Курсовая теория на тему организация самостоятельной работы школьников на уроках ОБЖ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ДАННЫХ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Урок как целостная система 6
1.2. Понятие самостоятельности 10
1.3. Развитие самостоятельности в образовательном процессе 16
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЖ 22
2.1. Дидактические принципы организации самостоятельной работы и их влияние на качество знаний по основам безопасности жизнедеятельности 22
2.2. Методические рекомендации при выборе эффективного метода организации самостоятельной работы по курсу основ безопасности жизнедеятельности 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 40
Введение:
Актуальность работы. Согласно требованиям ФГОС: «Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: развитие самостоятельности и личной ответственности за поступки; умение самостоятельно выбирать интересную литературу». современном обществе все больший акцент ставится на самостоятельное обучение – это считается основным источником получения знаний и умений. Так же это помогает учащемуся вовлечься в весь процесс обучения и самостоятельно принимать решения в разных ситуациях.
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели и добиваться их достижения собственными силами. Самостоятельность предполагает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в незнакомой обстановке, но и в любых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Самостоятельность как стремление и умение ребенка решать задачи независимо от взрослого, мобилизуя имеющиеся знания и опыт, используя поисковые действия, является важным фактором социально-личностного созревания.
Самостоятельность не является врожденной чертой характера личности, она формируется по мере взросления ребенка. Взрослый может способствовать формированию самостоятельности, а может ее задерживать.
Основная направленность курса ОБЖ – это формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения как к личной безопасности, так и к безопасности окружающих, усвоение ими знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации, искать наиболее эффективные способы защиты от них, оказывать самопомощь и взаимопомощь.
К воспитанию и обучению детей в системе образования предъявляются все новые и новые требования, что обусловливается изменениями социальных, экономических, политических и культурных факторов развития страны. И одно из главных требований — достижение соответствия уровня получаемых общих и профессиональных компетенций современным условиям профессиональной деятельности, обусловливающих обладание личностными качествами, обеспечивающими стремление к непрерывному самообразованию и саморазвитию, построению профессиональной карьеры.
Проблема обеспечения безопасности человека во всех сферах его жизнедеятельности всегда актуальна как в силу увеличения разнообразия видов самих опасностей из-за всестороннего прогресса в развитии общества и увеличения численности и плотности населения. В связи с этим вопросы безопасности жизнедеятельности человека постоянно возникают в различных сферах современной жизни.
Степень разработанности темы исследования. Изучением данной проблемы занимались Е.М. Бохорский, М.А. Данилов, Г.А. Цукерман и другие.
Объект исследования – процесс организации самостоятельной работы.
Предмет исследования – урок ОБЖ в системе образования.
Цель исследования – изучить особенности организации самостоятельной работы школьников на уроках ОБЖ,
Для достижения поставленной цели необходимо решение ряда взаимосвязанных задач:
1. Изучить сущность понятия самостоятельности;
3. Рассмотреть дидактические принципы организации самостоятельной работы и их влияние на качество знаний по основам безопасности жизнедеятельности;
5. Дать методические рекомендации при выборе эффективного метода организации самостоятельной работы по курсу основ безопасности жизнедеятельности.
Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение и список используемой литературы.
Заключение:
Таким образом, изучение литературы позволило определить самостоятельность как одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения своими силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом осознанно и активно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Самостоятельность – это качество личности, которое характеризуется совокупностью знаний, умений, навыков; содержательно-операциональных и личностных компонентов, отношением личности к процессу, результатам и условиям осуществления деятельности.
Это важнейшая характеристика личности, которая не может развиваться отдельно от других личностных свойств: произвольности, воли, целеустремленности.
Самостоятельность выполняет несколько функций: интегрирующую, управления, саморегуляции деятельности и поведения, самореализации личности, мотивирования, саморазвития, автономности, самоактуализации, развития отдельных свойств личности и др.
В современной педагогической науке показано, что формирование самостоятельности в требует новых подходов в организации образовательного процесса.
Одним из вариантов обеспечивающих развития самостоятельности детей в образовательном процессе является педагогическая поддержка как органичная часть гуманистической теории и практики воспитания.
Педагогическая поддержка как теоретическая основа и педагогическая технология реализации образовательного процесса предусматривает не авторитарное воздействие, где главным выступает взрослый, а личностное взаимодействие, где взрослый и ребенок ‒ партнеры по деятельности и общению.
Для воспитания самостоятельности используются различные сочетания методов, приемов и средств, которые оказывают комплексное воздействие на ребенка.
Главными направлениями педагогической поддержки развития личностных качеств школьников, в том числе, самостоятельности, являются трудовая, игровая, продуктивная деятельность.
В организации самостоятельной работы учащихся большую роль играют методические объединения учителей: коллективными силами они могут создавать необходимый дидактический материал, сборники задач, инструкционные карточки с заданиями.
Методические объединения могут организовывать показательные уроки, проведение и обсуждение которых помогает улучшению методики обучения. Руководству школы при планировании методической работы необходимо уделять особое внимание организации самостоятельной работы учащихся.
