Курсовая теория на тему Организация внешкольного образования в России во второй половине XIX — начале XX вв.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
РАЗДЕЛ 1. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ 4
1.1 Анализ содержания понятия «внешкольная работа» 4
1.2. История становления и развития внешкольной работы с детьми 13
РАЗДЕЛ 2. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВВ. 20
2.1 Внешкольное образование как источник зарождения и развития внешкольной работы 20
2.2 Теория и практика внешкольной работы во второй половине ХIХ начале ХХ вв. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Введение:
Актуальность темы. Образование лежит в основе общества, являясь залогом его экономического и социокультурного благополучия. Как следствие, изменения в обществе всегда влекут за собой реформы в образовании. В современной России, переживающей изменения системы образования, связанные с входом её в единое мировое образовательное пространство, значение образования как фактора развития общества возросло. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. провозглашает одной из стратегических целей образования «преодоление социально-экономического и духовного кризиса, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности» [8].
Достижению этой цели призвано служить не только повышение качества образования подрастающего поколения, но и поднятие общего уровня и профессионализма взрослого населения. В связи с этим большое значение приобретает организация дополнительного образования, как одного из средств решения задач, поставленных не только Национальной доктриной, но самой жизнью.
Актуальное для настоящего времени дополнительное образование является правопреемником внешкольного образования, начавшего своё активное становление в пореформенный период конца XIX — начала XX вв. Этим объясняется наш интерес к изучению особенностей развития системы образования вне школы в России того времени.
Степень разработанности темы. Теоретические труды по общественному воспитанию и внешкольному образованию таких российских ученых, как Я.В. Абрамов, В.П. Вахтеров, К.Н. Вентцель, П.Ф. Каптерев, Н.А. Корф, Е.Н. Медынский, Н.И. Пирогов, А.С. Пругавин, С.О. Серополко, В.Я. Стоюнин, К.Д. Ушинский, Г.А. Фальборк, В.И. Чарнолуский, Н.В. Чехов, формировали методологические основы не только внешкольного образования, но и внешкольной работы с детьми.
Теория же внешкольной работы с детьми в дореволюционный период появляется как результат осмысления собственной практической деятельности таких ученых и педагогов, как А.У. Зеленко, К.А. Фортунатов, С.Т. Шацкий, П.Ф. Лесгафт и другие.
Объект исследования – внешкольное образование.
Предмет исследования – внешкольное образование в России во второй половине XIX — начале XX вв.
Цель курсовой работы – исследовать процесс организации внешкольного образования в России во второй половине XIX — начале XX вв.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить понятие «внешкольное образование».
2. Изучить историю становления и развития внешкольного образования.
3. Рассмотреть внешкольное образование как источник зарождения и развития внешкольной работы.
4. Проанализировать теорию и практику внешкольной работы во второй половине ХIХ начале ХХ вв.
Методы исследования:
Исследование основывается на следующих общенаучных методах: описание, анализ и обобщение литературы, синтез полученной информации, систематизация, изучение архивов и научных статей.
Структура исследования:
Курсовая работа включает в себя: введение, 2 главы основной части, состоящие из 4 подразделов, которые решают поставленные мною задачи, а также заключение и список литературы.
Заключение:
Таким образом, мы можем сделать вывод, что если первоначально в основные задачи подобных учреждений входило предоставление элементарной грамотности населению, оставшемуся за порогом школы, и предотвращение рецидива неграмотности окончивших начальный курс, то с развитием внешкольного образования появились учреждения и мероприятия, направленные на повышение культурного уровня населения. Следовательно, в его задачи стало входить и проведение культурно-просветительской работы, и повышение профессионального уровня рабочих. Земство взяло на себя проблему обучения библиотекарей, заведующих народными домами, лекторов. «Внешкольник должен уметь отвечать запросам и интересам каждого, должен учитывать индивидуальность каждого читателя, слушателя. почему ему необходимо знание психологии». Таким образом, внешкольное образование развивалось количественно и качественно, становясь независимым от школьных помещений и учительского персонала. Одним из материальных, внешних проявлений самостоятельности образования вне школы было создание народных домов. Е.А. Звягинцев определил народный дом как «объединение по возможности всех форм внешкольной просветительной работы в одном помещении и в общей организации».
