Курсовая теория на тему Организация и режиссура народных праздников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 490 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА 5
1.1 Праздник: понятие, сущность, классификация 5
1.2 Сравнительный анализ государственного и народного праздника 10
ГЛАВА 2 ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ 15
2.1 Особенности написания сценария народного праздника 15
2.2 Специфика режиссуры 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Актуальность темы исследования. Народные праздники на Руси всегда занимали особенное место культуре. Это праздники, которые связаны с солнцем и плодородием, урожаем, что являлось основным видом деятельности славян. В целом же наши предки жили вне отрыва от природы. И сегодня все больше людей начинает интересоваться бытом и сакральной жизнью наших предков.
Актуальность, соответственно, определяется возрождающимся интересом нынешнего поколения к историческим истокам нашего народа. Многие традиционные обряды дошли и до наших дней. Народный праздник приобретает все большую популярность среди населения. Соответственно, актуализируется вопрос о подготовке такого типа праздника.
Проблема исследования сегодня заключается в том, что в настоящее время еще не собрано большого количества научных работ и фундаментальных трудов по теме русского праздничного календаря. Информация о технологии проведения народных праздников зачастую фрагментарна и обрывочна. Причем, не принято различать по технологии народные и государственные праздники, что усиливает интерес к специфике режиссуры народных праздников.
Объект исследования: народные праздники.
Предмет исследования: технология организационно-режиссерской специфики проведения народных праздников.
Цель исследования: систематизировать научные сведения о технологии организации народных праздников.
Исходя из поставленной цели был определен круг исследовательских задач:
— рассмотреть понятие, сущность и классификацию праздников;
— провести сравнительны анализ государственного и народного праздника;
— изучить особенности написания сценария народного праздника;
— проанализировать специфику режиссуры народного праздника.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез научной литературы по теме исследования).
Структура исследования. Работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы.
Заключение:
Теоретико-практические и методологические аспекты сценарно-режиссерской деятельности по организации и проведению народных праздников показывает, что достаточно непросто передать задумку, замысел, идею, которую разработал режиссер. Народное действо как художественно-педагогическое явление требует к себе очень скрупулезного отношения. Исходя из этого, драматургия и режиссура народного праздника представляется как процесс достаточно сложный и трудоемкий.
В частности, при разработке сценария народного праздника обязательно следует учитывать традиции и обряды, преемственные непосредственно для этого праздника, учитывать характерные черты региона, в котором будет проходить праздник. Заложенные в народном празднике высокая духовность и нравственность выступают гарантами уважения к традициям, доброжелательных отношений между окружающими, любви и бережного отношения к природе.
При составлении режиссерского сценария большое внимание уделяется работе с художником, потому что образно-пластическое решение массового представления во многом определяет его идейно-художественную силу. В решении этой задачи участвует и художник, и звукооформитель (подготовка и запись фонографии). К сводным репетициям основные эпизоды и номера должны быть отрепетированы. Режиссер обязан решать и вопросы подготовки массовых групп, их приход на сцену, эвакуацию массы со сцены. Работу режиссера при постановке театрализованного представления можно определить как творчески-организаторскую.
Сущность режиссёрской деятельности заключается в процессах отбора и в разработке специфических эмоционально-выразительных средств и приёмов воздействия на зрителей:
— создание эпизодов и их художественная организация в комплексную форму целостной программы;
— использования режиссерских методов «театрализации», «иллюстрирования»;
— сочетание различных видов деятельности: творческой, исследовательской, педагогической, драматургической, исполнительской в условиях подготовки праздника;
— организационная работа с различными категориями людей (профессиональными специалистами, актёрами, ведущими, самодеятельными коллективами, участниками реальных событий и игровых массовых действ, зрителей);
— использование в постановках разнообразных эмоционально-выразительных средств (художественных, документальных, игровых, технических);
— использование в синтезе отдельных компонентов и структурных элементов композиции разнообразных приёмов монтажа (последовательного, контрастного, ассоциативного, параллельного, ретроспективного и др.), типов связок (сюжетных, тематических, состязательных, конфликтных, проблемных, интермедийных).
Таким образом, режиссерская работа над сценарием народного праздника, его воплощение в жизнь – это художественно-образный процесс, требующий большого вовлечения в фактологический материал и подразумевающий выраженный воспитательный аспект.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАРОДНОГО ПРАЗДНИКА
1.1 Праздник: понятие, сущность, классификация
Само по себе понятие «праздник» и его эквиваленты в различных языках обусловлены словарным фондом повседневной речи, соответственно, данный термин зачастую употребляются для характеристики эмоциональных состояний, являясь термином «служебного» характера.
Праздник во все времена являлся неотъемлемой частью жизни человека и общества. По мнению М.И. Воловиковой, С.В. Тихомировой и А.М. Борисовой испокон веков праздник «сохраняют в культуре как драгоценность, потому что в нем – одно из важнейших условий сохранения жизнеспособности народа». Соответственно, все, что касается темы народа – это пласт определенной народной культуры, которая сложилась поколениями.
Праздник призван отражать жизнь общества и отдельного человека, он представляется общественной социально-культурной ценностью, которая непосредственно способствует формированию личностной духовности. В нем всегда отражаются политические и социально-экономические аспекты развития общества, а также интересы и стремления человека и государства. Праздник, в соответствии с этим, представляется как особое средство формирования и утверждения общности, поскольку он всегда содержит идеологическую составляющую.
Научная литература сформировала большую определительную базу данного феномена культуры. Интересно рассмотреть, как в разных культурах трактуется понимание праздника:
1. В древнееврейском языке первоначальное название праздника – «хач» («хачать» – танцевать), что связано с праздничной церемонией, которая совершается в плясовом ритме вокруг алтаря; далее, древнееврейское название – «моэд» – урочный час, сегодня же употребляется термин «йом-тов».
2. В латинском языке имеют место быть два термина: feriae – праздничные дни, каникулы, дни отдыха и festum – праздник, торжество, праздничный день.
3. Во французском языке термин «праздник» имеет три составляющих: особый день, посвященный культу религиозных церемоний; публичные развлечения, у которых обязательно есть какой-то радостный и нерелигиозный повод, а также просто радости житейского характера.
4. В немецком языке празднику соответствуют два термина – Fest (непосредственно праздник) и Feier (торжество).
Общепринято праздник создается вокруг какого-либо особого мифического сюжета, он необходим для того, чтобы получить или укрепить в общественном сознании согласие на требуемый порядок. Праздник – это символическая игра, которая ориентирует практику в направлении мифа, предлагающего ей смысл.
Кроме того, необходимо рассмотреть определение праздника в толковых словарях:
1. Энциклопедический словарь русского библиографического общества «Гранат» (1897 г.) рассматривает праздник только как акт религиозной составляющей.
2. Ф.А. Брокгауз и А.И. Ефрон, в свою очередь, различали религиозные и светские праздники (1898 г.).
3. В.И. Даль излагал понятие «праздник» от слова «праздный», где речь идет о периоде, в который не нужно работать и можно проводить время «пустым» образом.
4. М. Фасмер полагал, что понятие «праздный» пришло из исконно древнеславянского слова «праздь», суть которого – безделье (1964 г.).
В современном же русском языке смысловое значение понятия «праздник» несколько отделилось от понятия «праздный», то есть, бессодержательный.
5. Авторы словарей русского языка Д.Н. Ушаков и С.И. Ожегов более широко понимали функционирование праздников, тем не менее, их также привязывали к культовым дням.
6. Л.В. Успенский в этимологическом словаре «Почему не иначе» рассматривал праздник исходя из старославянского понятия «праздный» в значении «порожний».