Курсовая теория на тему Организация работы с учащимися по предупреждению наркозависимости и агрессивных проявлений.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы проблемы наркомании и агрессивных проявлений среди подростков 4
1.1 Наркомания подростков как социальная проблема населения 4
1.2 Виды наркотиков, медицинские и социально-психологические последствия употребления наркотиков 8
1.3 Профилактика наркомании среди подростков 12
1.4 Профилактические программы для детей и подростков школьного возраста 20
1.5. Уровни профилактики агрессивного поведения у обучающихся в общеобразовательной организации 26
Список литературы 30
Введение:
Актуальность темы. Радикальные социально-политические и экономические преобразования в России, изменившие всю систему социальных ожиданий, стали серьезным испытанием для тех слоев населения, которые не были готовы к переходу к рыночным отношениям. Реформы сопровождались усилением негативных явлений в обществе, в частности, увеличением случаев девиантного поведения, к которым относятся алкоголизм, наркомания, токсикомания, проституция, вандализм, самоубийство, бродяжничество и др.
Особую тревогу вызывает растущая тенденция подростковой наркомании, которая представляет серьезную угрозу физическому, психическому и нравственному здоровью нации. Наркотизация несовершеннолетних — это процесс, определяющий общую аморализацию и деградацию личности, деформацию ее ценностных ориентаций и нравственных установок. Кроме того, наркомания является интенсивным катализатором асоциального поведения подростков.
В современном российском обществе сложилось отношение массового равнодушия, а зачастую и открытого одобрения подростков к употреблению наркотиков, сформировавшееся на фоне снижения уровня общей культуры, утраты доверия к фундаментальным культурным основам естественного существования, девальвации духовных ценностей, отступление от общечеловеческих норм нравственности, усиление бездуховности и его результат — эгоистично-потребительское отношение к жизни, апатия, равнодушие к себе и другим.
Объект исследования: социально-педагогические аспекты профилактики наркомании.
Тема исследования: особенности наркомании в подростковом возрасте и социально-педагогические аспекты ее профилактики.
Цель исследования: обосновать концептуальные положения организации, содержания и методов социально-педагогической профилактики наркомании; определить основные направления совершенствования социально-педагогической профилактики наркомании среди подростков.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научную и специальную литературу, а также архивные данные по проблеме развития наркомании в России.
3. На основе анализа явных и скрытых тенденций выявить количественные и качественные параметры распространения наркомании среди подростков в современной России.
4. Выявить факторы, способствующие развитию аддиктивного поведения подростков в трансформирующемся российском обществе и разработать меры по их предупреждению.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы проблемы наркомании и агрессивных проявлений среди подростков
1.1 Наркомания подростков как социальная проблема населения
Понятия «наркомания», «наркотик», «наркоман» стали частью жизни человечества и особой проблемой совсем недавно, в ХХ веке, во второй его половине. Понятие наркомании как особой области социальной патологии стало обозначать социально-биологическую угрозу глобального масштаба и характера. Наркомания – это заболевание, вызванное пристрастием к наркотическим или психотропным веществам [18].
По данным экспертной группы ВОЗ, в современном мире сохраняется тенденция к увеличению числа людей, принимающих наркотические средства, увеличивается употребление наркотиков молодежью, активизируется употребление нетрадиционных наркотиков, синтетические наркотики становятся все более популярными. более широко в употребление наркотиков вовлекаются представители всех социально-экономических групп общества.
Особую тревогу вызывает ее распространение среди подрастающего поколения, поскольку детская и подростковая наркомания создает прочную основу для развития наркомании взрослых [27]. В обычном понимании наркомания – это вредная привычка, болезненное пристрастие к употреблению наркотиков различными способами (глотание, вдыхание, введение в вену) с целью впасть в состояние затемнения [16]. Такое состояние могут вызвать истинные наркотики – опий, морфий, героин. Одурманивание этими веществами и считается собственно наркоманией. Подобный эффект могут производить и некоторые лекарственные препараты (снотворные, успокаивающие или возбуждающие), злоупотребление которыми называется лекарствоманией.
Психотропные вещества (psycho – душа, tropes – направление), лекарственные средства, оказывающие преимущественное влияние на психические процессы: применяются при различных нарушениях высшей нервной деятельности (транквилизаторы, седативные вещества, психостимулирующие вещества).
Психостимулирующие вещества (psycho – душа, stimular – погонять, возбуждать), лекарственные вещества, повышающие умственную и физическую работоспособность (меридил, синокарбр, синдофел, кофеин) [9]. ВОЗ дает следующее определение: «Наркотики — это вещества или смеси веществ, принципиально отличающиеся от всех веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности человека, и потребление которых приводит к изменению функционирования организма в целом. усложняет деятельность внутренних органов, центральной и вегетативной нервной системы» [22].
Вовлечение несовершеннолетних и молодежи в наркотическую зависимость продолжается высокими темпами и характеризуется опасной тенденцией. Он заключается в том, что употребление наркотиков и психоактивных веществ становится определенной ценностью, молодежной культурой потребления, то есть начинает быть образом жизни. По данным социологических исследований, средний возраст начала наркомании снизился до 14 лет у мальчиков и до 14,6 лет у девочек [11].
В России, согласно официальной статистике за 2009 год, количество наркозависимых, состоящих на учете в аптеках, оценивается в 503 тысячи человек, а реальное число, рассчитанное по методологии ООН, составляет более 2,5 миллиона человек. Ежедневно в России от употребления наркотиков умирает 80 человек, более 250 человек становятся наркозависимыми [19].
Наркомания – болезнь молодежи. Она исключает дееспособных граждан из нормального течения общественной жизни. В этом и есть угроза будущему страны.
На формирование наркомании влияют несколько факторов:
1) социальные факторы:
— неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий имущественный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);
— влияние группы сверстников, к которой принадлежит подросток;
— неадекватная молодежная политика, отсутствие реальной досуговой программы, трудоустройство несовершеннолетних;
— легкая доступность веществ, изменяющих психическое состояние;
2) индивидуально-психологические факторы:
— подражание старшим или авторитетным коллегам;
— попытка нейтрализации негативных эмоциональных переживаний;
— стремление соблюдать обычаи значительной группы своих сверстников;
— аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неуступчивость характера);
— протестные реакции (из-за неповиновения) по отношению к пожилым людям (родителям, учителям);
— саморазрушающее поведение;
— любопытство;
— Подчинение под давлением и угрозами [24].
Из всего этого выделяются три наиболее распространенных фактора, которые приводят к употреблению наркотиков:
1) от скуки (из любопытства);
2) для компании;
3) уйти от реальности и проблем.
С нашей точки зрения, основных причин употребления наркотиков всего две: семья и сверстники, их мы и изучим подробнее. Как правило, именно семейные проблемы толкают ребенка в «группу риска», создавая почву для обращения ребенка к наркотикам. Психологи давно доказали, что неполная семья сама по себе порождает патологии развития. У детей с родителем очень часто возникают трудности в общении, таким детям нужно давать «тройную дозу» внимания и любви.