Особое развитие народные дома, как и другие учреждения внешкольного образования, получили после революции 1905 г. Нам представляется важным изучение опыта привлечения населения к внешкольному образованию в связи с тем, что подобно тому, как земство усилило интерес к просвещению вне школы и начало активно развивать такие учреждения в связи с запрещением продажи спиртных напитков и борьбой с хулиганством, современная Россия стоит перед лицом тех же проблем, и именно учреждения образования вне школы призваны решать эти проблемы сейчас.
Как и в земский период, современное дополнительное образование осуществляется с целью всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства и создаёт условия для художественного образования и эстетического воспитания, а в профессиональной сфере способствует повышению квалификации рабочего. Процессы реформирования современного образования и общества в целом обуславливают необходимость обратить пристальное внимание на опыт организации внешкольного образования в дореволюционного период. Деятельность органов самоуправления по организации образовательных мероприятий вне школы была основана на принципах бесплатности, общедоступности, самостоятельности, планомерности. Это позволило поднять степень грамотности населения деревни, повысить культурный уровень народа, улучшить состояние профессиональной подготовки рабочих.
Фрагмент текста работы:
РАЗДЕЛ 1. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ
1.1 Анализ содержания понятия «внешкольная работа»
Очень часто в современной образовательной науке и практике при обсуждении вопросов, связанных с историей становления и развития системы дополнительного образования детей, используются такие понятия, как «внешкольное образование» и «внешкольная работа» используются почти как синонимы. Между тем, определение сущности этих понятий было предметом обсуждения в учебной литературе со второй половины XIX — начала XX в.
В контексте нашего исследования необходимо не только определить сущность этих понятий, но и определить их характеристики, а также общие характеристики, которые позволяют говорить о синонимии этих терминов, чтобы определить, в каких Измерения теоретических и методологических основ, педагогических форм и методов внешкольного образования способствовали разработке концептуальных основ для внешкольной работы с детьми. Анализ литературы по историко-педагогическим исследованиям развития внешкольного образования в России показывает, что большинство авторов склонны считать, что в 1890–1900 годах теория внешкольного образования состояла в основном из вопросов о характере, содержании и особенностях организации образования взрослого населения и культурно-просветительская работа с ним.
Поэтому П. В. Горностаев, В. А. Горохов, Л. А. Коханова, Б. К. Тебиев и ряд других авторов, изучающих историю и теорию внешкольного образования, считают, что основным содержанием теории внешкольного образования было Вопросы общего образования взрослых, а также тот факт, что «теорию внешкольного образования и теорию общего образования взрослых можно считать практически идентичными, но не совсем одинаковыми». Теория общего образования взрослых — проблемы, непосредственно связанные с обучением и воспитанием, с умственным развитием, теория внешкольного образования — проблемы более общего характера, в том числе с широким влиянием на личность.
О.П. Родин определяет этот подход как аксиоматический для современной истории русской педагогики. Т. В. Ганина в кабинете о точке зрения Е. Н. и образовательной деятельности. Медынский, основываясь на анализе современных источников, перечисляет то, что, по ее словам, является наиболее важным и важным в понятии «внешкольное образование», и отмечает, что «все внешкольные учреждения были предназначены в первую очередь для взрослое население страны» [24, с.74].
Термин «внешкольное образование» начал использоваться в учебной литературе в 1890-х гг. А.С. был одним из первых, кто использовал его в своих работах. Пругавин и Г.А. Фальброк. Так, А.С. Пругавин в предисловии ко второму изданию своей книги «Требования народа и обязанности интеллигенции в области просвещения и образования» (1895) впервые использовал термин «внешкольное образование».
В споре с А. Н. Пыпиным, который выступил с довольно резкой критикой многих аргументов, выдвинутых А. С. Пругавиным на страницах первого издания его книги (1890 г.), он пишет, что целью опубликованной книги было: «во-первых, установить эти основные требования, эти наиболее важные требования, которые в настоящее время наиболее созрели среди масс в области интеллектуального психического здоровья, жизни и, с другой стороны, — прояснить аспекты вопроса государственного образования, в которой деятельность интеллигенции, то есть образованной части российского общества, может и должна принимать самое активное и активное участие в ответах на поставленные вопросы [3, с.129].