Курсовая теория на тему Организация оперативно-розыскной деятельности в РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1. Теоретическое исследование организации
оперативно-розыскной деятельности в РФ..
1.1. Сущность организации оперативно-розыскной
деятельности в РФ
1.2. Особенности организации оперативно-розыскной
деятельности в РФ
2. Анализ организации оперативно-розыскной
деятельности в РФ
2.1. Специфика организации оперативно-розыскной
деятельности в РФ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Введение:
В процессе расследования
преступлений важнейшей задачей является хорошо налаженное, деловое и
рациональное взаимодействие следственных и оперативных подразделений.
Для более точного
уяснения понятия взаимодействия следственных и оперативных подразделений
необходимо обратиться к определению понятия «взаимодействие», которое удачно
выражает понятие слаженных действий органов в ходе раскрытия и расследования
преступлений. В русском языке взаимодействие означает взаимную связь двух
явлений, взаимную поддержку. Таким образом, мы считаем, суть взаимодействия
состоит в оказании следователями и сотрудниками оперативных подразделений
взаимопомощи в решении общих, совместных для них задач уголовного
судопроизводства.
Взаимодействие
следственных и оперативных подразделений – понятие, определяющее их
согласованную деятельность при расследовании преступлений широко употребляется
на практике. Оно давно введено в научный оборот и занимает теперь достойное и
прочное место в юридической литературе. Необходимость такой деятельности
вытекает из смысла и содержания ст. 21, 89, 142, 209, 210
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).
Одной из разновидностей
операций, проводимых органами внутренних дел, являются специальные операции,
осуществление которых связано с наиболее сложными событиями особых условий. К
участию в них привлекаются не только силы и средства органов внутренних дел, но
также силы и средства Федеральной службы войск национальной гвардии, созданной
05.04.2016 года. Как правило, при этом используются все находящиеся на
вооружении ОВД и Росгвардии средства воздействий на преступников: оружие,
боеприпасы, боевая и специальная техника, специальные средства и т.п.
Помимо внутренних войск в
состав Росгвардии вошли подразделения МВД России – ОМОН, СОБР, авиация,
вневедомственная охрана и лицензионно-разрешительная система.
Актуальность данной
работы заключается в необходимости рассмотрения организации
оперативно-розыскной деятельности в РФ.
Предмет исследования – особенности организации оперативно-розыскной
деятельности в РФ.
Объект
исследования – общественные отношения, возникающие в процессе применения норм,
регулирующих организацию
оперативно-розыскной деятельности в РФ.
Цель работы — выявление содержания организации
оперативно-розыскной деятельности в РФ. Достижение поставленной цели может быть
реализовано посредством следующих задач:
1. Характеристика
организации оперативно-розыскной деятельности в РФ 2. Выявление особенностей
деятельности организации оперативно-розыскной деятельности в РФ
3.
Исследование специфики организации оперативно-розыскной деятельности в РФ
4. Анализ
развития норм, определяющих организацию оперативно-розыскной деятельности в РФ .
В работе
использовались труды таких авторов, как: Левин А.О., Малышева И.А., Муталиева
Л.С., Солодовникова Т.В., Прокопенко В.Н. и др.
Методы,
используемые в работе — сравнительно — сопоставительный, логический методы, а также
методы обобщения и описания.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения.
Заключение:
На основе исследования
проблемы по данной теме, можно сделать следующие выводы.
Развитие оперативно-розыскной науки,
законодательства и правоприменительной практики не может быть ограничено
доктринальными стереотипами. Но не следует и чрезмерно расширять задачи и границы
применения ОРД. Все изменения должны быть социально обусловлены, законодательно
целесообразны и четко нормативно регламентированы. В этой связи следовало бы
критически оценить использование результатов ОРД при реализации полномочий
налоговых органов и в арбитражном производстве. Не отрицая возможность такой
практики, но нужны законодательные установления. Например, вопервых, как это
сделано в ст. 11 ФЗ «Об ОРД», где четко зафиксировано, что результаты
оперативно-розыскных мероприятий могут быть использованы для подготовки и
осуществления следственных и судебных действий, проведения оперативно-розыскных
мероприятий для решения задач, обозначенных в ст. 2 и 7 ФЗ «Об ОРД». Они могут
служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в
установленном ФЗ «Об ОРД» межведомственными и ведомственными нормативными
актами процедурах [1] в органы дознания, следователю или суд, в производстве
которого находится уголовное дело или материалы проверки сообщений о
преступлении, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в
соответствии с положениями уголовнопроцессуального законодательства РФ,
регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств, и в иных случаях,
установленных ФЗ «Об ОРД».
