводились поспешно и не всегда отвечали требованиям российской действительности. Это повлекло за собой коренную перестройку системы, осуществленную в период царствования Екатерины Великой. В наказе 1767 года императрица определяла полицию как «установление, попечение которого, все то принадлежит, что служит к сохранению благочиния в обществе».
Согласно «Уложению для управления губерний» в уездах вводилась должность земского исправника, возглавлявшего полицейский орган нижнего земского суда, канцелярия которого состояла из двух столов: следственного и исполнительного. Капитан исправник и заседатель нижнего земского суда избирались на три года и утверждались в должности губернатором.
В компетенцию нижнего земского суда входило расследование уголовных дел, исполнение решения вышестоящих властей и судов. Ему принадлежала основная полицейская функция «иметь бдение, дабы в уезде сохранены были благочиние, добронравие и порядок». Нижний земский суд надзирал за состоянием мостов и дорог, порядком во время торговли, исправной выплаты повинностей населением, соблюдением противопожарных и противоэпидемиологических мер.
Реформы, осуществленные Екатериной II, укрепили аппарат полиции на местах. Позже, во второй половине XVIII века, был создан разведывательный аппарат специальных полицейских органов. В правление Павла I городское сословное управление было слито с полицейскими органами. Начиная с 1799 года в городах стали открываться военно-политические органы – ордонансгаузы . Эти органы возглавлялись полицмейстером, комендантом или городничим и имели военный суд и тюрьму. Стоит отметить, что реформирование структуры полиции, проводимое Павлом I, не поспособствовало улучшению деятельности местного аппарата управления.
Крупнейшие реформы органов полицейского управления были осуществлены Александром I. Так, в 1802 году было создано Министерство внутренних дел, а в 1810 — Министерство полиции для управления административно-полицейскими учреждениями. В 1819 году император упразднил министерство полиции, передав его в ведение МВД. В 1837 году полицейские органы вновь были подвергнуты реформе, на этот раз изменения обуславливались более мелким административно-территориальным делением Российской империи. Теперь за порядком следил становой пристав, опиравшийся на сельскую выборную полицию. 1862 год ознаменовался объединением уездной и городской полиции.
Значительной вехой перестройки местной полиции стало издание «Устава благочиния» 8 апреля 1882 года . Он определял устройство полицейского аппарата в городах. В соответствии с ним, были созданы новые полицейские органы – управы благочиния. Управа вершила суд по мелким преступлениям, проводила следствие по уголовным делам. В ее состав входили полицмейстер, приставы и ратманы. Центральным же органом полиции являлась канцелярия частного пристава, называвшаяся «частью». При каждой части функционировали полицейские команды, а также работали словесные судьи.
XX век поставил перед властями новые проблемы. В основном они касались усиливающегося протестного движения в обществе. Были предприняты меры по усилению аппарата полиции и политического надзора. К примеру, в 1903 году для «охранения благочиния, общего спокойствия, безопасности и порядка в местностях, подведомственных уездной полиции» была образована полицейская стража, включавшая в себя конные команды. Еще с конца XIX века начали активно формироваться сыскные подразделения, нацеленные на уголовный розыск. В 1916 году Николай II утвердил Положения об усилении полиции, однако новая реформа не привела к качественному улучшению работы полицейских.
После революции 1917 года полиция Российской империи была распущена. 6 марта 1917 года и 10 марта 1917 года Временное правительство выпустило постановления о ликвидации корпуса жандармов, и об упразднении Департамента полиции. Вместо этих структур указом НКВД «О рабочей милиции» была образована «народная милиция». Изначально не предполагалось создание централизованной структуры и постоянного штата, однако, ряд последующих декретов, в частности, «О рабоче-крестьянской милиции» создали прообраз будущего аппарата советского МВД.
Дальнейшее совершенствование системы органов внутренних дел привело к созданию Главного управления милиции и последующему увеличению его подразделений. Позднее наряду с уголовным розыском, БХСС, ГАИ, железнодорожной милиции в составе МВД появились такие подразделения как ОМОН, Главное управление по борьбе с организованной преступностью — ГУБОП и другие. Национальное центральное бюро Интерпола вошло в состав МВД в 1990 году.
Федеральный закон РСФСР «О милиции» от 18 апреля 1991 года затрагивал все сферы деятельности органов внутренних дел, устанавливал нормы деятельности их сотрудников, прописывал гарантии правовой и социальной защиты сотрудников милиции. Положения этого закона были закреплены в Конституции РФ 1993 года. Новые вызовы времени требовали создания узкоспециализированных структур. К 2004 году в структуре МВД насчитывалось более 37 различных управлений. В том же году в соответствии с Указом Президента РФ управления были заменены на 15 департаментов, центров и специальных органов.
В 2011 году произошел возврат к прежнему названию. Закон «О полиции» вступил в силу с 1 марта 2011 года. Глубокая реформа была призвана освободить МВД от несвойственных функций, повысить материальное и социальное обеспечение сотрудников органов внутренних дел, улучшить имидж милиции в глазах общества.