Все виды самостоятельной деятельности школьников имеют большое значение. Трудно, невозможно переоценить работу ученика с книгой, самостоятельные творческие работы, требующие большей активности, работоспособности.
Главная задача курса ОБЖ видится не только в подготовке учащихся к экстремальным ситуациям, но и в укреплении их духовного, физического и психического здоровья, на основе чего и должна складываться безопасная жизнедеятельность. В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. Именно поэтому, в нашем обществе существует необходимость знать о безопасности взаимодействия человека со средой обитания и, самое главное, уметь применять эти знания на практике.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ОБОБЩЕНИЕ ДАННЫХ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Урок как целостная система
Более либо менее оконченным отрезком педагогического процесса в классно-урочной системе обучения является урок. Как говорил Верзилин Н. М., «урок является солнцем, вокруг которого, как планеты, вращаются все иные формы учебных занятий» [15, с. 36].
Что же такое урок? Ответ на данный вопрос довольно трудный на сегодняшний период времени.
До настоящего момента в педагогической науке преобладающим считается мнение, по которому урок является систематически применяемой для решения задач обучения, развития и воспитания детей, форма организации деятельности непрерывного состава школьников и педагогов в конкретный промежуток времени [20, с. 149].
Урок является формой организации обучения с учащимися единого возраста, непрерывного состава, занятием по четкому расписанию и с одной для всех программой обучения. В данной форме представляются все элементы учебно-воспитательного процесса:
— цель,
— содержание,
— методы,
— деятельность по организации и управлению,
— дидактические элементы,
— средства.
Назначение и сущность урока в обучении как целостной динамической системы сводится, к коллективному индивидуальному взаимодействию школьников и педагогов и, в результате которого осуществляется усвоение обучающимися навыков, умений и знаний, развитие их опыта деятельности, способностей, отношений и общения, и также совершенствование педагогического мастерства педагога.
Итак, урок, с одной стороны, является формой движения обучения в целом, с иной, – формой организации обучения, которая предопределена ключевыми требованиями к построению урока педагогом организационно, вытекающими из принципов и закономерностей обучения.
Руководствуясь ими, педагог готовит урок в форме системы дидактических задач, которые подлежат решению (развития, воспитания и образования) в ходе обучения этим определенным составом школьников в определенных условиях жизнедеятельности школы.
Другой аспект определения «урок», по концепции Махмутова М. И., формулируется так: «урок является вариативной и динамичной формой организованного процесса целенаправленного взаимодействия (общения и деятельностей) конкретного состава школьников и педагогов, которая включает средства, содержание, методы и формы обучения и, которая постоянно применяется (в одинаковый период времени) для решения задач образования, развития и воспитания в ходе обучения» [14, с. 44].
Функцией урока как целостной системы является достижение завершенной, но частичной цели, заключающейся, к примеру, в одном случае, в усвоении целостного, нового содержания, хоть и которое является элементом наиболее обширного содержания, в ином – в частичном усвоении на уровне осознанного запоминания (закрепления) и восприятия.
В первом случае структура урока как целостной системы повторяет структуру обучения как целостного процесса, во втором, – только частично отражает целостный процесс обучения.
Что позволяет говорить о том, что особенности урока как организационной формы обучения обуславливаются местом и целью каждого в отдельности урока в целостной системе учебной деятельности и вопросы, нужен ли организационный момент и в чем он заключается, обязательным ли является домашнее задание, всегда ли необходим опрос, как учесть индивидуальные особенности школьников, каким образом лучше организовать групповую либо коллективную работу, каким образом связывать урок с последующими и предыдущими уроками и иные, не являющиеся главными с точки зрения анализа учебного процесса.
Они имеют значение лишь при решении задач оптимальной организации учебы и вопросы о типах и структуре уроков.
Итак, урок является многоплановым и многогранным. В нем как в целостном элементе учебного процесса, обладают взаимодействием каждый компонент данного сложнейшего процесса – его общепедагогическое содержание, цели, дидактические задачи, материальное оснащение, методы, и пр.
Решая конкретные задачи в любом отдельно взятом временном отрезке процесса обучения, урок – это часть курса, темы учебной дисциплины и поэтому занимает собственное место в системе учебной дисциплины, темы программы и решает свойственные ему на этот момент дидактические цели, которые соотнесены с учебными воспитательными задачами курса.
Но, для этого урок сам обязан обладать своей строгой, единой внутренней логикой, средствами, определенными дидактическими целями, приемами и методами обучения. Урок является педагогическим произведением, и потому он обязан иметь отличие в целостности, внутренней взаимосвязанности частей, единой логике развертывания деятельности педагога и обучающихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью детей. Появление каждого урока начинается с осознания и верного, точного определения его итоговой цели – чего педагог стремится добиться; потом установления средства – что поможет педагогу в достижении цели, а уже потом определения способа – каким образом педагог будет действовать, чтобы достичь цели.