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную
деятельность, указанные в ст. 13 ФЗ «Об ОРД», издают в пределах своих
полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативные
акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных
мероприятий (ст. 4) и раскрывают задачи ОРД с учетом специфики, которая им
присуща при реализации возложенных функций. В любом случае они не могут
дополнять, изменять, выходить за рамки перечисленных в ФЗ «Об ОРД» задач, что
зафиксировано и в ст. 5, не допускается осуществление ОРД для достижения целей
и решения задач, не предусмотренных настоящим федеральным законом. Возникает
вопрос: целесообразно ли расширительное применение ОРД в сферах неуголовной
политики, увеличение субъектов получения и использования оперативно-розыскной
информации? Есть сферы фактически не охваченные оперативно-розыскным вниманием,
хотя организация ОРД в них отвечает насущным социальным потребностям и
противоречиво входит в процесс реализации положений уголовной политики. В
частности, нормативно недостаточно урегулированы вопросы об
оперативно-розыскном контроле за условно-освобожденными из мест лишения
свободы, за осужденными, отбывающими уголовное наказание вне мест лишения
свободы, включая и находящихся под административным надзором. В этих группах риска
достаточно высокий уровень рецидивных криминальных проявлений.
Уровень, структура и содержание преступных
проявлений в России не дают повод для оптимизма. Поэтому очевидно есть
потребность в совершенствовании оперативно-розыскного законодательства и повышению
эффективности его применения на главном направлении уголовной политики –
противодействию преступным проявлениям. В связи с этим следует шире проводить
межотраслевые исследования с тем, чтобы правильно оценить сложившуюся
реальность, наметить и осуществить меры интегративного характера по реализации
уголовной политики. Задержание вооруженных преступников занимает лидирующую
роль среди остальных видов задержания преступников. Это обосновано тем, что в
данном случае необходимо обратить особое внимание тактике выполняемых действий,
поскольку при данном виде задержания ставится вопрос о собственной безопасности
сотрудников.
При задержании вооружённые преступники применяют
различные виды оружия такие как: огнестрельное оружие, взрывные устройства и
иные средства вооружённого сопротивления, которые могут быть направлены на
уничтожение живой силы своих непосредственных оппонентов, а именно сотрудников
правоохранительных органов. Необходимо тщательно проводить подготовки перед
задержанием подобного рода. Важно максимально точно выяснить количество
преступников, характер их намерений, вид и количество оружия, наличие
заложников и т. д. Также необходимо подробно изучить место проведения
задержания, выяснение наличия искусственных и естественных укрытий и оперативно-техническое
обеспечение, составить план проведения мероприятия. В первую очередь стоит
попробовать выйти на переговоры с вооружёнными преступниками, для этого
используются квалифицированные специалисты-психолингвисты. Переговорный процесс
способствует психологической поддержке заложники и дезориентации преступников.
В случае оказания вооружённого сопротивления при
задержании преступников возможно открытие прицельного огня по преступникам. При
огневом контакте с преступниками необходимо также обеспечить поддерживающий
огонь.
Все обнаруженные в процессе задержания предметы
подлежат изъятию. Положения оружия фиксируется в протоколе, подробно
описывается их вид, количество, снимаются всевозможные следы. Все тактические
операции, направленные на задержание вооружённых преступников осуществляются в
условиях тактического риска, не гарантирующих полный успех на проведение
операции. Важное значение при задержании вооружённых преступников занимает
собственная безопасность сотрудников правоохранительных органов, т. к как
написано выше — проведение данной операции — это риск. Необходимо заранее, при
планировании, рассчитать возможные способы, обеспечивающие личную безопасность
сотрудников.
Общими условиями достижения успеха являются:
одновременность атаки с разных сторон, внезапность выполняемых действий, по
возможности скрытность своих действий.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретическое исследование организации оперативно-розыскной
деятельности в РФ
1.1. Сущность организации оперативно-розыскной деятельности в РФ
Оперативно-розыскная деятельность регулируется
специальным Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее —
ФЗ «Об ОРД»). Согласно ст. 1 этого закона ОРД — это вид деятельности,
осуществляемой гласно и негласно оперативными подразделениями государственных
органов, уполномоченных на то настоящим Федеральным законом, в пределах их
полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях
защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности,
обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.
Субъектами являются оперативно-розыскные органы,
их должностные лица, а также иные физические и юридические лица, наделенные
государственно-властными полномочиями на принятие соответствующих юридически
значимых решений в оперативно-розыскной деятельности и (или) проведение
оперативно-розыскных мероприятий либо участие в них, а равно изучаемые и
защищаемые лица.
В целях обеспечения безопасности ряда субъектов
оперативно-розыскной деятельности и членов их семей допускается проведение
специальных мероприятий по их защите, а результаты ОРД не представляются в суд
(следователю), если невозможно обеспечить безопасность их участников.
Система субъектов оперативно-розыскной
деятельности может быть представлена с учетом трех основных критериев:
1. Функционального, который в свою очередь
классифицируется на четыре основных группы:
1) непосредственно осуществляющие
оперативно-розыскную деятельность (ч.1 ст. 13 Федерального Закона об ОРД);
2) изучаемые лица (гл. 9);
3) лица, подлежащие оперативно-розыскной защите
(гл.10);
4) лица, осуществляющие контроль и надзор за
оперативно-розыскной деятельностью (Президент Российской Федерации и
Правительство Российской Федерации, судьи, уполномоченные прокуроры,
уполномоченные представитель Минфина России и др.).
2. По отношению к государству различают две
основных группы:
1) являющихся его представителями (область
собственно оперативно-розыскной деятельности);
2) не являющихся (Область частной сыскной
деятельности в аспекте оказания услуг оперативно-розыскного характера)
3. Все субъекты оперативно-розыскной деятельности
могут быть также классифицированы на две группы с учетом их деления на:
1) на физических лиц (например: оперативник,
прокурор, лицо, оказывающее содействие в осуществлении ОРД и др.);
2) юридических лиц (например,
оперативно-розыскной орган).
В перечне субъектов как участников
оперативно-розыскного процесса, несомненно, ведущая роль принадлежит субъектам
– физическим лицам, сотрудниками правоохранительных органов и спецслужб государства,
которые в ходе своей служебной деятельности непосредственно применяют ОРМ,
добывают, анализируют оперативную информацию, для чего вступают во
взаимоотношения с различными лицами, в том числе и с представителями
криминальной среды.
Таким образом, ОРМ могут осуществляться в двух
формах: гласно и негласно. Негласность означает неочевидность, скрытость
проводимых ОРМ от лиц, в них не участвующих, в том числе и от сотрудников
оперативно-розыскных органов, даже если они имеют соответствующий допуск, но прежде
всего — от объектов (лиц, групп, организаций), в отношении которых они
проводится. Это позволяет нейтрализовать возможное противодействие со стороны
объектов ОРД, обеспечить безопасность участников ОРМ, результативность
мероприятий, сохранить в тайне сам факт осуществления ОРМ, применяемые при этом
средства и методы. Гласность ОРМ — это проведение ОРМ, содержание, цели,
участники которых не скрываются ни от окружающих, ни от объектов их проведения.
Цель ОРД — защита человека, общества и
государства от преступных посягательств. В законодательном определении ОРД
отражена лишь конечная, главная цель ОРД — защита от преступных посягательств.
Такую же цель преследуют и другие виды правоохранительной деятельности
государства (например, уголовно-процессуальная деятельность, деятельность
законодателя по установлению преступности и наказуемости деяний, деятельность
по исполнению наказания и др.).
По мнению некоторых ученых, легальное определение
неполно отражает содержание ОРД.
Так, законодатель указал, что ОРД может достигать
своих целей только «посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий»,
следовательно, можно сделать вывод, что ОРД может выражаться только в
проведении гласно и негласно оперативно-розыскных мероприятий. По мнению ряда
ученых, ОРД может выражаться не только в проведении ОРМ, но также в
осуществлении следующих видов деятельности:
1. Привлечение к конфиденциальному содействию лиц
(ч. 2 ст. 15, ст. 17 ФЗ «Об ОРД»);
2. Ведение специфической финансовой деятельности,
заключающейся, например, в закрытых от налогообложения выплатах лицам,
оказывающим содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность (ст. 18 ФЗ «Об ОРД»);