Единая централизованная система МВД Российской Федерации состоит из органов внутренних дел, включающие в себя полицию, организации и подразделения, образованные для реализации полномочий, порученных МВД РФ.
Полиция выступает составляющим элементом системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Полицию образуют подразделения, организации и службы, формируемые с целью исполнения порученных задач полиции.
«Руководство деятельностью полиции осуществляют в пределах своей компетенции руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции.» Президент нашей страны решает вопрос относительно состава полиции, порядка создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции. В единой системе органов внутренних дел каждая служба и каждое подразделение выполняют решение возложенных на них задач свойственными им методами и в свойственных им формах.
В 2012 г. Президент России подписал Указ, на основании которого учрежден флаг и знамя Министерства внутренних дел Российской Федерации .Как механизм политической власти по обеспечению внутренней защищенности личности, общества и государства, органы МВД РФ выступают разновидностью социальной организации в системе власти в целом и в структуре правоохранительных органов России и основным элементом обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью. Процесс управления в МВД РФ реализуется, как и в каждой социальной системе, складывающейся из субъектов и объектов управления, сопряженных каналами прямой и обратной связи, действующих в окружении иных социальных систем и в конкретной внешней среде, подвергаясь регулярным управляющим и информационным влияниям. МВД России выступает управляемой системой по отношению к Президенту нашей страны и управляющей по отношению к включенным в ее структуру составляющим. МВД РФ наделено общими чертами социальной системы: целостность, многофункциональность, иерархичность, информационность, динамизм, управляемость.
МВД РФ наделено не только общими признаками, свойственными для социального управления, но и особенными, которые определяются местом МВД в системе обеспечения национальной безопасности. Подобными свойствами выступают охранительная направленность, военный тип организации и применение непосредственного принуждения. Охранительная направленность состоит в организации и фактическом исполнении защиты прав и интересов граждан, общественного порядка и безопасности от криминальных и других противоправных посягательств с отличительными чертами механизма управления в сфере внутренних дел и особым набором управленческих функций и способов управляющего влияния на общественные отношения. МВД России применяет, в основном, силовые способы (принуждение), административное воздействие МВД России в целях обеспечения национальной безопасности ведется в виде использования им в процессе исполнительно-распорядительной деятельности согласованных с законодательством методов государственного управления, создающих условия для соблюдения установленного правопорядка. Военный тип организации МВД Российской Федерации обуславливается наличием специальных характеристик, таких как вооруженность, наличие специальных званий и форменной одежды, принятие присяги , что сопряжено с особенностью работы министерства.
Система органов внутренних дел обладает непростой структурой. По этой причине абсолютно обоснованно, что установление значимости и места ее в системе обеспечения национальной безопасности, а кроме того процесса преобразований системы органов внутренних дел являются в настоящее время предметом изучения различных учёных.
Меняющиеся политические, экономические, социальные, правовые, духовно-нравственные сферы жизнедеятельности выступают характерной чертой деятельности социальных учреждений, в том числе и органов внутренних дел. Перемены в условиях жизнедеятельности обоснованно корректируют цели и задачи, механизм функционирования органов внутренних дел. В последние года органы внутренних дел претерпевают регулярные преобразования. В 2009 году главой государства Дмитрий Анатольевич Медведев подписал указ «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел России», а в 2011г. им был подписан федеральный закон «О полиции». Помимо этого в 2011 году президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал федеральный закон «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В 2016 г. глава государства Владимир Владимирович Путин подписал указ, результатом которого стало включение Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков и Федеральной миграционной службы в систему Министерства внутренних дел . Формирование новых подразделений по вопросам миграции и контролю за оборотом наркотиков было направлено на сокращение однотипных полномочий и управленческих барьеров при расследовании нарушений миграционного законодательства и увеличение результативности борьбы с незаконным оборотом наркотиков. Также в 2016 году на базе Внутренних войск Министерства внутренних дел были созданы Войска национальной гвардии . Стоит отметить, что 2018 г. обещает быть годом крупных реформ в системе МВД РФ. Предполагаются перемены в системе медицинского обслуживания сотрудников органов МВД – непрофильные полномочия министерства будут отданы иным ведомствам.
Такие предложения в проект программы «Повышение обороноспособности и безопасности государства» на 2018–2024 годы уже разработала межведомственная рабочая группа, сформированная при аппарате Совета безопасности. Предполагается необходимость передачи экспертно-криминалистического подразделения Министерства внутренних дел в ведомство федеральных государственных унитарных предприятий. По проекту кадровики, финансисты, бухгалтеры и психологи в скором времени будут гражданскими служащими. Кроме того намечается переход обязанностей по выдаче паспортов и водительских удостоверений в полномочия Росреестра, Минюста или других учреждений. Также в Правительстве планируется ликвидация Государственной инспекции безопасности дорожного движения, связанной с переходом части состава дорожной полиции в ряды обычной и массовыми сокращениями сотрудников. Еще одним важным преобразованием станет то, что спасательные и чрезвычайные подразделения МЧС станут подконтрольны Министерству обороны, а «пожарная» составляющая Министерства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям будет функционировать в подчинении Министерству внутренних дел РФ.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы